Открытый кл час на тему совесть. Тема «Совесть и честь»

  • 21.12.2023





Что такое совесть? 0 Cовесть - это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. 0 Cовесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.




0 Самооценка. 1. Я стараюсь вернуть найденную вещь хозяину без вознаграждения. 2. Я не завидую подруге, когда вижу ее нарядной и красивой. 3. Я возвращаю долг до копейки и в обещанный срок. 4. Я добросовестно выполняю любую работу, в том числе и учебную. 5. Я уступаю место в автобусе слабым и старшим. 6. Я с уважением отношусь к окружающим. 7. Я безвозмездно помогаю старшим. 8. Я никогда не беру чужую вещь. 9. Я не обманываю людей, даже если это выгодно мне. 10. Я требователен к себе. 11. Я проявляю терпение в конфликтах. 12. Я избегаю мстить. 13. Каждый день вечером перед сном я обдумываю, как прошел мой день, что я сделал не так.


0 1. Как жить, чтобы быть в ладу со своей совестью? 0 2. Знаете ли вы истории, а также книги и фильмы, повествующие о людях, у которых болела душа? 0 3. Может ли кто-то рассказать о случае, когда человек (или вы сами) отреагировал на крик души, и именно услышав голос совести, отказался от дурного поступка?



Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: 1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. 2. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.



Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, - побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. Для достижения этих задач на классном часе используются групповая работа, работа в группе, Я-задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа № 6»

«Совесть – это наш внутренний судья»

Разработала: Онякова Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Междуреченская СОШ № 6»

п. Междуреченский

2013 год

Личностно-ориентированный классный час

«Совесть – это наш внутренний судья» (П.А.Гольбах)

Цель:

Помочь обучающимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть»

Задачи:

Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,

Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Форма: личностно-ориентированный классный час - размышление.

Оборудование и материалы: толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова, карточки для групповых заданий и заданий в парах, записные книжки учащихся, музыка для релаксации при выполнении заданий.

Ход классного часа

  1. Организационно-мотивационный момент.

Классный руководитель (читает начало стихотворения):

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?..

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность и др. Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали?

Классный руководитель (продолжает чтение стихотворения):

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза )…
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!

Конечно всё, что вы назвали очень важно в человеке, но автор стихотворения считает главным в каждом – совесть. И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Как обычно, в ходе нашего классного часа вы можете делать для себя записи в своих записных книжках.

2. Актуализация первичного опыта.

Как вы понимаете значение этого слова?

(Свободные высказывания детей) Давайте обратимся к словарям.

Выступление учащихся, подготовивших сообщения по словарным статьям

словарей С.И. Ожегова и В.И.Даля.

1 ученик: В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

Слово классного руководителя: Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).

2 ученик: В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».

  1. Актуализация обогащаемого опыта.

Слово классного руководителя: В словарной статье В.И.Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле. Какие пословицы и поговорки о совести, стыде вы знаете?

Учащиеся называют известные пословицы и поговорки.

Работа в группах:

Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл.

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

6. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

11. Есть слезы - есть и совесть.

12. Говори по делу, живи по совести.

Слово классного руководителя: Вспомним уроки русского языка. Прошу вас подобрать однокоренные слова к слову «совесть». (Учащиеся называют слова: совестить, совеститься, бессовестный, совестно, бессовестно, совестность, совестный, совестливый, совестливо). На какие две группы можно разделить все эти слова по значению? (по наличию или отсутствию совести).

Давайте поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей ценности, ведь многие считают, что в современном мире нет ни Добра. Ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему вы так считаете? (Обращаются к записи на доске:

Бедность своих родителей;

Неряшливый вид;

Аккуратная, но не модная одежда;

Пренебрежение к окружающим;

Высокомерие;

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Непрестижная работа родителей;

Твое «простое» происхождение;

Невежество, необразованность, безграмотность;

Вульгарная внешность;

Нецензурные выражения.

Чего-то ещё)

Вычеркните лишнее и дополните получившийся список. (Учащиеся дополняют список, делают записи в своих записных книжках).

А какие качества человеческого характера совместимы с понятием «совесть», а какие нет?

Работа в парах.

Классный руководитель организует работу в парах: учащиеся получают карточки с качествами характера: честность, трудолюбие, взаимопомощь, бескорыстие, милосердие, эгоизм, корыстолюбие, жестокость, равнодушие, леность, лживость, грубость и др. Учащиеся должны выбрать те, что совместимы с понятием «совесть»

  1. Актуализация закрепляемого опыта.

Слово классного руководителя: У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом». А что значит – поступать по совести?

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с описанной в ней ситуацией. Учащиеся обсуждают и аргументируют свою позицию по поводу данной ситуации:

Ситуация 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Ситуация 2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.

Ситуация 3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.

Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

Учащиеся представляют результаты обсуждений, высказывают свою точку зрения.

Слово классного руководителя: Вспомните теперь о таком случае из своей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? (ответы учащихся)

Какие чувства может испытывать человек, когда поступил по совести, а какие – когда поступил не по совести. Выберите эти качества, дополните их список.

Работа в группах.

Задание: полученные карточки с названиями чувств и их проявлением разложите на две группы. Слова на карточках: умиротворение, радость, беспокойство, раздражительность, прямо смотришь людям в глаза, отводишь взгляд, неуверенность в себе, уверенность в себе. Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло. А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы (Санина) (Притчу читает заранее подготовленный ученик) .

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий... На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал...

Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ - молчание. Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда... Зарыдал человек:

Как же я теперь без совести жить-то буду?

Здесь я...

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Литература:

  1. М. А. Алоева, В. Е. Бейсова, Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах, Ростов – на – Дону, Феникс, 2007.
  2. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: Особенности содержания и организации // Классный руководитель. – 2006. - №2.

СОВЕСТЬ

У нас на занятии, сегодня гости, поздоровайтесь с ними.

Сейчас я проверю, готовы ли вы к занятию. На свои места сядут те у кого фамилия начинается на букву К , теперь садятся только девочки, а теперь присаживаются мальчики. Я вижу, все вы готовы к уроку.

    Сегодня мы поговорим о очень важном и наверное самом главном качестве человека. О каком качестве пойдёт речь, вы узнаете, разгадав кроссворд. Отгадайте загадки….

    По чёрному белым
    Пишут то и дело.
    Потрут тряпицей –
    Чиста страница.
    (Школьная доска)

    Бывает строгая, бывает прикольная.
    Военная, спортивная и школьная!
    (форма)

    В школьной сумке я лежу,
    Как ты учишься, скажу.

(Дневник)

    В чёрном поле заяц белый
    Прыгал, бегал, петли делал.
    След за ним был тоже бел.
    Кто же этот заяц? ...
    (Мел)

    Превращу лицо я в маску,

В этом мне помогут... (краски)

    Деревянный кораблик для двух моряков
    Несёт нас по школьному морю звонков.
    (парта)

    По краям её - поля.
    В центре - белая земля.
    А на ней - сто путей
    Для старательных детей
    (тетрадь )

Прочитайте слово в выделенном столбике. (совесть)

Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, что такое совесть и где она находится у человека? Может быть совесть помещается – слева, рядом с сердцем, или справа. А может быть вообще кто-то сомневается, есть ли она у людей. Я предлагаю провести

    Эксперимент «Совесть»

Сегодня каждому из вас я хочу подарить шоколадку, но с одним условием, если вы решите взять её сейчас, то это будет -1 шоколадка, а если вы потерпите до конца урока, то сможете взять сразу 2-себе и другу или братику, маме.

Подумайте несколько секунд. Поднимите руки, кто берёт шоколадку сразу. (раздаю) Поднимите руки те, кто решил подождать.

Вывод: те кто решил потерпеть, это ребята с сильно развитой совестью, а у тех кто взял сразу, совесть спит, они думают только о себе.

Попытаемся ответить на вопрос

Так, что же такое совесть? Я бы ответила так.

Все вы видели и хорошо знаете компас, прибор со стрелкой, который показывает, где располагается север, а где юг. Он нужен человеку, чтобы не заблудиться. У каждого в душе есть свой компас, который показывает нам, что есть добро, а что есть зло.

Потому что Совесть – это то, что заставляет задуматься над своими поступками, сомневаться, огорчаться. Она не даёт совершать плохие поступки, она заставляет осмыслить своё поведение.

Но почему тогда люди совершают плохие поступки? Они просто не слушают свою совесть, отворачиваются от неё, закрывают уши. Но от совести не убежишь.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему?

    Игра. Я – против всех.

Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы встаёте, говорите МНЕ СТЫДНО , если считает, что этого нужно стыдиться.

Физические недостатки-людей инвалидов;

Плохое поведение;

Поношенная, но аккуратная одежда;

Неряшливый, грязный вид;

Не престижная работа родителей;

Недостаток денег в семье;

Невежество, необразованность, безграмотность;

Вульгарная, вызывающая внешность;

Грубое, бездушное отношение к людям;

Бедность;

Обещание, которое не сдержали.

Вывод: я рада, что многие правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний компас – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

    Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. Они разные по высоте. С чего начинается зло? С маленьких безобидных шалостей. Вы впускаете его в себя. Это – первый пальчик. Вы растёте, и шалости становятся всё обиднее и хуже…. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. Этого человека уже не остановят слова, нужны действия. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Человек становится всё слабее и слабее. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Он становится злым агрессивным. Ему хочется ударить кого-то.

Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)

Какой надёжный щит поставить на пути зла?(совесть)

V . Ситуации выбора. «Голос совести».

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжёлую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку первокласснику, прочитать чужую записку, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, человек идёт на сделку со своей совестью. А ведь каждый должен сделать этот выбор не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о вас.

Давайте рассмотрим ситуации. И узнаем, трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 50 рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Б) Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

В) Ситуация третья.

На каникулах класс планирует поездку в цирк. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил окно в коридоре. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда учительница наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что окно случайно разбил ваш друг. Как можно тут поступить по совести?

Дети высказываются по поводу ситуации.

    Физкультминутка

Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Я буду называть слова. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаетесь вверх, если означает что-то плохое, недоброе – опускаетесь вниз.

Начнём: МИЛОСЕРДИЕ, злость, ПОСЛУШАНИЕ, трусость, зависть, ДОБРОТА, наглость, гнев, раздражительность, грубость, пьянство, курение, сквернословие.

Посмотрите, что с вами произошло? На кого вы стали похожи? На животных. Так и в жизни бывает - творя зло, мы перестаём быть похожими на людей.

Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми. Выпрямляем спинку, встаём прямо.

    «Минута раскаяния»

А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека.

Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Подумаем, и напишем, что не разрешает, запрещает вам делать совесть. Назовём это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления. Затем учитель зачитывает.

Совесть мне запрещает

Обманывать

брать чужое

лениться

озоровать

плохо учиться

переговариваться

быть наглым

обижать малышей

    Притча

Ну и закончить наш классный час мне хочется притчей

Однажды юноша шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у него было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, - ответил слепой.

Почему юноша бросил осколки в кружку слепого? (шутка)

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?(стыдно)

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 30 лет)

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. д)

    Итог занятия

Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека, мы пытались ответить на вопросы, на которые взрослые не всегда находят ответы. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, всегда излучает свет, который и есть нравственное здоровье человека. Всегда оставайтесь людьми и будьте честным по отношению к себе и окружающим, не скупитесь на доброту. Спасибо вам!

Раздача шоколадок!!!

МОУ Ермоловская СОШ имени

Классный час:

Классный руководитель:

Классный час: «Совесть – это нравственная категория»

Цель: привлечь внимание учащихся к пониманию и переоценке нравственных основ поведения.

Подготовительная работа:

* Познакомить учащихся с темой будущего классного часа , обсудить форму и время проведения, распределить обязанности.

* Оформить кабинет.

* Оборудование: пословицы, записи песен, муз. центр

Ход классного часа:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о совести, нравственности и достоинстве. Название нашего классного часа определили строки песни Юрия Кима «Диалог о совести» - «Совесть – это нравственная категория».

Звучит песня Ю. Кима «Диалог о совести»

Я недавно сделал открытие:

Открыл я недавно словарь –

Оказывается, «совесть –

Позволяющая безошибочно

Отличать дурное от доброго»

Но как же быть, когда идёт игра,

И для победы правды и добра

Тебе солгать необходимо тоже –

И как же быть тогда?

Обсуждение. Высказывание учащихся к данным строкам.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Б. Окуджава

Совесть, благородство и достоинство… Такие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов – основа человеческого бытия . Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века. «…Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста», - утверждала Маргарита Наваррская. «Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое», - читаем у. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», - вторит ему.

Так что же такое совесть?

Ответы учащихся.

Ученик: Совесть – это драгоценное слово.

Ученик: Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик. А вот как объясняется значение слова «стыд» (читает): это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик. Ученик 2. «В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

Читают пословицы, записанные на доске:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

7. Правда как оса - лезет в глаза.

Учитель: А теперь заглянем в словарь. Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение. Совесть - это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств в самом себе. Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

У каждого из нас своя система ценностей, свой взгляд на жизнь и мнение обо всём. Каждый человек самостоятельно делает выбор и определяет для себя степень значимости этих понятий.

Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. А между поступками и нашей совестью существует прочная связь.

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Послушайте, о чем в говорится в рассказе. (Читает рассказ)

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.

Обсуждение:

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 30 лет)

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

Люди всю свою жизнь стремятся к самопознанию и самосовершенствованию. Чем больше человек работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, будет всегда. Приведите примеры, когда герои являют собой образцы высокой нравственности и наоборот.

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять тысяч рублей. Как вы поступите?

Дети высказываются по поводу ситуации

Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

Ситуация третья.

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?

Учитель: Сегодня существуют лозунги «Хочешь жить - умей вертеться!» и афоризм «Победителей не судят!» этим мы оправдываем многие безнравственные поступки. Снижение уровня общей культуры, равнодушие к истории страны, засорение языка и оскудения речи, падение нравов и безнаказанность, провоцируют рост преступности и коррупцию,- вот приметы нашего времени. Состояние нравственности современной России не может не вызывать тревогу.

Вы можете возразить, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха. Но ведь многое зависит от того, как понимать жизненный успех. Не стоить забывать, что во все времена это понятие включало не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека.

«Минута раскаяния»

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

Учитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

«Минута прощения».

Учитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица.

Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у тех, кого обидели.

Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным: дома, с стенах школы, в общественных местах, наедине с самим собой… И мы порой сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжёлую сумку в маминых руках, можно позволить себе первым протиснуться к прилавку, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котёнка, не вступиться за товарища, спрятаться за чужую спину, а можно, даже в ущерб себе, поступить честно. Все наши поступки, словно бумеранг , возвращаются, к нам. Делайте больше добрых поступков, чтобы добро было всегда рядом с вами. Не позволяйте себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие. Все начинается с малого. Совершая неблаговидные поступки, мы идем на сделки со своей совестью, разрушаем свою личность.

Чтение стихотворения:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви или молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский

Подведение итогов (рефлексия). Заканчивая сегодняшний разговор, я надеюсь, что тема не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.

Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? Заставит ли задуматься о своих поступках?

ответы детей: (пример)

– Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

– Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не пробудить.

Литература:

Классные часы, нетрадиционные уроки и школьные праздники / . – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 253.

Разработка внеурочного занятия в 6 классе

«Что такое совесть»

Цель:

дать первое общее представление о понятии «совесть», а также уточнить значение таких нравственных категорий стыд, раскаяние;

Задачи:

Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, книги для чтения «Грамматика нравственности», 6 класс под ред. Э.П.Козлова, маршрутные листы, раздаточный материал

Ход мероприятия

  1. Оргмомент

Учитель : Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Что такое совесть?» Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос.

Совесть! Без тебя нет во мне ничего,

возвышающего меня над животными .

Жан Жак Руссо

Для своей работы мы будем использовать маршрутный лист, который вы потом вклеите в свои рабочие тетради.

  1. Размышления над стихотворением .

Учитель : Ребята, давайте послушаем стихотворение «Солнышко души» (стр. 178 учебника «Грамматика нравственности», 6 кл., Э.Козлов) и запишем ответ на первый вопрос маршрутного листа, что такое солнышко души.

Вопросы:

1) Почему в душе каждого из нас иногда возникает боль? Как вы думаете, с чем это связано?

4) закончите фразу в маршрутном листе.

Солнышко души – совесть!

  1. Информационный блок .

Понятие совести в толковом словаре Ожегова:

Совесть – это ч увство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Понятие совести в большом энциклопедическом словаре:

Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Учитель : Из истории слова «совесть».

В некоторых языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки «с»; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия совесть и сознание.

О нашем нравственном понятии существует много афоризмов известных писателей, философов и пословиц.

Задание: из имеющихся у вас половинок составить верный афоризм или пословицу:

«Как ни мудри, а совесть не перемудришь»

«Совесть без зубов, а загрызет»

«Совесть не сосед - от нее не уйдешь»

«Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце» А.С. Пушкин

«Самое главное украшение - чистая совесть» Марк Тулий Цицерон

«Что такое совесть? Это компас среди неведомого» Виктор Гюго

Задание: Как вы понимаете эти афоризмы, пословицы?

Найти в книге для чтения другие афоризмы и пословицы (стр. 165-166). Записать один афоризм или пословицу в маршрутный лист.

  1. Проблемная ситуация

Учитель : Давайте послушаем пересказ сказки Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», и попытаемся ответь на вопрос, как изменилось поведение людей.

Что же произошло с людьми после того, как пропала совесть? (обсуждение)

Что происходит с человеком, когда в нем просыпается совесть?

Ответим на вопрос маршрутного листа: что является проявлением совести? (стыд )

Какие из пословиц и афоризмов наиболее точно описывают состояние героев сказки?

  1. Работа с ребусами.

Учитель : Ребята, давайте найдем понятия, спрятанные в ребусах стр. 166, которые нельзя соотнести с понятием совесть. Разгадайте ребусы и запишите их в маршрутный лист.

  1. Проблемная ситуация «Продолжи рассказ».

Учитель : Наверняка вам иногда приходилось наблюдать, как некоторые ребята на перемене громко разговаривают, задирают друг друга, могут даже грубо обозвать друг друга. Казалось бы, что тут особенного? Послушайте такую историю.

Однажды Глеб увидел, как его друг Саша громко спорил с Ириной, которая не соглашалась с его мнением и не уступала ему. Тогда Саша обидно обозвал Ирину. Девочке заплакала. Она не стала ничего говорить учительнице – она испугалась, что все в классе станут называть ее ябедой или еще хуже – предателем. Прошло несколько дней и все давно забыли о случившемся. Саша по-прежнему задирал девчонок, и они, вы не поверите, даже были рады этому - ведь Саша был лидером, и многие хотели с ним дружить. Ирина ходила грустная. Дни в школе бежали очень быстро, но у Глеба этот старый случай все никак не шел из головы. И вот однажды…

Звучат варианты детей.

  1. Подведение итогов. Рефлексия .

Учитель : Какие функции выполняет совесть, когда вы сомневаетесь, как поступить, или когда вы уже практически совершили ошибку (обманули, обидели…) Перед вами два предложения. В каждом пропустили глагол. Подумайте и запишите подходящий глагол в текст предложения:

  1. Перед трудным выбором совесть ……………….. , как должен поступить человек. Варианты: помогает, запрещает, подсказывает, разрешает.
  2. После ошибки совесть ………………. как сигнал тревоги: «Так нельзя! Исправься!»

Варианты: кричит, молчит, срабатывает, запрещает срабатывать.

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Ученица.

Мы делаем для памятки зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна, не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Учитель : Ребята, давайте прочитаем следующие выражения:

«муки совести», «жить не в ладах с совестью». Как вы понимаете их смысл? С какими прилагательными употребляют слово совесть? (спокойная, чистая)

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте подберем главное слово, запишем в листах:

На память о нашем занятии мне хотелось бы вам подарить по маленькой капельке совести, чтобы она помогла вам в сложной жизненной ситуации сделать правильный выбор.