Научные исследования. Сущность и особенности

  • 18.01.2024

Основные направления научных исследований в туризме. В каждом из направлений НИР в туризме используются свои, свойственные для решения тех или иных конкретных задач специфические методы исследований, которые обусловлены запросами практики, состоянием решаемого вопроса, накопленным опытом научного поиска в данной области знаний. Углубленное изучение туризма как явления требует совместных усилий ученых разных областей знаний: историков, социологов, педагогов, физиологов, медиков, психологов.

Итак, в основе ведения научной работы по вопросам туризма имеют место пять основных направлений.

Первое направление - туризм как важный фактор укрепления здоровья - предполагает научное обоснование занятий туризмом с позиции оздоровительной направленности. Посредством медико-биологических наук (физиология, биохимия, гигиена, медицина) в данном случае объясняется механизм благотворного влияния естественно-прикладных упражнений, характерных для туризма, на состояние здоровья занимающихся различного возраста. При этом должны учитываться особенности использования в оздоровительных целях разных видов туризма, а также оказываемое на организм человека влияние сложности и продолжительности маршрутов. По итогам исследований в этом направлении разрабатываются конкретные рекомендации, направленные на повышение работоспособности и улучшение функционального состояния человека.

Характер исследований в туризме по первому направлению - экспериментальный. Данные для анализа в основном получают путем периодического медицинского и педагогического контроля за состоянием занимающихся туризмом. Критериями оценки физического состояния организма служат показатели физического развития (соматоскопические и соматометрические), а также данные об изменениях физической подготовленности. Особое внимание следует уделить и функциональной диагностике (давление крови, работоспособность, показатели МПК). Используя данные об изменениях физического развития, физической подготовленности и функционального состояния, можно дать более или менее объективную оценку морфофункциональным перестройкам, происходящим в организме под влиянием занятий туризмом.

Второе направление - идейно-воспитательные функции туризма. Цель исследований в этом направлении - выявление возможностей решения средствами туризма многих воспитательных задач. Значительная часть исследований по второму направлению должна обеспечить обоснование действенных форм и методов воспитания молодого поколения на героических традициях становления и развития государства. Важно здесь и то, что у участников походов углубляются знания по природоведению и краеведению, что также должно стать объектом исследования как фактора, способствующего патриотическому воспитанию.


Учитывая богатые возможности туризма в воспитании людей, необходимо научное обоснование последовательности и комплексности решения в условиях походов тех или иных воспитательных задач, чтобы их сочетание было наиболее оптимальным, побуждало занимающихся к расширению познавательного интереса к окружающим явлениям и предметам. В данном случае нужны построенные на научных основах варианты оптимизации многих воспитательных мероприятий в условиях походов с учетом возраста их участников.

Третье направление - научно-методические и организационные основы детско-юношеского туризма. Исследования здесь должны выявить наиболее оптимальные дозировки нагрузок в учебно-тренировочном процессе и походах, свойственные детскому и юношескому возрасту. Необходимо определить эффективную методику обучения тем или иным приемам в туризме, т. е. наука должна дать практике обоснованные рекомендации по обучению технике и тактике туризма. Поскольку в детско-юношеском возрасте нужна разносторонняя общефизическая подготовка, следует определить возможности сочетания занятий туризмом с другими средствами советской системы физического воспитания.

Ряд исследований в третьем направлении должен выявить закономерности формирования жизненно необходимых умений и навыков, а также развития двигательных качеств у подрастающего поколения, используя направленные занятия туризмом.

Эффективность массовой туристской работы во многом зависит от применяемых организационных форм, которые должны соответствовать поставленным задачам, учитывать возрастные особенности занимающихся, а также имеющиеся условия. Поиск именно таких форм, характерных для детско-юношеского возраста, должен находиться в поле зрения исследователей.

Основные научные методы в третьем направлении - педагогический эксперимент и педагогические наблюдения.

Четвертое направление - научное обеспечение подготовки туристов высокой квалификации - связано с обоснованием методик тренировочных занятий по туризму. Современный спортивный туризм включает организацию и проведение сложных категорийных походов, когда человек может оказаться в экстремальных условиях. В связи с этим научные исследования проводятся для обоснования методик подготовки занимающихся спортивным туризмом, учитывающих возможность принятия мер оптимального жизнеобеспечения в экстремальных условиях и исключения травматизма, т. е. мер обеспечения безопасности. Научные исследования здесь имеют важное прикладное значение в связи с необходимостью освоения новых районов страны.

Как и в третьем направлении, здесь должны использоваться педагогический эксперимент и педагогические наблюдения. Особые трудности в исследованиях связаны с необходимостью собрать максимум различной информации о состоянии организма и поведении человека в сложных походных условиях, приближенных к экстремальным.

Пятое направление - научные основы организации и управления массовой туристской работой. Учитывая, что значение туризма в современном обществе возрастает, нужна научно обоснованная структура его организации и управления. Усложняет решение этой задачи то обстоятельство, что массовую туристскую работу с населением должны осуществлять многие государственные и общественные организации. Поэтому необходимы обоснованные координационные действия между ними и четкое распределение функциональных обязанностей. Посредством научных исследований определяются наиболее соответствующие современным условиям организационная структура развития туризма, а также формы и методы массовой туристской работы. Совершенствование туристской работы невозможно также без соответствующих профессиональных и общественных кадров. Потребность в них, структура и содержание их профессиональной подготовки определяются научными исследованиями. Необходимость решения задачи целенаправленного развития материально-технической базы туризма заставляет с научных позиций подходить к обоснованию потребностей ее дальнейшего совершенствования с учетом множества взаимосвязанных качественно-количественных признаков.

В связи с этим исследования по пятому направлению должны строиться на основе системного анализа структуры и содержания массовой туристской работы, проводимой различными организациями. Обработку полученных результатов необходимо осуществлять методами математической статистики. Кроме того, здесь нужно использовать методы нормирования и программирования, группировки, сравнений и сопоставления данных, а также обобщения полученных результатов.

В целом следует отметить, что дальнейшее развитие туризма в стране возможно лишь при фундаментальных научных исследованиях, охватывающих все его основные аспекты в социальном, педагогическом и экономическом плане.

Джафар Джафари
Теория и практика физической культуры. - 2000. - №8.

Ключевые слова: анализ туризма, исторические аспекты, коммерческие и некоммерческие организации, научные интересы, туристская промышленность.

Развитие учения о туризме тесно связано с историей самого туризма. Исстари изучением туризма как науки занимались сами путешественники, и подобные учения соответствовали духу и характеру туризма того времени. Большинство современных учений стало возникать начиная с 1970 г., около половины из них - с 1980 г. Важно рассмотреть исторический фундамент науки под названием "туризм", осветить ее основные вопросы и проследить цепочку вкладов других наук в эту дисциплину.

Люди путешествовали всегда, и древние народы, населявшие Дальний и Средний Восток и Средиземноморье, оставили записи о поездках. Эти исторические очерки показали, что по мере расширения торговой деятельности и завоеваний в Греции, Риме и Китае представители знатного сословия этих стран все чаще отправлялись в поездки для развлечения, с торговыми или с дипломатическими целями. Геродот, например, оставил значительное письменное наследие о своих кратковременных поездках и длительных путешествиях. В подобной литературе, имевшей жизнеописательный характер и историческую направленность, рассматривались искусство и философия путешествия, население других стран, языки, религии, традиции дарить подарки, черты местного быта и гостеприимство.

Во времена колониальных завоеваний и географических открытий арабами (VIII в. н.э.) и европейцами (в том числе Марко Поло - ХII в. н.э.) было сделано много записей о путешествиях. Отметим, что эти путешественники оставили после себя замечательное наследие, востребуемое до сего времени. Например, поэт Баско, посетивший Японию в ХV в., написал мемуары, которые и сейчас служат прекрасным справочным материалом нынешним туристам. Туризм в это время имел, как правило, не познавательный характер, а был ориентирован на встречи важных персон и делегаций, а также на посещение священных мест.

С XV в. европейская экспансия усилилась, чему отчасти способствовали появление детальных карт и новых мореходных судов, а также рост купеческого сословия. Согласно этим документам, начиная с середины XVI в. жители Северной Европы регулярно ездили на лечение к минеральным водам, в известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную Европу. Поначалу путешествовали лишь знать, паломники и дипломатические посланники. Понятие "тур" было введено гораздо позже - в 1750-х гг., и вскоре термин "турист" был принят для обозначения участников подобных развлекательных и образовательных путешествий.

Поначалу туры были продолжительными - по 2-3 года. Туриста (как правило, молодого человека) сопровождал в путешествии опекун. В наследство нам в мемуарах, туристских справочни ках и путеводителях остались многие повествования об этих путешествиях. Это были не только литературные, но и описательные познавательные, страноведческие и культурологические работы, возможно, лучшей иллюстрацией которых послужат записки Гёте и Стендаля об Италии, а Тургенева и Карамзина - о Германии и Франции, Дарвина о животном мире и ландшафтах различных стран, которые он посетил в ходе путешествия на корвете "Бигл".

Паломничество как особая ветвь путешествий также оставило многочисленные документальные свидетельства, среди которых хотел бы отметить "Инока Парфения повествования о путешествиях по монастырям".

Индустриальная революция, миссионерство, социальная реформация внесли большие изменения в условия жизни людей. Томас Кук, великий английский реформатор туризма, впервые начинает использовать железнодорожный транспорт для поездок среднего класса за город, на выставки и ралли. Отметив коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии: турагентствам, резервированию мест в транспорте и гостиничных номерах, классификации отелей, дорожным чекам, расписаниям и качественным путеводителям с исчерпывающей информацией.

Массовый туризм приобрел международный характер. Наиболее яркое описание этого феномена приводится в пародии Марка Твена "Простаки за границей" (1869 г.)

На стыке ХIХ и ХХ вв. описание путешествий пересталo быть областью преимущественного внимания вольных философов и ярких индивидуальностей-одиночек (таких, как Гумбольдт, Спенсер, Маркс или Плеханов), но благодаря именно им начинается период социализации туризма, обозначенный тенденциями, обоснованными в работах М. Вебера, Дюркгейма, Веблена и ван Ганнепа.

Первая мировая война и социальная революция в России положили конец власти аристокра тии. Люди стали более внимательно относиться к природе в связи с кризисом здоровья в условиях всеобщей индустриализации и урбанизации. Приобретают популярность принятие солнечных ванн, особенно на морских курортах, а также отдых в горах, лыжи, пеший туризм, круизы. Развитие этих видов отдыха продолжается и поныне.

В этот период приоритет в развитии учения о туризме приобретают исторические исследования, которые занимаются изучением как туризма в целом, так и историей отдельных курортов. Историками был внесен важнейший вклад, например, в изучение форм рекреации в Древнем Риме, Англии ХVII века, истории великих географических открытий, кругосветных путешествий, Мировое Турне.

Начиная с 30-х гг. география стала уделять больше внимания описаниям и страноведческим характеристикам отдельных районов и содейство вала интересу к проблемам развития внутреннего туризма.

В последующие после Второй мировой войны десятилетия туризм послужил толчком к развитию всех стран, но особенно - освободившихся от колониального гнета. Решающую роль в популяризации выездного туризма сыграло появление в 1952 г. в России авиапутешествий, так же как, впрочем, и в США, ученые сконцентрирова ли свое внимание на внутреннем туризме и на проблемах рекреации.

По мере становления социальных наук учение о "социальном феномене" туризма приобретает более сложную структуру. Большинство ученых анализируют узкие аспекты туризма, такие, как экономические механизмы, территориальная организация, психологические мотивации. В России только рекреационная география, представленная научной школой В.С. Преображенского, и рекреалогия придерживались более целостных взглядов.

Возрастающее экономическое значение туризма способствовало тому, что в 60-е гг. большинство исследований стало адресоваться экономистам, которые работали по программам международных организаций: ООН, Международного Банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Возникновение первого европейского периодического издания "Туристское Ревю" (основано в 1946 г.) свидетельствует о росте интереса к проблеме туристских исследований со стороны Франции и Германии.

Философия "туризм = развитие" требовала внедрения туризма на новых территориях, вовлечения в обслуживание большого количества людей. Анализ мультипликативных моделей развития туризма обнаружил большую отдачу от туризма, в несколько раз превышающую расходы, стимулирующую местную экономику и улучшающую условия жизни. Быстрыми темпами растет массовый туризм, но внедренные в жизнь проекты начинают подвергаться тщательному анализу, а иногда и критике.

Социологи [среди них выделяются исследования Кнебеля (Knebel, 1960) и Фостера (Forster, 1964)] осознали теоретическую и практическую важность туристских исследований. Психологи Фабер (Farber, 1954) и Ризон (Reason, 1964) занимались изучением психологии туризма. Интерес к туризму рос, а знания накапливались, складываясь в наследие. Так оформился точный архетип этой области знаний.

Вскоре дали о себе знать противники массового туризма. Среди всеобщей критики особенно отчетливо зазвучали голоса представителей консервативных и ностальгических взглядов. Намного более серьезная критика возникла в экономической среде; она продемонстрировала после детального изучения, что мультипликация дохода на поверку иногда оказывается ниже ожидаемого уровня, а утечка капитала по линии туризма зачастую сводит на нет предполагаемые экономические преимущества в области туристской индустрии. Методом мозгового штурма во многих науках были тщательно изучены отрицательные воздействия туризма на внеэкономические сферы. В рамках антропологии выделяются исследования Смит (1977), содержащие анализ конкретных ситуаций, региональные работы Финни и Уотсона (Finney & Watson, 1975), а также социолога де Кадта (de Kadt, 1979). Проблемы сохранения природного наследия, развития парков и концепция предельно допустимого уровня нагрузки на туристские объекты были подняты в экологии. Дальнейшее изучение темы отдыха нашло отражение в работах Коэна (Cohen).

Расцвет туризма как предмета научного познания был отмечен в 70-х гг., когда ученые осознали важность этой темы как объекта изучения; в это время начали проводиться соответствующие научные встречи.

Важность темы туристики росла, о чем свидетельствовали публикации в научных журналах: "Журнале туристских исследований" (Journal of Travel Research, 1962), "Анализе туристских исследований" (Annals of Tourism Research, 1973), "Туристском Ревю" (Tourist Review, 1946), "Менеджмен те туризма" (Tourism Management, 1980), "Исследованиях в области рекреалогии" (Tourism Recreation Research,1977), "Журнале туристского анализа" (The Journal of Tourism Studies, 1990). В подтверждение становления туризма как науки следует отметить также растущее количество тематической литературы, библиографий, издание письменных первоисточников, имеющих отношение к туризму. Помимо этого росла популярность туризма как темы для диссертационных исследований.

Определенные стороны туризма становятся предметом научного осмысления соответствующих наук. Например, динамика курортных зон впервые была рассмотрена с исторической точки зрения Плогом (Plog, 1974), затем экономистами и, наконец, географами. Проблема предельно допустимых нагрузок также изучалась и географами, и экологами. После этого вопрос воздействия туризма на окружающую среду был отражен в работах многих ученых и в прессе.

В области как социологии, так и антрополо гии выходили фундаментальные работы о природе самого туризма и его связи с паломничеством, обрядами, развлечениями, жизненным циклом человека. Первые подобные труды появились в 70-х гг. Это работы антрополога Тернера (Turner, 1969) на тему обрядов и паломничества, социолога Шикжентмихали (Сsikszentmihalyi, 1975), по анализу туристских потоков. Маккенелл (MacCannell, 1976) провел общенаучный анализ туристских потоков с социологической, антропологической и семиотической точек зрения. Граберн (Graburn, 1983) посвятил свое исследование изучению туризма на стыке культур в свете распространяющегося взаимопроникновения между Европой и Северной Америкой.

Следующим стимулом к изучению феномена туризма явилась негативная реакция на туризм со стороны стран третьего мира. Действительно, на Гавайях вспыхнула волна протеста против массового туризма, побочными продуктами коего явились проституция, преступления, культурный и экологический резонанс. Эти протесты особенно ярко выражались азиатскими народами и жителями стран Тихоокеанского бассейна, поддерживающими христианские ценности: например, Всемирным Советом по туризму в странах третьего мира в Бангкоке, Христианской конференцией Азии и Сингапура, Институтом Тихоокеанских исследований Фиджи и представителями социалистических движений в Африке. Эта критика, воинственно настроенная против массового туризма, легла в основу продвижения и обсуждения на международном уровне соответствующей альтернативы - так называемого мягкого, или экологического, туризма, предложенного на рассмотрение ЮНЕСКО в 1982 г., Международной Академии по изучению туризма в 1989 г. и ВТО в 1980, 1985 и 1989 гг.

В прошедшем десятилетии, отмеченном разделением сфер исследования, каждая дисциплина все более укреплялась и заимствовала методы и результаты родственных наук. Появилось больше точек соприкосновения у бок о бок идущих дисциплин, таких, как политология и социология, экономика и маркетинг, экология и география. С одной стороны, маркетинг по-прежнему остался сосредоточенным на продажах, продвижении товара и рыночных сегментах, но, с другой - маркетологи начинают более глубоко изучать рекламу, психологию мотиваций, темы, также изучаемые социологией, антропологией, психологией и рекреалогией. Проблемы окружающей среды, остающиеся основным поводом для беспокойств у экологов, исследовались вышеупомянутыми дисциплинами, и особенно географией. Последняя наряду с другими науками сосредоточилась на изучении определенных областей распространения туризма: горах, побережье, островах, городских центрах. Взаимодействия принимающей стороны, гостей и соединительного звена (гидов, переводчиков, проводников, инструкторов, аниматоров) исследовались в социологии и антрополо гии, а также в психологии и политологии.

Два вопроса остаются открытыми для социальных наук: первый - изучение воздействий туризма на социум и развитие соответствующих социальных потребностей, порождаемых развитием туризма. Второй - связан с изучением смены наших представлений: о туризме, его функциях и социальной роли. Этим начинают серьезно заниматься психология и социология. В то же время появляется множество других проблем.

Развитие исследований в области туризма также можно проследить через возникновение исследовательских институтов и вклады организаций, заинтересованных коммерческими и теоретическими аспектами. Большинство туристских организаций воспринимает туризм как индустрию. На международном уровне это Всемирная Туристская Организация (ВTO, основана в 1924 г.) -Межправительственное агентство, которое собирает и печатает данные, обеспечивает техническую помощь, поддерживает конференции и программы по обучению. European Travel Commission (ETC, основана в 1951 г.), Pacific Asia Travel Association (PATA, 1957) и Caribean Tourism Organization (CTO, 1951) являются примерами организаций, сходных по фундаментальному назначению с ВТО, но на региональном уровне. На национальном уровне большинство стран имеют департаменты туризма при правительстве, например U.S. Travel & Tourism Administration, Министерство по туризму Египта, Государственный комитет по физической культуре и туризму Российской Федерации, наряду с организациями вроде Национальной Корпорации Кореи по Туризму. Правительственные и коммерческие представи тели имеются также на государственном, городском и местном уровнях.

В этом столетии государственные учреждения и группы предпринимателей сформировали индустрию, которая выросла и приобрела в наши дни всемирную социально-экономическую значимость. Однако, как показали туристские исследования, большинство этих организаций прежде всего нацелены на получение коммерческой выгоды. Хотя есть и такие, которые в меньшей степени или вообще не относятся к туризму как к бизнесу. Занимаются изучением развития туризма такие компании, как Association Internationale d"Experts Scientifiques du Tourisme (AIEST, основана в 1951 г.), Travel & Tourism Research Association (TTRA, 1970) и Международная академия туристских исследований (1988). Среди подобных международных и национальных организаций Академия - одна из немногих, чья деятельность целиком посвящена междисциплинарному изучению туризма. Среди организаций, основанных на базе Университетов, можно назвать Centre des Hautes Etudes Touristiques (CHET, 1964), имеющий международный преподавательский состав, обучающий студентов со всего мира и обладающий самой большой туристской библиотекой.

Аналогичные вклады в развитие туристики были сделаны социально-научными центрами, ассоциациями мирового уровня, особенно в течение последних двух десятилетий. Несколько ведущих научных объединений, таких, как Американская антропологическая ассоциация, Международный географический союз и Международная социологическая ассоциация, организуют специальные международные конгрессы, на которых рассматриваются проблемы туризма и рекреации. Наиболее знаменательно, что последние два союза создали официальные туристские исследова тельские группы. Например, в 1990 г. Социологическая ассоциация сформировала свою группу, проводящую исследования на тему "Социология международного туризма".

Продолжают появляться другие организации, вносящие свой вклад в развитие школы туризма. Скажем, в 1982 г. Европейский центр по управлению исследованиями и документацией в области социальных наук (известный как Венский центр) явился инициатором и материально поддержал мультидисциплинарное и межкультурное исследование на тему "Туризм как фактор перемен: социокультурное изучение". Болгария, Венгрия, Польша, Испания, Великобритания, Соединенные Штаты и Югославия принимали участие в первом этапе этого проекта. Второй этап продолжается, так что последующие открытия смогут пролить свет на неисследованные и малознакомые области туристики и на социокультурные перемены для принимающих стран.

Вместе с тем объединенными усилиями продолжают укрепляться позиции туризма в мире. С начала века, а особенно начиная со Второй мировой войны, большое количество правительственных организаций и коммерческих агентств еще раз подтвердили важность туризма на мировом уровне. Итак, изучение туристики началось с экономической дисциплины, в которой оно зародилось, а затем охватило практически все науки. Туристские исследования и становление школы туризма медленно, но верно набирают обороты. Приветствую выход первой монографии по туристике в России, в которой в последнее время благодаря усилиям Российской международной академии туризма создан крупный научный центр по комплексному изучению туристских проблем и подготовке туристского персонала для развивающегося в вашей стране туризма.

Juffar Juffary. Phenomenology of Tourism

Abstract. The author gives a widespread review of the historical foundations of tourism"s science. He highlighted its main points and analyzed other sciences" contributions into it. The author also had introduced a modern development of tourist science, noted the most known scientific works and some authoritative organizations in that field. At the end of the article the author estimated Russian tourist academy"s contribution to the world tourist science"s development.

Key words: study of tourism, historical aspects, commercial and non-profit organizations, scientific interests, tourist industry.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

Кафедра «Туризм и гостеприимство»

Зав. кафедрой_______Матвеева Л.Д.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему «Развитие горнолыжного туризма в Республике Башкортостан»

(на примере Белорецкого района)

Специальность 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

Факультет туризма и коммуникаций

Гр. СЗК- 41

Руководитель _______Ахмедина Г.Б.

Дипломник _______Евдокимова К.Б.

Дата защиты ____________________

ВВедение……………………………………………………………………. 5

Глава 1.Теоретические основы развития горнолыжного туризма ……………………………………………………………………………………………………..8

1.1. История развития горнолыжного туризма……………………………….8

1.2. Особенности управления развитием горнолыжного туризма…………13

1.3. Перспективы развития горнолыжного туризма

в России и за рубежом………………………………………………………...21

глава 2. анализ развития горнолыжного туризма в республике башкортостан (на примере горнолыжного центра мраткино белорецкого района)................ …………...37

2.1. Общая характеристика горнолыжного центра………………………....37

2.2. Анализ развития горнолыжного центра………………………………...43

2.3. Анализ проблем и перспектив развития горнолыжного центра………49

3.1. Предложения по развитию горнолыжного центра……………………..55

3.2. Организационное обоснование развития горнолыжного центра……..57

3.3. Экономическое обоснование развития горнолыжного центра………..65

заключение……………………………………………………………….73

список использованных источников и литературы…….76

приложение ………………………………………………………………81

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

Кафедра______________________

_____________________________

Зав. кафедрой _________________

«_____»______________ 201___г.

З А Д А Н И Е к дипломной работе

Студенту ________________________________________________________

Группа___________________Институт/факультет______________________________________________________________________________________

    Тема работы______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Утверждена приказом УГУЭС от «______» __________________ 201___ г.

№ __________________

    Дата выдачи задания « _____» ________________________ 201___г.

    Срок сдачи студентом законченной работы «____» ______ 201___г.

    Исходные данные к работе__________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Руководитель дипломной работы____________________________

(Ф.И.О., ученая степень, звание, место работы, занимаемая должность)

________________________________________________________________

7. Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделов работы) _________________________________________________________

Правовое обеспечение _____________________________доц. Лебедев А.И.

Экономическая часть________________________________доц. Шеин Ю.П.

Информационные технологии______________________ доц. Величко И.А.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание принял к исполнению Руководитель дипломной работы

________________________ __________________________

(ПОДПИСЬ СТУДЕНТА) (ПОДПИСЬ РУКОВОДИТЕЛЯ)

введение

Актуальность темы дипломной работы развитие горнолыжного туризма требует, разработки новых подходов к планированию и управлению развитием российских горнолыжных туристских центров, отвечающих принципам устойчивости, обеспечивающих сохранение природных территорий с формированием высокого уровня жизни местного населения.

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие сектора экономики, как торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.

Выбор темы дипломной работы «развития горнолыжного туризма в качестве одного из направлений социально-экономического развития муниципального района Белорецкого района Республики Башкортостан», а именно на примере горнолыжного центра «Мраткино», обусловлен как особенностями самой отрасли, так и высоким туристско-рекреационным потенциалом района. На его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия, проходят спортивные и культурные события. В районе представлен широкий спектр привлекательных туристических объектов, развитие которых должно обеспечиваться наличием всех видов базовой инфраструктуры.

Степень разработанности . В настоящее время направления теории управления, занимающиеся проблемами управления устойчивым развитием туризма на горных территориях относительно новы и находятся в процессе становления. Теоретические основы развития туристских регионов изложены в работах таких зарубежных авторов как Б. Арчер, Р. Бентли, Р. Дэвидсон, Я. Криппендорф, X. В. Опашовски, В. Фрейер, Д. Флетчер. Однако, результаты их исследований нуждаются в адаптации к отечественной специфике.

В трудах российских ученых, занимающихся проблемами развития отечественной туристской индустрии, разработаны принципы преобразования сферы туризма в рыночной экономике, обозначены аспекты реформирования и обновления механизма управления отечественной индустрией туризма. Наиболее значимые результаты исследований взаимодействия индустрии туризма и экономики региона представлены в работах Азар В.И., Аврах Ю.И., Амирханова М.М., Балабанова А.И., Блохина Ю.И., Богданова Ю.В., Биржакова М.Б., Винокурова В.И., Волкова B.C., Зорина И.В., Карповой Г.А., Квартальнова В.А., Кириллова А.Т., Розановой Т.П., Романовой Г.М., Татаринова A.A., Чуваткина П.П., Яковенко Г.В.

Недостаточная разработанность проблем развития горнолыжного туризма, процессов формирования экономического эффекта от его реализации определили цель и задачи исследования.

Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию развития горнолыжного туризма в Республике Башкортостан.

Постановка задач:

    изучить теоретические основы развития горнолыжного туризма в России и за рубежом;

    провести анализ развития горнолыжного центра «Мраткино» Белорецкого района;

    провести анализ проблем и перспектив развития горнолыжного центра «Мраткино» Белорецкого района;

    разработать предложения по развитию горнолыжного центра «Мраткино» Белорецкий район;

    произвести организационное и экономическое обоснование развития горнолыжного центра «Мраткино» Белорецкого района.

Объектом исследования является горнолыжный центра «Мраткино» Белорецкого района.

Предметом исследования является развитие горнолыжного туризма в Республике Башкортостан.

Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области управления туризмом, официальные федеральные и региональные программы развития горнолыжного туризма, нормативно-правовые акты, методические пособия, материалы периодической печати и научных конференций, статистика развития туризма в РФ.

В качестве инструментов исследования использовались такие общенаучные методы как анализ и синтез, методы аналитического сравнения, системный и функциональный анализ, метод прогнозирования и программно - целевой метод.

Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и рекомендации, изложенные в дипломной работе, способствуют развитию теории управления горными территориями и могут стать методической основой для разработки стратегических программ развития туризма на горных территориях, создания нормативно-правовой базы регулирования процессов развития горнолыжного туризма.

Структура работы, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Объем работы составляет 91 лист и включает 11 таблиц, 14 рисунков, 54 использованных источника и литературы, а также приложение из 1 таблицы и 5 рисунков.

Современный туризм занимает все более значимое место в экономике России. Показателем чему явилась, прошедшая в мае 2004 г. в Москве 4 Международная туристская ярмарка «MITF – ТУРИЗМ И ОТДЫХ». Выступая на ее открытии, мэр столицы Ю. М. Лужков отметил, что развитие туризма является «одной из стратегических задач современности» 1 .

Туризм – это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление, включающее следующие виды сервисных услуг:

Путешествия (круизы, автобусы, самолеты, автомобили, железные дороги);
- проживание (отели и мотели, конференции, выставки, встречи);
- питание (рестораны, кафе, бары);
- отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы).

Если современный туризм рассматривать как особый вид деятельности, то можно отметить, что туризм это:

1) ведущий производитель промышленной продукции, чей вклад в валовой национальный продукт составляет 6,1 %;
2) постоянный источник налоговых поступлений;
3) работодатель, способный занять 127 млн. людей, т. е. примерно каждого 15-го из всех работающих;
4) самая быстроразвивающаяся отрасль не только европейской, но и мировой экономики.

Термин tourist (тот, кто путешествует) появился в английском языке в начале ХIХ века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН, турист – это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год.

1.1. Туризм как специфический объект исследования

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходиться около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов.

Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских и других компаний.

С развитием научного знания о туризме последний выступает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимость концептуального, или сущностного, определения туризма. Оно формирует комплексное представление о предмете исследования.

В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Существует еще несколько подходов к определению категории «туризм». Некоторые исследователи (М. Ф. Игнатьева) рассматривают туризм не как отрасль, а как группу связанных отраслей: совокупность гостиниц и иных средств размещения; средств транспорта; объектов общественного питания; объектов и средств развлечения; объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов- переводчиков.

Вице-президент Академии туризма Российской Федерации, заведующий кафедрой туризма Балтийского международного института туризма М.Б. Биржаков считает, что, во-первых, туризм – это особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т. е. деятельность самого туриста, и во-вторых, деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий, туристская деятельность. Туристская деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.

На Уругвайском раунде стран-партнеров Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) было разработано определение туризма, которое включает следующие виды деятельности и услуги:

Деятельность туристских организаций – туроператоров и турагентов;
- большинство услуг пассажирского транспорта, в том числе аренду автомобилей и использование транспорта для экскурсий;
- средства размещения и питания;
- рекреационные, культурные, спортивные и другие развлекательные услуги;
- дополнительные (вспомогательные) услуги, например услуги гидов, организацию конгрессов, страхование, связанные с туризмом финансовые услуги – кредитные карточки, туристские чеки и вспомогательные службы, медицинское обслуживание, торговля товарами туристского назначения и для использования туристами (беспошлинная торговля, магазины в туристских центрах).

Туризм рассматривается многими авторами как многомерное и многоликое понятие, что находит отражение в определении туризма как вида деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга и, кроме того, искусством, наукой и бизнесом. Несмотря на различие формулировок, многие авторы включают в понятие феномена туризма туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного места жительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающей природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди ученых и специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, согласно которому туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы.

К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, не лежит в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.

Наука о туризме, так же как и сам предмет исследования, еще относительно молода и находится в процессе становления. Производство и потребление туристских товаров и услуг приобретают массовый характер только в послевоенный период (после 1945 г.). Параллельно формируются институты по изучению проблем туризма и система статистического учета туристического производства.

По мере того как усложнялась структура предложения и спроса в туризме, расширялись рамки интеграционных процессов: все новые отрасли народного хозяйства оказывались полностью или частично вовлеченными в туристское производство.

Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией, является лишь одним из составных компонентов.

Рассматриваются три наименования системы наук о туризме. Именно системы, потому что туризм – это множественная система знаний, охватывающая многие стороны жизни человека и его деятельности. Такие четко устоявшиеся предложения: туристика (школа РМАТ, Москва), турология (Академия туризма, Санкт-Петербург), турография. Последняя лишь изредка всплывает в дискуссионных выступлениях и обычно не находит поддержки. Два других имеют право на существование и отражают влияние различных академических школ, сложившихся в крупных туристских центра х. Могут рассматриваться и иные предложения. По формальному признаку установить наименование науки важно для системы образования, системы подготовки кадров высшей квалификации, специальности и специализации ученых советов, введения наименований степеней и ученых званий. Мы полагаем, что одним из возможных наименований новой науки о туризме может стать термин «туризмология» или, как определяет П. А. Окишев, профессор Томского государственного университета, «туризмоведение».

1 См.: Парад отелей. - 2004. - №3. - С.48.