Государственные языки сирии. Очерк политической истории Сирии в ХХ и начале ХХI века Какие нации и религии живут в сирии

  • 07.09.2024

Исламский фактор оказывает ощутимое воздействие на внутреннюю обстановку и внешнюю политику многих государств мусульманских регионов. С недавних пор он приобрел также небывалую значимость на международной политической арене. Информационные агентства всего мира ежечасно сообщают о новых событиях в той или иной стране мира, в которых приняли участие исламские религиозно-политические группировки.

Очагом, территориальной базой этих группировок является Сирия. Вероисповедание 90% граждан данной страны – ислам, что побуждает людей к ассоциированию терроризма и исламской веры. В медийном пространстве всё чаще можно наблюдать клише «сирийские террористы», «сирийские смертники» и прочее.

Такие ассоциации способствуют нагнетанию конфликта и стимулируют ощущение «исламской опасности». Достаточно вспомнить кровавую историю «Шарли Эбдо», которую спровоцировали их религиозные карикатуры, и очередные нападки на официальный, мирный ислам, дескать, корни проблемы находятся в…

90 % населения Сирии составляют мусульмане, 10% христиане. Мусульмане преимущественно сунниты (74 %). Остальное население составляют представители различных исламских направлений, главным образом алавиты (составляют 10% общей численности населения) и друзы (6%), однако в стране также присутствуют общины шиитов-исмаилитов, которые резко увеличились из-за притока иракских беженцев с 2005 г.

Ислам, третья Монотеистическая религия, которая была основана Пророком Мухаммедом, потомком длинной линии пророков, включая Иисуса, Моисея, Авраама, и Давида (Мир им).

Пророк Мухаммед получил откровение от Архангела Гавриила (В исламе – Джебраила), который продиктовал ему Коран. Слово «Аллах» с арабского переводится – «Бог». После широкого распространения, ислам стал главной религией Сирии.

Христианство:

Христиане в Сирии составляют приблизительно 8 – 10 % сирийского населения.

Но христианство в Сирии не…

География

Сирия или Сирийская Арабская Республика — государство на Ближнем Востоке, в восточном Средиземноморье, граничит с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере. Омывается Средиземным морем на западе. Площадь составляет 185,2 тысяч…

Сирия - государство в Западной Азии. Граничит с Турцией, Ираком, Иорданией, Израилем и Ливаном, на западе омывается Средиземным морем. Площадь - 185,2 тыс….

Сирия

Алеппо
Аль Камышли
Босра
Вади Ан Насара
Дамаск
Дамаск (окрестности)
Дараа
Дэйр эз-Зоур
Идлеб
Латакия
Мёртвые города
Пальмира
Ракка
Суэйда (Свэйда)
Тартус
Хама
Химс (Хомс)

История Сирии (араб….

Си рия (араб….

Сирия – древнейшая цивилизация на Ближнем Востоке

Цивилизация зародилась здесь ещё в IV в. до н.э. По утверждению Карла Бедекера, немецкого основателя издательства путеводителей по разным городам и странам, столица Сирии Дамаск является древнейшей из существующих сейчас столиц мира.

Современное государство Сирийская Арабская Республика граничит с Ливаном, Израилем, Иорданией, Ираком и Турцией. Омывается на западе Средиземным морем.

Государственная символика

Флаг – современный флаг Сирии был повторно введён в 1980 г. Ранее этот флаг использовался Объединённой Арабской Республикой.
Цвета флага традиционны для флагов арабских стран. Две звезды означают Египет и Сирию – два народа, вошедших в Объединённую Арабскую Республику. Зелёный цвет – цвет Фатимидов (династия мусульманских халифов с 969 по 1171…

Сири йская Ара бская Респу блика (араб….

90 % населения Сирии составляют мусульмане, 10% христиане. Мусульмане преимущественно сунниты (74 %). Остальное население составляют представители различных исламских направлений, главным образом алавиты (составляют 10% общей численности населения) и друзы (6%), однако в стране также присутствуют общины шиитов-исмаилитов, которые резко увеличились из-за притокаиракских беженцев с 2005 г.

Ислам:

Ислам, третья Монотеистическая религия, которая была основана Пророком Мухаммедом, потомком длинной линии пророков, включая Иисуса, Моисея, Авраама, и Давида (Мир им).

Пророк Мухаммед получил откровение от Архангела Гавриила (В исламе - Джебраила), который продиктовал ему Коран. Слово «Аллах» с арабского переводится - «Бог». После широкого распространения, ислам стал главной религией Сирии.

Христианство:

Христиане в Сирии составляют приблизительно 8 - 10 % сирийского населения.

Но христианство в Сирии не является монолитным, а представлено разными церквями, в их числе Католические церкви, Православные церкви и Протестантские церкви.

В свою очередь представителями Католических церквей являются - грекокатолики, сиро-католики, армяно-григориане, марониты, халдеии католики латинского обряда. У всех есть собственный Патриарх, хотя самое высокое положение занимает Папа Римский в Ватикане.

Православные церкви также разделены на - греко-ортодоксальные, сиро-ортодоксальные и армяно-ортодоксальные.У этих церквей есть свои собственные Патриархи, а армянская ортодоксальная Церковь находится под руководством Патриарха в Армении.

Протестантов в Сирии немного и находятся под руководством Thinodus (Уровень Духовенства).

Их представительство в научной и экономической жизни страны намного превышает процент их населения.

Христианство в Сирии признано, поэтому Национальные праздники включают Рождество, Новый Год и Пасху.

Пасха празднуется в две разные даты, по общепринятой Западом дате (празднуется Католическими Церквями, Протестантскими Цекрвями и Армянской Православной Церковью) и по другой дате, принятой сиро и греко-ортодоксами.

Иудаизм:

Есть также совсем небольшое сирийское еврейское сообщество, которое ограничено, главным образом, Дамаском; остатки прежде 40 000 сплоченных сообществ. После принятого ООН в 1947 году плана РазделенияПалестины, были многочисленные выступления против евреев в Дамаске и Алеппо. Еврейская собственность была конфискована или сожжена и после учреждения государства Израиль, многие сбежали в Израиль, и только 5000 евреев остались в Сирии. Из них, 4000 осталось после соглашения с Соединенными Штатами в 1990-х. С 2006 г. насчитывается только несколько сотен евреев, оставшихся в Сирии.

Религиозные памятники:

Мечеть Омейядов:

Расположена в одном из самых священных мест в старом городе Дамаска, в конце Suq al-Hamidiyeh. Мечеть Омейядов построил арабский халиф Валид бен Абдель-Малик в 705 г., когда Дамаск был столицей арабской исламской Империи.

Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада (арамейского бога древних сирийцев 3 000 лет назад). Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера . Затем, в византийское время, (в 4 столетии, когда распространялось христианство) христианская церковь , посвящённая Иоанну Крестителю.

Первоначально арабское завоевание Дамаска в 635 году не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку напротив южной стены храма и там выполняли свои обряды.

Когда Халиф Валид решил установить величайшую мечеть, подходящую своим великолепием арабскому миру, мечеть, подобно которой «никогда не было» и «никогда не будет»,он провел переговоры с христианскими общинами Дамаска и обязался построить новую Церковь (Церковь Св. Иоанна) для них, а также выделить несколько участков земли для других церквей, если они откажутся от своего права на их часть Мечети.Они согласились.

Для строительства потребовалось десять лет и одиннадцать миллионов золотых динаров, так же большое число масонов, художников, строителей, плотников и живописцев. Эта Мечеть стала архитектурной моделью для сотен мечетей всюду по исламскому миру.

У Большой мечети три минарета, которые были возведены в разные эпохи и в разных стилях. Минареты, которые можно видеть и сегодня, представляют собой подлинные минареты и лишь частично были реставрированы в периоды Айюбидов, Мамлюков и Османов.

Мечеть представляет собой огромный комплекс: собственно мечеть с просторным молитвенным залом и большой двор, окруженный колоннадой. Фасадная часть внутреннего двора и окружающие колоннады облицованы цветным мрамором, декорированы мозаичной плиткой и покрыты позолотой.

Внутри мечети находится захоронение Иоанна Крестителя (в Исламе - П ророка Яхьи ) и, возможно, части его тела. Святыня почитается как христианами, так и мусульманами.

Часовня Св. Павла

Создана в память о Св. Павле.Его именем было Савл, он не входил в число Двенадцати апостолов и участвовавал в юности в преследовании христиан .

Однажды, на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп. Это было видением веры. Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием и крестился. После чего стал одним из самых верных защитников Христианства.

Иудеи, узнав об этом решили его убить, но Апостол тайно ночью был спущен в корзине на землю почитавшими его христианами и тем самым спасся. Церковь расположена на месте его спасения.

Апостол Павел продолжал проповедовать и преподавать Евангелие до самой смерти.

Конституция Сирии не прописывает, что какая-либо религия может считаться официальной государственной, гарантирует свободу вероисповедания и прав всех религий, кроме тех религий или направлений, которые нарушают права человека — являются преступными.

Первоначально на территории Сирии было распространено семитское язычество с характерными для него культами местных божеств плодородия. Имена божеств («баал», господин) сохранились в топонимах по всему Ближнему Востоку, в том числе и в Сирии. В начале 1-го тысячелетия нашей эры к власти в Римской империи пришла династия Северов, представители которой имели сирийские корни и распространяли мистерии сирийского происхождения. Основной миф этих мистерий — адаптация древнего мифа об Изиде (Хатхор, Астарте, Иштар, Атаргатис). Последней, в частности, посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине», откуда происходит её греко-римское именование «Сирийская богиня», использовавшееся при посвящениях.

Сирия исторически являлась одним из мировых центров христианства. В эпоху Вселенских соборов происходит догматическое оформление православия и возникают различные ереси — несторианство, арианство, докетизм и многие другие. Секты, отпавшие от православной церкви из-за христологических споров, оказали сильное влияние на становление и распространение ислама в VII-VIII веках.

Сегодня более 90 % населения Сирии являются мусульманами. В рамках сирийского ислама существует большое количество разнородных групп — сунниты, шииты-иснаашариты, различные шиитские секты (исмаилиты, алавиты, друзы). 10 % населения — христиане (православные, католики, протестанты), среди христиан выделяется армянская община. Евреи практически полностью переселились из Сирии в Израиль и США, в основном из-за антиизраильской внешней политики страны.

Сунниты. В целом, общественно-политическая жизнь Сирии в последнее десятилетие характеризуется ростом влияния суннитского ислама, однако не радикальных, а умеренных течений. Еще при Хафезе Асаде таким группам, как радикальное крыло организации «Братья-мусульмане» и спонсируемым Саудовской Аравией общинам ваххабитов в Дамаске и Алеппо, было оказано серьёзное противодействие. Башар Асад в начале своего правления попытался продолжить политику своего отца, направленную на поддержание межконфессионального мира и согласия не только военными, но и мирными средствами. Например, в 2001 году Башар Асад женился на бывшей сотруднице банка JP Morgan, которая происходила из обеспеченной суннитской семьи.

Сунниты составляют до 75 % всех мусульман Сирии. В настоящее время конфликт между суннитским большинством и алавитской правящей группой носит скрытый характер, но в начале 80-х годов XX века это противостояние чуть не поставило страну на грань гражданской войны. Сторонники организации «Братья-мусульмане», Партия исламского освобождения и ряд крупных суфийских тарикатов выступили за создание исламского государства на территории Сирии и введение шариата в качестве единственного закона страны. Антибааситские выступления были жестоко подавлены правительством Асада. Всего от действий властей тогда пострадали более 30 000 человек (по неофициальным данным).

Башар Асад после прихода к власти отправил в отставку многих влиятельных суннитов из окружения своего отца, что позволило некоторым исследователям даже говорить об «алавитизации» правящей элиты Сирии. В рамках структуры «Высший алавитский совет» решаются все вопросы реальной политической жизни государства, что не может не вызывать недовольства у суннитского большинства. Потенциальный конфликт усугубляется неблагоприятными социально-экономическими тенденциями в стране. Этно-конфессиональный конфликт может стать одним из каналов протеста для простых и малообеспеченных суннитов, которые проявляют известное недовольство снижающимся уровнем жизни.

Одной из тенденций последнего времени (после войны в Ливане) стал переход части суннитов в шиизм по политическим соображениям. Несколько лет тому назад немалое число жителей городка Ат-Тель, находящегося в пяти часах езды от Дамаска, стали шиитами. Такого рода переходы были немыслимы ещё несколько лет назад, но после усугубления конфликта между Израилем и Хезболлой многие сунниты увидели в шиитских боевиках реальную политическую силу и стали поддерживать их.

Шииты. В отличие от суннитов, шииты не признают линию халифов, берущую начало от Абу Бакра, и считают последнего незаконным узурпатором. Истинный преемник Мухаммеда, по мнению шиитов, — его зять Али, который в крайних шиитских сектах почитается как воплощение божества. Исторически лидеры шиитов — это прямые потомки Али и дочери Мухаммеда Фатимы. Все шииты стремятся к восстановлению единоличной духовной и светской власти имама (потомка Али), однако среди различных групп шиитов с течением времени возникли споры о том, какая из линий преемственности считается правильной.

Иснаашариты, большая часть шиитской общины, считают правильной линию передачи из 12 имамов, последний из которых, Махди, находится в сокрытом состоянии и вернётся в конце времён, чтобы установить шиизм по всему миру. Вынужденные веками противостоять ортодоксальному исламу и подвергаться гонениям властей, шииты разработали целую систему тайных организаций, которые были широко распространены в истории халифата. Численность иснаашаритов в Сирии долгое время была незначительной по сравнению с суннитским большинством, но из-за начала войны в Ираке многие иракские представители общины «двунадесятников» мигрировали в Сирию.

С политической точки зрения в конце XX в. закрепилось сотрудничество между Ираном и Сирией, причём обе стороны поддерживали шиитскую военизированную организацию Хезболла, хотя в религиозном отношении различия между шиитами-иснаашаритами, которые пришли к власти в ИРИ, и алавитами, правящими в Сирии, являются существенными. Так, лидер иранской революции аятолла Хомейни даже издал фетву (богословско-правовое заключение), в соответствии с которой алавиты, несмотря на все нововведения, являются мусульманами.

Алавиты. Со времён распада Османской империи французская колониальная политика была направлена на использование алавитов (мутаалии, алеви, нусайриты) в качестве форпоста влияния метрополии. Религиозные меньшинства, такие как алавиты, должны были расколоть национально-освободительное движение. Для этого в их среде распространялось учение об изначально христианских корнях крайнего шиизма, в результате чего алавиты должны были противопоставить себя суннитскому большинству. В начале XX века французы с переменным успехом применяли эту тактику. С 1922 по 1936 годы даже существовала алавитская автономия, которая в итоге, несмотря на протесты ряда алавитских шейхов, была включена в состав Сирии.

В дальнейшем алавиты потеряли своё влияние и стали достаточно маргинальной группой в сирийском обществе. Этому способствовали низкий образовательный уровень большинства населения, высокие показатели детской смертности и подчинённое положение по отношению к суннитскому большинству. После утраты государственной самостоятельности у алавитской общины возникла потребность каким-то образом согласовать нусайризм с суннитской акыдой (вероучением и практикой ахль сунна валь джамаа). В результате реформ было зафиксировано утверждение, что всякий алавит является мусульманином, если признает Коран и пророческую миссию Мухаммеда. В области фикха (мусульманского правоведения) алавиты придерживались джафаритского мазхаба, который традиционно используется шиитами. Все эзотерические доктрины алавитов и их передача сохранялись в полном объёме, поэтому многие суннитские авторитеты, в отличие от Хомейни, так и не признали алавитов ортодоксальными мусульманами.

Современная наука располагает фрагментарными сведениями о сущности учения алавитов. Предполагается, что основной сакральный текст общины «Китаб аль-Маджмуа» является подражанием Корану, состоит из 16 айятов (стихов) и заключает в себе основные положения вероучения, которые и отличают алавитов от других мусульманских сект. Алавиты обожествляют триаду из Али (Смысл (ма’на), Мухаммеда (Имя (исм) и Сальмана Перса (Врата (баб), используя фигуры этих людей для описания эзотерических понятий (аль-батын). Из-за того, что в алавитском ритуале большую роль играют элементы христианства, французы неоднократно выдвигали версии о том, что алавиты являются потомками какой-то христианской общины или крестоносцев. В тайном учении этой секты распространены также элементы астролатрии, характерного для многих ближневосточных учений (разделение на поклонников солнца и луны), маздеизма и других древних учений. Вся община верующих алавитов делится на посвящённых (отец и мать которых должны быть из алавитов) и мирян. Стоит отметить, что лидер страны Башар Асад не является посвящённым («хасса»).

На протяжении 1940-1950-х годов алавитские шейхи предпринимали усилия по сближению с иснаашаритским духовенством, которые не увенчались успехом; сейчас эта линия (на сближение с шиитскими шейхами) продолжается. Несмотря на положение меньшинства, в ходе национально-освободительной борьбы алавиты выдвинули тезисы модернизации, светского общества и интеграции в современный мир. В первой половине 1960-х годов они делали карьеру и занимали ведущие позиции в армейской среде и левобаасистском движении. Все эти факторы способствовали политическому успеху общины алавитов, несмотря на антиалавитские настроения в широких народных массах: и Хафез Асад, и Башар Асад — выходцы именно из алавитской среды. На сегодняшний день численность алавитов составляет более 11 % населения. Вместе алавиты и друзы составляют до четверти всего мусульманского населения Сирии.

Другие шиитские секты — исмаилиты и друзы. Исмаилиты и друзы вместе составляют около 3 % населения страны. Исмаилиты берут своё название от Исмаила — старший сын шестого имама (прямого потомка Али), Джафара ас-Садыка. По ряду причин старший сын не смог наследовать имамат, но исмаилиты, в отличие от иснаашаритов («двунадесятников»), не признали седьмого и последующего имамов и считают седьмым, скрытым имамом Махди именно Исмаила.

С 1963 года эти группы выступают в качестве основных, но младших партнёров алавитов в политической жизни Сирии. Все эти группы традиционно были широко представлены в высшем военном руководстве страны, в результате чего возникли предпосылки для захвата и удержания власти религиозным меньшинством. Исмаилиты пользуются широкой международной поддержкой со стороны своего влиятельного лидера — миллиардера Ага-хана IV, который является духовным лидером этой общины. Ага-хан IV имеет широкие связи с западными элитами и спонсирует гуманитарно-просветительские проекты в странах, где проживают исмаилиты, таким образом расширяя влияние этой секты. Известно, что исмаилиты, как и алавиты, отрицают некоторые положения шариата, широко используют аллегорические интерпретации Корана и элементы античной философии, а также являются сторонниками идеи имамата, то есть придерживаются концепции передачи духовного влияния от Али ибн Аби Талиба, сподвижника Мухаммеда. В эзотерической системе исмаилитов есть семь степеней посвящения, на каждой из которых посвящаемый получает более глубокую интерпретацию священных текстов.

О религиозных представлениях друзов известно очень мало из-за того, что эта община является чрезвычайно закрытой, несмотря на то, что многие западные исследователи занимались вопросом сравнительной значимости религиозных текстов друзов (например, текста «Расаиль аль Хукма»). Можно сказать, что друзы являются крайними «батинистами» (сторонниками посвятительной эзотерической доктрины), в которой собственно ислам является только одним из источников. Вопрос о других компонентах вероучения друзов (гностицизм, христианство) остаётся спорным. Предположительно, друзы верят в реинкарнацию и последовательное воплощение божества в святых людях и пророках. Ритуалы друзов до сих пор остаются скрытыми от непосвящённых и иностранцев благодаря широко распространённой в их среде общешиитской практике «такыйя» (араб, сокрытие веры, букв, осторожность, осмотрительность), которая предусматривает возможность исповедания веры только мысленно, а не на словах. Из-за доктрины переселения душ приём новых членов в общину не допускается.

Современные суннитские учёные расходятся во мнении относительно того, можно ли считать друзов мусульманами. Большинство считает, что, несмотря на формальное признание друзами шахады, практикуемые ими ритуалы не являются исламскими. В политике друзы ещё с середины XIX века ориентировались на Великобританию.

Общей тенденцией в развитии ислама в современной Сирии является заметный рост исламских настроений в сирийском обществе, который отмечается в последние 5-7 лет. Это зримо проявляется в повседневной жизни Сирии. Растёт численность новых мечетей и медресе, все больше молодых девушек и женщин предпочитают покрывать голову платком или носить хиджабы, увеличивается количество так называемых женских ассамблей, салонов и клубов, где, наряду с обучением нехитрым приёмам домоводства, идёт активная пропаганда исламских идей, жёстче, нежели в прежние годы, соблюдаются нормы исламской морали и правила поведения, особенно во время религиозных праздников, и тому подобного. Среди основных причин исламизации сирийского общества следует отметить определённое разочарование рядовых сирийцев в социально-экономической политике властей, деятельность которых, базировавшаяся на идеологии арабского национализма с сильной светской компонентой, не способствовала серьёзному росту благосостояния большинства населения. На внешней арене власти не удалось одержать победу над Израилем, вернуть оккупированные территории и обеспечить длительный мир.

Христиане. Антиохийская православная церковь, резиденция которой расположена в старом районе Дамаска, была основана в 37 году нашей эры святыми апостолами Петром и Павлом. Распространение христианства на Ближнем Востоке началось с Сирии; на территории страны расположены многие памятники архитектуры и сакральные объекты, относящиеся к самым ранним периодам христианской истории.

Христиане в Сирии (10 %) принадлежат к целому ряду церквей. Большинство сирийских христиан — сторонники православной греко-византийской церкви. Следующие по численности — армяно-григориане, католики — униаты, которые являются прихожанами 3 церквей: грекокатолической, армяно-католической и сиро-католической. Кроме них в Сирии проживают и последователи местных, ближневосточных христианских церквей.

Численность христиан в Сирии имеет тенденцию к сокращению. Это не в последнюю очередь обусловлено дискриминационной политикой руководства страны, которая направлена на поиск легитимности в глазах суннитского большинства: лидером государства может быть только мусульманин, женитьба христианина на мусульманке запрещена (для мусульман таких запретов нет), в христианских школах ученики в обязательном порядке изучают исламскую культуру и историю. Вместе с тем, по сравнению с другими странами Ближнего Востока, положение христиан в Сирии остаётся достаточно защищённым. Большую роль в этом играют традиции веротерпимости и мирного сосуществования, которые неизбежно развиваются в таких крупных торговых центрах, как Дамаск и Алеппо. Христиане в основном заняты в сфере торговли, среди них больше городских жителей и людей с высшим образованием. Со времён французского владычества христианские семьи сотрудничали с европейцами в политической и культурной сферах. Группы протестантов в Сирии немногочисленны и не обособляют себя от остальных христиан. В целом можно отметить, что долгое существование в поликонфессиональной среде сплотило христиан всех церквей.

Кроме христиан в Сирии есть небольшая община курдов, которые традиционно исповедуют йезидизм — национальное верование, сочетающее элементы зороастризма, несторианства и суфизма.

Ключевой особенностью, определяющей характер взаимоотношения власти с исламом и роль исламской религии в политике, служит ряд обстоятельств. С одной стороны, важной составляющей легитимации власти внутри страны и обеспечения внешней поддержки САР, особенно в нынешних условиях, служит ислам и особый характер взаимоотношений с региональными движениями политического ислама, типа Хезболлы, «Хамас». С другой — власти настороженно относятся к собственным оппозиционным исламским движениям и жёстко контролируют их деятельность.

арабы – 90%. Самыми значимыми национальным меньшинствами являются курды (порядка трёхсот тысяч, живут в горных районах, провинциях Латакш и Эль-Хасака), армяне (135 тысяч, населили города Дамаск и Халеб), ассирийцы (область Эль-Джазира, долина реки Хабура), черкесы (провинции Деръа и Халеб), турки и туркмены (провинция Латакия) и другие.

Религия

Вероисповедание жителей страны разнообразно. Подавляющее большинство (около 85%) сирийцев исповедуют мусульманство . В основном это сунниты, но среди религиозных меньшинств встречаются шииты и их разновидности. Порядка 15% местных жителей являются христианами. Из них больше всего относят себя к православной греко-византийской ветви. Помимо этого, в стране проживают армяне-григориане, униаты, якобиты, несториане, протестанты и католики.

Язык

Государственным языком в Сирии является арабский. Он же наиболее распространён в стране. Из других языков часто употребляются курдский, армянский, туркменский, адыгский (черкесский). Можно встретить сирийцев, способных изъясняться на некоторых европейских языках, например, на английском, французском или русском.

Правила поведения для туристов

  • Туристам следует с осторожностью относиться к скоплениям народа и избегать массовых акций протеста сирийцев.
  • В Сирии запрещено курение в общественных местах . Курение кальяна также входит в этот запрет. За нарушение взимается штраф.
  • Мусульманская часть общества не употребляет алкоголь, однако для туристов предлагаются спиртные напитки в барах, ресторанах и магазинах. Употреблять спиртное нужно в специально отведенных для этого местах или же в своём номере.
  • По традициям, связанным с религиозным мировоззрением, в некоторые общественные места могут не пустить женщин.
  • В магазинах, парикмахерских и банях принято предлагать гостям сигареты, чай или кофе. Хороший тон согласиться на предложение.
  • Принимая гостей, сирийцы сначала общаются и только потом предлагают им угощения. Это обычное явление.
  • Многие сирийцы не считают непунктуальность существенным недостатком. Упрекать за нерасторопность местных жителей бессмысленно.
  • Так как в стране проживает большое количество мусульман, в священный месяц Рамадан следует вести себя корректно – воздержаться от приёма пищи и напитков в публичных местах.
  • Посещая мечеть или жилой дом , необходимо снять обувь.
  • Есть принято правой рукой. Можно брать еду с тарелки руками.
  • Неприлично есть на ходу или стоя.
  • Дурной тон смотреть в лицо человеку, принимающему пищу.
  • В мусульманских храмах не следует обходить людей, совершающих молитву, спереди.
  • Во избежание неприятностей не нужно делать фотографии государственных учреждений, военных объектов, внутреннего убранства мечетей и местных женщин.
  • Путешествие по юго-западу страны, где она граничит с Израилем , можно только, если у туриста есть специальное разрешение. Если гость страны планирует потом совершить путешествие в Израиль , то ему ни в коем случае не нужно рассказывать об этом в Сирии (Сирия и Израиль не находятся в дружественных отношениях). Из Сирии в Израиль можно попасть только через Иорданию .

Общение

  • Опытные туристы советуют при общении с местным населением произносить «мархаба, ана руссия», что обозначает для собеседника вашу национальную принадлежность. Обычно сирийцы доброжелательно реагируют на славянских туристов, так как многие из них помнят дружбу своей страны с СССР.
  • В случае если кто-то из сирийцев повёл себя неадекватно, например, обсчитал, нагрубил или попытался пристать, то можно произнести слово «мухабарат». Оно означает что-то вроде «организация государственной безопасности, разведка, полиция». При этом упоминании местные жители обычно пугаются и затихают.
  • В Сирии на данный момент сложная политическая обстановка, поэтому воздержитесь от резких высказываний в области политики этой страны, либо вовсе не затрагивайте эту тему.
  • Если сириец приглашает туриста нанести ему визит , то это значит, что он оказывает честь и отказ в этом случае может очень сильно оскорбить его.

Жесты и мимика

  • Если турист общается с сирийцем, ему следует быть умеренным в жестикуляции.
  • Приветствуя друг друга, сирийцы жмут руки, причём каждому из присутствующих.
  • Хорошо знакомые друг другу люди совершают троекратный символический поцелуй.
  • Когда сириец хочет поблагодарить , он прикасается ладонью к сердцу или ко лбу.
  • Брать что-либо из рук другого человека следует правой рукой .
  • Нельзя садиться так, чтобы подошвы ног были направлены в чью-либо сторону, это оскорбительный жест.
  • Совершая рукопожатие , турист не должен смотреть в глаза сирийцу. Также при этом не следует держать вторую руку в кармане или активно ей жестикулировать.

Одежда

По правилам ислама принято носить одежду, закрывающую плечи о колени. Особенно это касается женщин. Если туристам очень хочется походить в открытой одежде, они могут отправиться в христианские районы, где нормы одежды не так строги. Кроме того, не уместна на публике пляжная и спортивная одежда, на пляжах не рекомендуется загорать топлесс. В целом во внешнем виде рекомендуется умеренность.

Национальные праздники Сирии

Январь-февраль - День жертвоприношения (мусульманский праздник)

Апрель – мусульманский Новый Год

Июнь – День рождения Пророка Мухаммеда

Ноябрь-декабрь – окончание священного месяца Рамадана

Из традиционных праздников рекомендуется посетить Международное Цветочное Шоу, которое проводится в Дамаске в мае, Фестиваль Пальмиры в мае, Фестиваль Виноградной лозы в Свейда и Фестиваль Хлопка в городе Алеппо проводятся в июле, Фестиваль Дружбы в Латакии в августе, Международную Ярмарку и Фестиваль Шёлкового пути в сентябре, Фестиваль Музыки и Фольклора в Босре в октябре и Фестиваль фильма и театра в ноябре.

Подробности Категория: Страны Западной Азии Опубликовано 21.11.2013 10:59 Просмотров: 10673

Цивилизация зародилась здесь ещё в IV в. до н.э. По утверждению Карла Бедекера, немецкого основателя издательства путеводителей по разным городам и странам, столица Сирии Дамаск является древнейшей из существующих сейчас столиц мира.

Современное государство Сирийская Арабская Республика граничит с Ливаном, Израилем, Иорданией, Ираком и Турцией. Омывается на западе Средиземным морем.

Государственная символика

Флаг – современный флаг Сирии был повторно введён в 1980 г. Ранее этот флаг использовался Объединённой Арабской Республикой.
Цвета флага традиционны для флагов арабских стран. Две звезды означают Египет и Сирию – два народа, вошедших в Объединённую Арабскую Республику. Зелёный цвет – цвет Фатимидов (династия мусульманских халифов с 969 по 1171 г.), белый – Омейядов (династия халифов, основанная Муавией в 661 г.), чёрный – Аббасидов (вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750-1258) и красный цвет – кровь мучеников; также красный – цвет династии Хашемитов и был добавлен, когда Шариф Хуссейн присоединился к Арабскому восстанию в 1916 г.

Герб – представляет собой золотого «ястреба курайшитов», имеющего на груди щиток, дважды рассечённый на червлень, серебро и чернь с двумя одна над другой зелеными пятиконечными звездами посередине (цвета флага Сирии). В лапах ястреб держит зеленый свиток, на котором написано название государства на арабском языке: الجمهورية العربية السورية‎‎ (аль-Джумхури́йя аль-Араби́йя ас-Сури́йя). На хвосте – два расходящихся зеленых пшеничных колоса.

Государственное устройство современной Сирии

Форма правления – парламентская республика.
Глава государства – президент. Избирается на 7 лет, количество сроков пребывания у власти подряд не ограничено.
Глава правительства – премьер-министр.
Официальный язык – арабский. В число самых распространенных языков входят также курдский, армянский, адыгский (черкесский) и туркменский. Среди иностранных языков самые популярные русский, французский и английский.
Столица – Дамаск.
Крупнейшие города – Алеппо, Дамаск, Хомс.
Территория – 185 180 км².
Население – 22 457 336 чел. Около 90% населения страны составляют сирийские арабы (в том числе около 400 тысяч палестинских беженцев). Крупнейшее национальное меньшинство – курды (9 % населения Сирии). Третьей по численности этнической группой страны являются сирийские туркмены, затем черкесы; в стране имеется также крупная община ассирийцев.
Валюта – сирийский фунт.
Экономика – наиболее развитые отрасли: нефтяная, нефтеперерабатывающая, электроэнергетическая, газодобывающая, добыча фосфатов, пищевая, текстильная, химическая (производство удобрений, пластмасс), электротехническая.
Лишь треть территории Сирии пригодна для сельского хозяйства. Производятся хлопок, продукты животноводства, овощи и фрукты.
Политическая нестабильность, боевые действия и торгово-экономические санкции, введённые в отношении Сирии, привели к ухудшению состояния экономики Сирии.
Экспорт : нефть, минеральное сырьё, фрукты и овощи, текстиль. Импорт : промышленная продукция, продовольствие.

Дамасский университет

Образование – в 1950 г. было введено бесплатное и обязательное начальное образование. В настоящее время в Сирии действуют около 10 тысяч начальных и более 2,5 тысяч средних школ; 267 профессионально-технических училищ (в том числе 107 женских), 4 университета.
Учебники в средней школе (при правлении Б. Асада) выдаются бесплатно до 9 класса включительно.
Дамасский университет был основан в 1903 г. Он является ведущим высшим учебным заведением в стране. Вторым по значимости является университет в Алеппо, основанный в 1946 г. как инженерный факультет Дамасского университета, но в 1960 г. ставший самостоятельным учебным заведением. В 1971 г. в Латакии был создан университет «Тишрин». Самый молодой университет основан в Хомсе – Университет «аль-Баас». Большое количество сирийцев получают высшее образование за рубежом, главным образом в России и во Франции.

Сирийский пейзаж

Климат – засушливый, субтропический средиземноморский, во внутренних районах – континентальный.
Административное деление – Сирия делится на 14 мухафаз, глава которых назначается министром внутренних дел после утверждения кабинета министров. В каждой мухафазе выбирается местный парламент.
Голанские высоты. Территория Голанских высот составляет сирийскую мухафазу Эль-Кунейтра с центром в одноименном городе. Израильские войска захватили Голанские высоты в 1967 г., и до 1981 г. регион находился под управлением Армии обороны Израиля. В 1974 г. сюда были введены Чрезвычайные вооруженные силы ООН.
В 1981 г. Кнессет Израиля принял «Закон о Голанских высотах», где в одностороннем порядке был провозглашён суверенитет Израиля над этой территорией. Аннексия была признана недействительной Резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 декабря 1981 г. и осуждена Генеральной Ассамблеей ООН в 2008 г.

В 2005 г. население Голанских высот составляло примерно 40 тысяч человек, в том числе 20 тысяч друзов (арабоязычная этноконфессиональная группа в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле), 19 тысяч евреев и около 2 тысяч алавитов (ряд исламских религиозных направлений, ответвлений или сект). Крупнейший населённый пункт в районе - друзская деревня Мадждаль-Шамс (8800 чел.).
Сирия и Израиль де-юре находятся в состоянии войны, так как мирный договор между этими странами не подписан до сих пор.
Религия – примерно 86 % населения Сирии мусульмане, 10 % – христиане. Из мусульман 82 % – сунниты, остальные – алавиты и исмаилиты, а также шииты, постоянно возрастает из-за потока беженцев из Ирака.
Среди христиан половину составляют сирийские православные, 18 % – католики.

Присутствуют значительные общины Армянской апостольской и Русской православной церквей.
В настоящее время в Сирии, Ираке и других странах есть люди, желающие внести раскол между суннитами и шиитами.

Сунниты – наиболее многочисленного направления в исламе. Cуннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов. Сунниты делают особый акцент на следовании cунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы – халифа.
Шииты – направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам – назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам – халифам.
Россию беспокоят атаки на христианские меньшинства в Сирии.
Часовня святого Анания в Дамаске
Вооружённые силы – включают в себя Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и Войска противовоздушной обороны. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент.
Спорт – наиболее популярны футбол, баскетбол, плавание и настольный теннис.

Культура Сирии

Сирия, как древнейшее государство мира, является колыбелью многих цивилизаций и культур. Здесь зародилась угаритская клинопись и одна из первых форм письменности – финикийская (XIV век до н. э.). Вклад в развитие эллинистической, римской и византийской культур внесли сирийские деятели ученый Антиох Аскалонский, писатель Лукиан из Самосаты, историки Геродиан, Аммиан Марцеллин, Иоанн Малала, Иоанн Эфесский, Иешу Стилит, Яхья Антиохийский, Михаил Сириец.

Лукиан из Самосаты в своих сатирических сочинениях высмеивает общественные, религиозные и философские предрассудки, а также другие пороки современного ему общества. Его сочинение «Правдивая история», описывающее путешествие на Луну и Венеру, оказало влияние на становление научной фантастики.

Иоанн Златоуст. Византийская мозаика

Иоа́нн Златоу́ст (ок. 347-407) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
Св. Иоанн Златоуст. Византийская мозаика
Известны также христианские ученые-богословы Павел Самосатский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин.
В XII в. в Сирии жил и творил знаменитый воин и писатель Усама ибн Мункыз, автор автобиографической хроники «Книга назидания» – ценнейшего источника по истории крестовых походов.

Старые дома в Дамаске

Город Дамаск являлся одним из мировых центров производства клинкового оружия, знаменитой «дамасской стали».
В современном сирийском обществе особое внимание уделяется институту семьи и религии и образованию.
Современная жизнь Сирии переплетена с древними традициями. В старых кварталах Дамаска, Алеппо и др. сирийских городов сохраняются жилые помещения, расположенные вокруг одного или нескольких дворов, как правило, с фонтаном в центре, с цитрусовыми садами, виноградными лозами, и цветами.
Наиболее известные сирийские писатели XX в.: Адонис, Гада ас-Самман, Низар Каббани, Ханна Мина и Закария Тамер .

Адонис (Али Ахмад Саид Асбар) (р. 1930)

Сирийский поэт и эссеист. Жил в основном в Ливане и во Франции. Автор более 20 книг на родном арабском языке, считается наиболее значительным представителем движения «Новой поэзии».

Низар Каббани (1923-1998)

Сирийский поэт, издатель, дипломат. Один из наиболее значимых арабских поэтов XX в. Является одним из основоположников современной арабской поэзии. Стихи Каббани в основном написаны простым языком, часто отражающим реалии сирийского разговорного языка, современного поэту. Каббани опубликовал 35 поэтических сборников.
Кинематограф в Сирии не очень развит, он полностью находится в руках государства. В среднем в Сирии выпускает 1-2 фильма в год. Фильмы часто подвергаются цензуре. Среди известных режиссёров – Амирали Омар, Усама Мохаммед и Абдель Хамид, Абдул Раззак Ганем (Абу Ганем) и др. Многие сирийские деятели кино работают за границей. Но в 1970-е годы сериалы сирийского производства пользовались популярностью в арабском мире.
Совместно с сирийской киностудией «Ганем-фильм» в СССР и России снимались художественные фильмы: «Последняя ночь Шахерезады» (1987), «Ричард Львиное Сердце» (1992), «Тридцатого уничтожить!» (1992), «Ангелы смерти» (1993), посвящен 50-летию Сталинградской битвы, «Трагедия века» (1993), «Великий полководец Георгий Жуков» (1995) и др.

Природа

На территории Сирии выделяют пять природных районов: Приморская низменность, Западная горная цепь, Рифтовая зона, Восточная горная цепь, Плато Восточной Сирии. Страну пересекают две крупные реки: Эль-Аси (Оронт) и Евфрат. Обрабатываемые земли в основном в западных районах – приморская низменность, горы Ансария и долины р.Эль-Аси, Евфрата и его притоков.

Река Евфрат

Естественная растительность Сирии значительно изменилась. В далеком прошлом хребет Ансария на западе и горы на севере страны были покрыты лесами.
В Западной Сирии в наименее нарушенных местообитаниях на горных склонах преобладают вечнозеленые дубы, лавр, мирт, олеандр, магнолия, фикусы. Встречаются рощи кипариса, алеппской сосны, ливанского кедра, а также можжевельник.

Цветы магнолии

Вдоль средиземноморского побережья расположены плантации табака, хлопчатника, сахарного тростника. В долинах рек выращивают инжир, тутовое дерево, цитрусовые, а на пологих склонах – оливки и виноград.

Оливковое дерево

На полях высевают кукурузу, ячмень, пшеницу. Выращивают также картофель и овощи. На севере и частично на восточных склонах хребта Ансария и других и в низкогорьях внутренних частей страны распространены типичные бобово-злаковые степи, которые служат кормовой базой пастбищного скотоводства (в основном овцеводства). На полях выращивают пшеницу и ячмень, хлопчатник, а в условиях искусственного орошения – рис.
В пустынях ландшафт оживляется только после дождя, появляются молодые побеги трав и низкорослых кустарничков и кустарников: саксаул, биюргун, боялыч, полынь. Но даже такого бедного растительного покрова достаточно для прокорма верблюдов, которых разводят кочевники.

Животный мир Сирии не отличается большим разнообразием. Из хищных иногда встречаются дикая кошка, рысь, шакал, лисица, полосатая гиена, каракал, в степях и полупустынях много хорьков, из копытных – антилопа, газель, дикий осёл онагр.

Дикий осёл онагр

Многочисленны грызуны тушканчики. Иногда встречаются дикобразы, ежи, белки, водятся зайцы. Из пресмыкающихся: змеи, ящерицы, хамелеоны. Фауна птиц разнообразна, особенно в долине Евфрата и вблизи водоёмов (фламинго, аисты, чайки, цапли, гуси, пеликаны).

В стране водятся жаворонки, рябки, дрофы, в городах и деревнях – воробьи и голуби, в рощах – кукушки. Из хищных птиц встречаются орлы, соколы, ястребы, совы.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Сирии

Старый город в Дамаске

В Дамаске семь сохранившихся городских ворот в стене Старого города, старейшие из которых относятся к римскому периоду:
Баб-эль-Сагир («Малые ворота») - за воротами находятся исторические захоронения, в частности здесь похоронены 2 жены пророка Мухаммада
Баб-эль-Фарадис («Райские ворота»)
Баб-эль-Салам («Ворота мира»)
Баб Тума («Ворота Фомы») - название восходит к имени апостола Фомы, ведут в христианский квартал Старого города

«Ворота Фомы»

Баб Шарки («Восточные ворота»)
Баб Кисан - построенные в эпоху римлян, были посвящены богу Сатурну. Через них по преданию из Дамаска бежал апостол Павел
Баб-эль-Джабия

Старый город в Босре

Босра – исторический город на юге Сирии, важная археологическая достопримечательность. Впервые поселение упоминается в документах времен Тутмоса III и Аменхотепа IV (XIV век до н. э.). Босра была первым набатейским городом во втором веке до н. э. Набатейское царство было завоевано Корнелиусом Пальмой, генералом Траяна, в 106 г. н. э.

Под властью Римской империи Босра была переименована в Новую Траяну Бострем и стала столицей римской провинции Аравия Петра. В Босре были построены две раннехристианские церкви в 246 и 247 гг.
Впоследствии, после разделения Римской империи на западную и восточную, город перешёл под власть Византийской империи. Окончательно город завоевало войско Арабского халифата в 634 г.
Cегодня Босра – важный археологический памятник, где находятся руины римских, византийских и мусульманских времен, а также один из наиболее хорошо сохранившихся в мире римских театров, в котором каждый год проходит национальный музыкальный фестиваль.

Археологические памятники Пальмиры

Пальми́ра (греч. «город пальм») – один из богатейших городов поздней античности, расположен в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом.
Это был перевалочный пункт для караванов, пересекавших Сирийскую пустыню, поэтому Пальмира была прозвана «невестой пустыни».
В настоящее время на месте Пальмиры – сирийская деревня и развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры.
В честь Пальмиры названы несколько городов в США. Санкт-Петербург поэтически называли северной Пальмирой, а Одессу – южной.

Старый город в Халебе

Ха́леб (Але́ппо) – крупнейший город Сирии и центр одноимённой самой населенной мухафазы страны.
На протяжении многих веков Алеппо был самым крупным городом в Великой Сирии и третьим по величине в Оттоманской империи, после Константинополя и Каира.
Алеппо – один из самых древних постоянно населенных городов мира, он был заселен уже к VI в. до н. э.

Замки Крак-де-Шевалье и Калъат-Салах-ад-Дин

Крак де Шевалье, или Крак де л"Оспиталь – крепость госпитальеров (христианская организация, целью которой была забота о неимущих). Одна из наиболее сохранившихся крепостей госпитальеров в мире.

Цитадель Салах ад-Дина – замок в Сирии, расположен в высокогорной местности, на хребте между двумя глубокими оврагами, и окружён лесами. Укрепление существует здесь с середины X в.
В 975 г. византийский император Иоанн I Цимисхий захватил замок, он оставался под византийским контролем примерно до 1108 г. В начале XII в. франки взяли его под свой контроль, и замок стал частью вновь образованного государства крестоносцев – княжества Антиохия.
В настоящее время замок находится в собственности правительства Сирии.

Древние деревни Северной Сирии

Остались только руины 40 поселений, которые объединены в 8 групп.

Другие достопримечательности Сирии

Мечеть Омейядов

Также известна как Большая мечеть Дамаска. Расположена в Старом городе Дамаска, является одной из крупнейших и старейших мечетей мира. Это, по мнению некоторых мусульман, четвертое священное место в исламе.

Крепость Нимрод

Средневековая крепость, расположенная в северной части Голанских высот, на высоте около 800 м над уровнем моря.

Горы Qasioun (Касьюн)

Горы с видом на город Дамаск. Самая высокая точка 1151 м. На склонах Qasiun находится пещера, о которой ходит множество легенд. Считается, что именно здесь поселился первый человек Адам, изгнанный из рая. В средневековых арабских книгах по истории пишется, что в этом месте Каин убил Авеля.

Национальный музей в Дамаске

Музей был основан в 1919 г. В нём представлены экспонаты истории Сирии с доисторических времён до современности. В музее находятся современные работы художников Сирии, арабского мира и других стран.

Часовня святого Павла (Дамаск)

Построена в честь апостола Павла, который проповедовал в Дамаске.

Горные холмы Сирии

В стране очень красивые пейзажи: скалистые горы, зеленые долины, пустыни и горные вершины, вечно покрытые снегом.

История Сирии

Древняя история

История сирийской цивилизации восходит к IV в. до н. э.
Эблаитский язык (вымерший семитский язык) – древнейший из известных семитских языков. Найдены более 17 тысяч глиняных табличек на этом языке, посвящённых ремёслам, сельскому хозяйству и искусству. Среди ведущих ремёсел Эблы – обработка дерева, слоновой кости, жемчуга.

Глиняная табличка Эблы

За период между вторжением ханаанских племён и завоеванием Сирии в 64 г. до н. э. Римской империей её территория находилась под властью гиксосов, хеттов, египтян, арамеев, ассирийцев, вавилонян, персов, древних македонцев, элинистической державы Селевкидов, Армянской империи Тиграна II Великого.
С XVI в. до н. э. на юге Сирии существует город Дамаск, изначально подчинённый египетским фараонам.
Согласно Библии, Павел принял христианскую веру по дороге в Дамаск, а потом жил в Антиохии, где ученики Христа впервые стали называться христианами.

Ислам в Сирии

Ислам закрепился в Сирии в 661 г., когда Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII в. являясь одним из крупнейших городов мира. В 750 г. Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после этого столица Халифата переместилась в Багдад.
С 1517 г. Сирия на 4 века вошла в состав Османской империи.

Сирийское арабское королевство

Оно было образовано вскоре после поражения в Первой мировой войне Османской империи, она распалась. В 1920 г. было основано Сирийское арабское королевство с центром в Дамаске. Но независимость Сирии длилась недолго. Уже через несколько месяцев французская армия оккупировала Сирию, разгромив сирийские войска в битве у перевала Мейсалун. В 1922 г. Лига Наций разделила бывшие сирийские владения Османской империи между Великобританией и Францией. Великобритания получила Иорданию и Палестину, а Франция – современную территорию Сирии и Ливана («мандат Лиги Наций»).

Французский мандат

В 1940 г. Франция была оккупирована немецкими войсками, и Сирия перешла под контроль Режима Виши (губернатор генерал Денц). Режим Виши - коллаборационистский режим в Южной Франции во время оккупации Северной Франции нацистской Германией после поражения в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940 г. Существовал с 10 июля 1940 г. по 22 апреля 1945 г. Официально придерживался политики нейтралитета. Нацистская Германия, спровоцировав мятеж премьер-министра Гейлани в британском Ираке, направила в Сирию подразделения своих ВВС.

Ш. де Голль – восемнадцатый президент Франции

В 1941 г. при поддержке британских войск подразделения Свободной Франции во главе с генералами Шарлем де Голлем и Катру в ходе кровопролитного конфликта с войсками Денца вошли в Сирию. Генерал де Голль в своих воспоминаниях указывал, что события в Ираке, Сирии и Ливане были напрямую связаны с германскими планами по вторжению в Грецию, Югославию и СССР, так как имели задачу отвлечь вооружённые силы союзников на второстепенные театры военных действий.
27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. 26 января 1945 г. Сирия объявила войну Германии и Японии. В апреле 1946 г. французские войска были эвакуированы из Сирии.

Независимая Сирия

Президентом независимой Сирии стал Шукри аль-Куатли, боровшийся за независимость страны ещё при Османской империи.

Шукри аль-Куатли

В 1947 г. в Сирии начал действовать парламент. После обретения Сирией независимости усилились атаки на сирийских евреев, их бизнес бойкотировался. Новое правительство запретило эмиграцию в Палестину, преподавание иврита в еврейских школах было ограничено. 27 ноября 1947 г. ООН принял решение о разделe Палестины, в связи с этим в Сирии прошли еврейские погромы. Погромы продолжались и в 1948 г., и в последующие годы, в результате евреи были вынуждены практически полностью бежать из Сирии в Израиль, США и страны Южной Америки, в настоящее время в Дамаске и Латтакии проживает менее 100 сирийских евреев.
В 1948 г. сирийская армия приняла ограниченное участие в арабо-израильской войне, начатой Лигой арабских государств, после которой в стране было объявлено чрезвычайное положение. К власти пришёл полковник Хусни аз-Займ, отменивший конституцию 1930 г., запретивший политические партии и впоследствии провозгласивший себя президентом. Он не пользовался поддержкой народа и был смещён через 4 месяца своими бывшими товарищами. Казнен 14 августа вблизи Дамаска.
Гражданский режим восстановил полковник Сами Хинауи, но вскорости был смещён военным лидером Адибом аш-Шишакли. 5 сентября 1950 г. была провозглашена новая конституция, по которой Сирия становилась парламентской республикой, но уже в ноябре 1951 г. действие конституции было приостановлено, а парламент страны распущен. В 1953 г. Шишакли обнародовал новую конституцию и после референдума стал президентом.

Президент Адиб аш-Шишакли

В феврале 1954 г. к власти в стране пришла военно-гражданская коалиция во главе с Хашимом Бей Халидом Аль-Атасси, вернувшая конституцию 1950 г. В 1954 году по итогам выборов большинство мест в парламенте получила Партия арабского социалистического возрождения, требующая кардинальных преобразований в промышленности и сельском хозяйстве. На выборах в 1955 г. президентом страны при поддержке Саудовской Аравии был избран Шукри аль-Куатли.
15 марта 1956 г. между Сирией, Египтом и Саудовской Аравией был заключён договор о коллективной безопасности против возможной израильской агрессии.

Объединённая Арабская Республика

22 февраля 1958 г. Сирия и Египет объединились в одно государство –Объединённую Арабскую Республику с центром в Каире. Президентом стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер, но сирийцы занимали многие важные посты, пока Насер не распустил все сирийские политические партии. 28 сентября 1961 г. в Дамаске под руководством группы офицеров произошёл государственный переворот, Сирия вновь объявила независимость. Насер не сопротивлялся. ОАР просуществовала всего 3,5 года.

Противостояние Сирии и Израиля

В период с 1962 по 1966 гг. в Сирии произошло 5 переворотов, когда проводилась и отменялась национализация основных отраслей хозяйства.
В 1967 г. произошла Шестидневная война. Голанские высоты были оккупированы Израилем. Удары израильской авиации нанесли огромный ущерб экономике. Правительство оказалось неспособным обеспечить восстановление промышленности, начались антиправительственные акции. В ноябре 1970 г. группировка Салеха Джедида была отстранена от власти. Сирия стала основным союзником Советского Союза на Ближнем Востоке. СССР оказал Сирии помощь в модернизации экономики и вооружённых сил.
В 1973 г. Сирия вместе с другими арабскими государствами начала Войну Судного дня, военные действия на сирийском фронте отличались ожесточённостью, особенно сражение за Эль-Кунейтру, названное «сирийским Сталинградом». Эль-Кунейтру удалось удержать, но Голанские высоты остался у Израиля. По решению Совета Безопасности ООН по окончании войны в 1973 г. создана буферная зона, разделяющая Израиль и Сирию. В настоящий момент Голанские высоты контролируются Израилем, но Сирия требует их возвращения.
В 1976 г. по просьбе ливанского правительства сирийские войска вошли в эту страну с целью остановить гражданскую войну. Война закончилась в 1990 г., когда в Ливане установилось правительство, поддерживающее дружеские отношения с Сирией. Сирийские войска покинули Ливан лишь в 2005 г. Сирия поддержала Иран в ирано-иракской войне 1980-1988 гг.
После кончины 10 июня 2000 г. Хафеза аль-Асада, бессменно руководившего страной почти 30 лет, президентом был избран его сын Башар аль-Асад.

Башар аль-Асад

Гражданская война

Бунты и революции на Ближнем Востоке перекинулись и на Сирию. Начались выступления с требованиями изменить существующий режим. Руководство страны пошло на серьёзные изменения: отменило закон о чрезвычайном положении, законы о СМИ и политических партиях, пошло на демократические реформы.
В 2013 г. шли уличные бои с применением тяжёлых вооружений в нескольких крупных городах страны, включая столицу. Более 500 тысяч сирийцев покинули свою страну в результате боевых действий. Беженцы находят приют в Иордании, Ливане и Ираке.
В настоящее время гражданская война в Сирии разжигается некоторыми западными странами.
Россия проголосовала против проекта резолюции «Положение в области прав человека в Сирийской Арабской Республике». Ее соавторами стал ряд стран, в том числе Великобритания, Франция, Саудовская Аравия и Турция. За принятие проекта высказались 123 страны, 46 стран проголосовали против.
«Предложенный проект резолюции действует наперекор логике политико-дипломатического урегулирования, возлагая главную ответственность за происходящее в стране на правительство, тогда как не оно, а зарубежная оппозиция нуждается в том, чтобы ее подтолкнули к началу переговоров с властями», – подчеркнул представитель МИД РФ.