Конспект занятия сюжетно-ролевая игра «Семья». Сюжетно-ролевая игра "семья"

  • 30.09.2019

Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья»; сюжет «В гости к бабушке»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание материала: Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста. В процессе коллективной деятельности дети учатся принимать на себя роль заботливого родителя.
Данный материал будет полезен воспитателям, работающим в старшей группе.
Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
- учить детей планировать игру, подбирать атрибуты;
- продолжать обучение уметь распределять роли; самостоятельно развивать сюжет игры;
- расширять словарный запас; развивать диалогическую речь детей;
- способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.
Игровой материал: «Семья»;
- атрибуты для оборудования комнаты;
- посуда;
- мебель;
- сумка;
- кошелек;
- деньги.
«Дом бабушки»;
- посуда;
- самовар;
- деньги;
- предметы заместители.
«Магазин»
- одежда продавца;
- касса;
- овощи, фрукты, сладости и т.д.
«Водитель»
- руль;
- билеты.
Предварительная работа:
- рассматривание картинок о семье;
- чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме;
- настольная игра «Семья»;
- беседы о профессиях людей;
- дидактическая игра «Кто, где работает? »;
- изготовление атрибутов для игры;
- беседы о культуре поведения в общественных местах;
- сюжетно-ролевые игры с детьми «Семья», «Магазин».
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках, воспитатель обходит по кругу и говорит:
Воспитатель: Ребята, мне что – так грустно и одиноко, хочется отправиться куда – нибудь в гости. Но куда бы мне отправится, может вы мне подскажете или предложите, и мы все вместе отправимся.
Ответы детей: предлагают отправиться к бабушке в гости.
Воспитатель: Что нам нужно сделать, чтобы начать игру.
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Правильно! Нам нужно распределить роли, выбрать детей для игры. Для нашей игры нам нужны: мама, папа, две дочки, сынок, бабушка, дедушка.
(Дети выбирают маму, папу, детей, бабушку, дедушку и обосновывают свой выбор)
Воспитатель: Молодцы, роли распределили. А теперь, нам нужно решить, как и на чем мы будем добираться к бабушке?
Дети предлагают отправиться на автобусе.
Воспитатель: Хорошо, едем на автобусе. Но тогда нам нужен еще водитель.
Дети выбирают водителя.
Мама перед выходом из дома, напоминает детям правила поведения. Напоминает им, что они будут выходить из автобуса на остановке: « Бабушкино». И они отправляются в гости, а точнее, сначала идут на остановку.
Подъезжает импровизированный автобус.
Мама: Аккуратно садимся в автобус.
Водитель: Осторожно, двери закрываются, следующая станция: «Детский сад». Автобус объезжает круг и останавливается.
Водитель: Осторожно, двери открываются, остановка «Бабушкино».
Мама: Выходим из автобуса аккуратно, не толкаясь, помогаем друг другу. Вышли из импровизированного автобуса.
Папа предлагает зайти в магазин и купить гостинцы бабушке.
Мама: Дети, возьмитесь за руки, идем в магазин, но впереди проезжая часть. Что нам нужно сделать, для того, чтобы перейти дорогу.
Дети: Сначала, нужно посмотреть в одну сторону, нет ли машин, затем в другую и только после этого переходим дорогу.
Мама: молодцы, правильно.
Заходим в магазин. Дети поздоровались с продавцом.
- Здравствуйте. Нам нужны гостинцы для бабушки.
Продавец: Здравствуйте, пожалуйста, выбирайте.
Дети и родители выбирают коробочку «Чоко пай», пачку чая и коробочку «Раффаэло». Подходят к кассе.
Мама обращается к продавцу: Посчитайте,пожалуйста сколько,мы вам должны.
Продавец: Спасибо за покупку, с вас 236 рублей.
Мама рассчитывается с продавцом, и они выходят из магазина.
Отправляются к бабушке. Подходят к дому. Звонят в дверь.
Дверь открывает дедушка.
- Здравствуйте, мои дорогие, проходите. Дедушка с папой, пожимают друг другу руку.
Все заходят в дом, их встречает бабушка. Обнимается с внучатами, с мамой.
Бабушка: Проходите, проходите. Вы наверное, устали с дороги. Присаживайтесь. Я сейчас поставлю самовар (бабушка, выходит, якобы, поставить самовар). Возвращается. Ну, рассказывайте, как у вас дела, как успехи в школе, в садике?
Внуки: Бабушка, возьми, пожалуйста, мы тебе принесли, гостинцы к чаю.
Бабушка: Спасибо, большое.
Пока закипает самовар, они беседуют. Затем они все дружно пьют чай с сушками, пирожными.
Внуки: бабушка, как у тебя здоровье?
Бабушка: все хорошо, вроде пока ничего не болит.
Внуки: бабушка, может, тебе нужно помочь?
Бабушка: да нет, пейте чай и можете идти поиграть с соседскими детишками, а мы с мамой пока приготовим обед. А дедушка с папой пойдут в магазин за продуктами, я им сейчас напишу список.
Дедушка: Я не могу, так как мне уже пора на работу. Прощается со всеми и уходит. Если, успею, может быть встретимся за обедом.
Бабушка: Тогда в магазин сходит папа.
Папа: Хорошо, схожу. Пишите список.
Мама: Детки, а что вы хотите на обед?
Дети: я хочу пирожки; а я хочу сосиску.
Мама: Хорошо, если вы попили чай, тогда идите играть.
Дети выходят из – за стола, приглашают поиграть всех остальных детей.
А мама с бабушкой приступают к приготовлению обеда.
Дети самостоятельно придумывают дальнейший разворот событий.

Цель:

Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.

Задачи:

1. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

2. Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты

3. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Темы подпроектов:

1. Сюжет «Приготовим малышу обед»

2. Игра – занятие «Малыш проснулся»

3. Сюжет «Идём в гости»

4. Сюжет «Куклы собираются на прогулку»

5. Сюжет «День рождения куклы»

Реализация проекта:

Совместная деятельность воспитателя и детей:

1. Наблюдение за работой помощника воспитателя, воспитателя в группах детей второго и третьего года жизни.

2. Беседа «Как мы проводим выходной день»; составление рассказа из личного опыта.

3. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья»: Е. Благинина «Алёнушка», З. Александрова «Мой мишка», А. Л. Барто «Младший брат».

4. Обыгрывание проблемных ситуаций: «ребёнок не хочет вовремя ложиться спать», «мама спешит на работу и не успевает закончить домашние дела».

5. Изготовление предметов-заместителей.

6. Постройка мебели.

Совместная деятельность детей и родителей:

1. Наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми.

2. Помощь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты.

3. Изготовление одежды для кукол.

Ожидаемые результаты:

1. Обогащение личного опыта детей.

2. Формирование у детей представлений об окружающем.

3. Расширение у детей круга ролевых действий.

Сюжетно – ролевая игра

«СЕМЬЯ»

Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал: Кукла – младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы – заместители.

Подготовка к игре. Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». На занятиях по конструированию: постройка мебели.

Игровые роли: Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.

Ход игры: игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н.Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру – занятие с куклой «Ясочка простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытка, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именниника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты – угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами развивать различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогощения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а потом рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» воспитатель выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сестры. Можно детям прочитать книгу А.Барто «Младший брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же день в группу воспитатель приносит новую куклу-младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех человек. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву – «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы – шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т.д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними.

Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье обедать в группу).

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад», принимать участие в («утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т.д.

Название: Конспект сюжетно – ролевой игры «Семья»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия, Старшая группа, Старший дошкольный возраст

Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности
Место работы: МБДОУ д/с № 39
Месторасположение: город Арзамас, Нижегородская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 39»

Конспект сюжетно – ролевой игры для старшего дошкольного возраста «Семья»
(старший дошкольный возраст)

подготовила и провела
воспитатель группы компенсирующей направленности № 9
Бородова Елена Ивановна

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений и навыков по сюжету игры «Семья».

Задачи:

  1. Развивать умение детей отражать отношение и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания.
  2. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.
  3. Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи и общественно- полезный труд взрослых.
  4. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия в соответствии с нормами этикета.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и друг к другу.

Материалы и оборудование: маркеры игрового пространства: игровой уголок «Кухня», набор модулей, детская мебель, гладильная доска, многофункциональная ширма; предметы оперирования: утюг, пылесос, кукольная посуда, тостер, сумки, коляска для куклы, муляжи фруктов, овощей, продуктов питания, набор инструментов, руль, телефоны, фотоаппарат, компьютер, касса, предметы – заместители; игрушка- персонаж: кукла-малыш с прикладом.

Новизна: самостоятельное создание игровой обстановки;

самостоятельное распределение ролей;

расширение сюжета за счет различных способов приготовления блюд.

Предварительна работа : беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» с опорой на личный опыт детей о домашних обязанностях членов семьи, познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, развивающие дидактические игры: «Кто, где работает?», «Кому, что нужно для работы?», «Найди нужные слова», «Цепочка вежливых слов».

Создание и обсуждение игровых ситуаций: «Как в семье близкие люди проявляют заботу друг о друге» (из личного опыта детей), «Как проводят выходные и совместные праздники» и др. Рассматривание семейных газет, фотографий по теме, сюжетных картинок о семье.

Составление рассказа «Семья» по серии картин.

Чтение книг о семье: рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа, русских народных сказок «Хаврошечка», «Гуси – лебеди», стихов: А. Яковлев «Мама», Я.Аким «Мама», А.Барто «Младший брат» и др., пение колыбельных песенок.

Беседы о профессиях членов семьи, о культуре поведения за столом, в общественных местах. Изготовление с детьми в свободной деятельности, атрибутов для игры (панно «Аквариум», сувениров из цветной бумаги и картона, печенья из солёного теста, пирожных, блинчиков, пельменей из бросового материала).

Выставка рисунков по теме «Моя семья».

Аппликации: «Подарок папе», «Цветы для мамы».

Сюжетно-ролевые игры с детьми: «Дочки – матери», «Детский сад», «Шофёры», «Магазин» и др.

Игровые приемы: — прием привлечения и сосредоточения внимания (появление бабушки) — прием «вхождения в образ» (вхождение в роль мамы, папы, детей) — прием передачи нового материала с опорой на имеющиеся знания (изменение и дополнение сюжета)

Работа с родителями : оформление семейных газет, выставка рисунков «Моя семья», помощь в изготовлении и приобретение атрибутов для игры.