Формирование способов звукового анализа в начальной школе. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

  • 17.06.2024

Вопрос о звуковом анализе – один из сложнейших в начальных классах. Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике (методике обучения чтению) был поставлен Ушинским К.Д.

Основоположник звукового метода в России считал необходимым развивать речевой слух у детей, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах.

Фонетический разбор - основной вид упражнений, который развивает фонетические способности учащихся.

По мнению Д.Б. Эльконина, фонемный (звуковой) анализ в своей исходной форме есть установление последовательности фонем (звуков) в полном слове .

В методике различают собственно фонетический (звуковой) и фонетикографический (звукобуквенный).

Цель собственно звукового разбора – это характеристика звуковой структуры слова без обращения к буквам. Собственно звуковой разбор учащиеся выполняют в подготовительный период обучения грамоте. При переходе к изучению букв, как показывает практика преподавания, звуковой разбор полностью исключается из употребления.

Мы думаем, что звуковой разбор может использоваться на всём протяжении обучению языку в младших классах и даже применяться как особый вид фонетических упражнений в последующем обучении.

Во-первых, этот вид фонетического анализа убеждает, что со звуками можно работать и без букв, а это очень важно, чтобы освободить школьника от переоценки роли буквы.

Во-вторых, способы осознанного звукового анализа, сформированные без опоры на буквы, воспитывают у ученика отношение к материи языка как некой реальности, с которой можно производить свои особые действия и которая предполагает специфические средства контроля за выполнением этих действий.

Рассмотрим и проанализируем программы и учебники по русскому языку разных образовательных систем.

Анализ программы Т.Г. Рамзаевой (образовательная система «Школа России») показывает, что выдвигаются такие требования к умениям учащихся: производить анализ делением слов на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж (2 класс) .



В 4 классе программа предлагает проводить звукобуквенный анализ систематически в целях формирования навыков безошибочного написания слов и развития орфографических умений. Для анализа взяты слова типа лодка, школьный, площадь.

В учебнике Рамзаевой Т.Г. для 3 класса предлагается порядок звукобуквенного разбора слов на форзаце:

1. Напиши слово, поставь знак ударения.

2. Определи, сколько слогов в слове.

3. Сколько гласных букв и сколько согласных?

4. Какой звук обозначает согласные буквы: звонкий или глухой, мягкий или твердый.

Образец записи:

Льдинка – 2 слога, 6 звуков, 7 букв; 2 гласных, 4 согласных, [л ] - звонкий, мягкий; [д ]– звонкий, мягкий; [н ] - звонкий, твердый; [к ]– глухой, твердый.

Как видим, под фонетическим разбором понимается звукобуквенный анализ.

Составители учебника Русский язык 2. класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. предлагают такой порядок звукобуквенного анализа слова:

1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Раздели слово на слоги.

3. Прочитай ударный слог.

4. Прочитай безударные слоги.

5. Назови звуки, какими буквами они обозначены.

6. Дай характеристику звуков.

7. Сосчитай, сколько в слове звуков, сколько букв.

В данной системе обучения «Школа 2100» по программе Бунеевых Р.Н. и Е.В. в период обучения грамоте дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать звукобуквенный анализ доступных слов.

Основные требования к умениям второклассников: производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных словах.

Таким образом, в данной программе под фонетическим разбором понимается звукобуквенный [Программно-методические материалы. 2000. С.37, 44, 215, 227, 231, 236].

В учебниках Поляковой A.B. по русскому языку (система развивающего обучения Л.В. Занкова) порядок разбора не предлагается, хотя раздел «Фонетика» представлен с 1 по 4 классы.

В программе по развивающей системе Л.В. Занкова в основных требованиях к знаниям, умениям, навыкам за 1 класс написано, что учащиеся должны уметь:

Производить фонетический разбор: вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков и букв в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов и ударный слог;

Различать твердые и мягкие согласные;

Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком и различать эти способы обозначения мягкости согласных: с одной стороны, буквами, которые обозначают звуки, с другой - мягким знаком, который никакого звука не обозначает;

Различать звонкие и глухие согласные звуки [Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова.; 2005. С.49].

В соответствии с действующей сейчас вариативной программой по русскому языку в системе Л.В. Занкова фонетические знания также являются ведущими в букварный период. Это вполне справедливо, так как они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям - чтению и письму.

В первый месяц обучения по букварю [Андрианова Т.М., Андрианова И.Л., 2003] на фоне знаний о речи, предложений, слове проводятся наблюдения позиционной смены звуков. Ученики, сопоставляя слова, слышат разницу в произношении гласных и согласных, составляют двуцветные схемы (гласные - красный цвет, согласные - бесцветные).

Затем также при сопоставлении слов (мал – мял, Маша - Миша) устанавливается разница в произношении твердых - мягких согласных. Делается вывод о том, что для правильного чтения согласного необходимо посмотреть, какой гласный следует за ним, составляются трехцветные схемы: (мягкий согласный - зеленый цвет, твёрдый согласный - синий цвет, гласный - красный цвет).

Итак, на первом этапе обучения чтению по развивающей программе Занкова звуковой анализ превалирует над самой процедурой чтения.

В данный период ученики проводят звуковой разбор слов, наблюдают над звуками на коротких, простых по составу словах.

В системе развивающего обучения Л.В. Занкова работа над звуковым анализом ведется в основном в букварный период, а затем она проводится над звуком и буквой параллельно. Во 2, 3, 4 классах работа над собственно звуковым анализом не планируется, а в основном идет звукобуквенный разбор слов.

Методические материалы, статьи

Методика проведения фонетических упражнений и звуко-буквенного анализа (II - IV классы). Часть 1.

Для чего нужно подробное изучение фонетики и графики, развитие фонематического слуха, орфографической зоркости школьников уже на начальном этапе обучения? С одной стороны, дети осваивают орфоэпические нормы родного языка - культурный человек должен правильно произносить слова. С другой стороны, различать устное произношение и написание слова необходимо, чтобы освоить «перевод» речи устной в письменную. Научить тому, как соотносятся между собой звуки и их знаки (буквы), и есть основная задача начальной школы. В этот же период закладываются и основные правила орфографии (правильного написания слов).

Особенность русской графики заключается в том, что в нашем языке для обозначения 5 звуков (фонем) гласных используется 10 букв, а для записи 33 согласных - 21 буква и 2 знака: твердый и мягкий. В чем секрет «избытка» букв гласных звуков и «недостатка» согласных и предстоит узнать младшим школьникам.

Младшие школьники на уроках русского языка становятся юными лингвистами и «открывают» законы обозначения звуков буквами. Для этого им надо в совершенстве овладеть методом звуко-буквенного анализа слова: произнести слово, выделить в нем слоги, слоги разделить на звуки, а затем понаблюдать, как в русском языке на письме передается тот или иной звук. На уроках обучения грамоте школьники научились составлять звуковые схемы слов, выделять ударный слог, соблюдать логические ударения, паузы в структуре предложения, осознавать лексическое значение произнесенного слова и сознательно употреблять его в речи - эти умения помогают им и в дальнейшем обучении.

Во II, в III и IV классах знания по фонетике и графике обобщаются и систематизируются. Школьники учатся различать звуковую оболочку и лексическое значение омофонов (пруд - прут, грусть - груздь), омографов (спала и спала, кружки и кружки) и омоформ (степи - степи, горы - горы, реки - реки, попугай сущ. - попугай глаг.). Умение распознавать мягкость и твердость, звонкость и глухость согласных звуков позволяет ученикам не смешивать разные слова, например: лук - люк, угол - уголь, кора - гора, плоты - плоды. Звуковой анализ слов необходим для правильного употребления таких слов, как эскалатор, бидон, бетон, трамвай, трамплин и т. д.

Рассмотрим основные методы формирования фонетических и графических понятий в начальной школе: метод наблюдения над звучащей речью, фонетический (звуковой) анализ, фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ, сопоставление звучащей и письменной речи, совершенствование устной речи.

Метод наблюдения над звучащей речью предполагает использование следующих приемов:

  • артикулирование звуков для определения способа их образования (при помощи зеркала, словесного описания и др.);
  • воспроизведение звуков, их сочетаний для модулирования тембра, силы, громкости и других качеств;
  • воспроизведение интонации чтеца (диктора) для определения семантики высказывания;
  • чтение текста с различной интонацией для отработки семантических типов высказывания;
  • чтение стихотворного текста с ассонансами и аллитерациями, восстанавливающих звуковую консигуацию произведения.

Метод языкового разбора - звукового (фонетического) и звуко-буквенного (фонетико-графического) анализа - помогает при решении орфографических и словообразовательных задач. Во II-IV классах порядок фонетического разбора выглядит следующим образом.

1. Произносим (или слушаем) слово: береза (бе-ре-за), определяем ударный слог, количество слогов.

2. Рисуем звуковую схему слова.

3. Слушаем каждый звук и выписываем его в транскрипционных скобках.

4. Артикулируем звук, определяем способ и место его образования и даем (записываем) его характеристику:

  • [б"] - согласный, парный звонкий, мягкий;
  • [иэ] - гласный, безударный;
  • [р"] - согласный, непарный, мягкий;
  • [о] - гласный, ударный;
  • [з] - согласный, парный, твердый;
  • [а] - гласный, безударный.

5. Подсчитываем количество звуков и слогов: шесть звуков, три слога-слияния.

Методика изучения звуковой стороны языка

Цели и задачи изучения темы – дать представление о первоначальном ознакомлении учащихся со звуками речи; рассмотреть знакомство первоклассников с составом фонем русского языка, познакомить с формированием способов звукового анализа в период обучения грамоте, с применением схем и моделей в работе со звучащим словом, рассмотреть проблему отбора слов для звукового анализа в период обучения грамоте.

Первоначальное ознакомление учащихся со звуками речи

В соответствии с действующими программами по обучению грамоте фонетические знания и умения являются ведущими в букварный период. Именно они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям – чтению и письму. Поскольку русское письмо звукобуквенное (точнее фонемно-буквенное), человек оперирует в процессе чтения звуками, поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.

В настоящее время обучение грамоте по любой программе начинается с добукварного периода, когда учащиеся заняты практическим освоением фонетики. Фонетические умения важны не только в период обучения грамоте: от сформированности фонетических знаний зависит дальнейшее становление осознанных навыков правописания, в частности без них нельзя сформировать орфографическую зоркость.

К фонетическим средствам русского языка, которые служат для различения смысла отдельных слов и целых высказываний относятся звуки речи, ударение и интонация.

Среди детей, поступающих в школу нет таких, которые бы не знали о существовании букв. Представление же о звуках до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребенка. Дети должны уяснить, что без букв язык может существовать, а вот без звуков языка не бывает. Одна из важнейших первоначальных задач в обучении языку состоит в том, чтобы перестроить представление детей о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами. Поэтому прежде чем перейти к работе над звуками, необходимо в первые дни обучения организовать беседу, помогающую создать у детей представление о звуках как материи языка.

Сначала учитель напоминает первоклассникам, что все, что нас окружает из чего-то сделано: дом из кирпича и бетона, стол – из дерева, книги и тетради – из бумаги т.д. А из какого материала сделаны слова? Обычный ответ – из букв! Дети твердо знают, что слова состоят из букв, потому что они их видели в книгах. Услышав от детей, что слова сделаны из букв, учитель уточняет, что из букв «сделаны» написанные (напечатанные) слова, а те, которые человек произносит – из чего- то другого. Как правило, среди первоклассников всегда найдутся такие, которые знают, что мы произносим звуки. Чтобы все дети поняли это, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.

Работу можно организовать так: - Послушайте! (стучит карандашом по столу) Услышали звуки? Можно из этих звуков «сделать» слово? Обобщая высказывания детей, учитель обращает внимание на то, что вокруг нас много разных звуков: шумят деревья за окном, щебечут птицы, гудят машины, раздаются шаги и т.д. Но из этих звуков слов не построишь!

Послушайте, и-и-и … Что - нибудь Вам понятно? А если так м-м-м…, р-р-р… Можно ли из этих звуков сделать слово? А если я в другом порядке произнесу эти звуки: м-м-м…и-и-и…р-р-р… узнали слово? Что оно означает? Слово в отличие от звука значит очень много. Вот послушайте: мама, Родина. Эти слова состоят из звуков. Звуки человеческой речи – это строительный материал языка. Давайте понаблюдаем, что нам помогает произносить эти звуки (м- губы, и- голосовые связки, р – язык)?

Вывод: слова «делаются» не из любых звуков, а только из звуков человеческой речи. Они возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, зубы, губы, голосовые связки. Затем учащиеся выполняют задание учителя, наблюдая, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т.д.

Беседу необходимо дополнить занимательным заданием. Можно предложить детям вспомнить героев рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква» (или зачитать отрывок). Герои этого рассказа не могут правильно произносить слово «шишка». У Аленки получается «сыска», у Мишки – «хихка», у Дениски – «фыфка». Учитель предлагает учащимся выяснить причину и научить героев рассказа правильно произносить эти звуки: Как правильно должны работать губы и зубы, язык, чтобы получилось слово «шишка»?

Подобные игры рекомендуется предлагать учащимся на подготовительном этапе, когда происходит осознание учащимися звуковой действительности языка, формирование речевого слуха. Учителю не следует подробно характеризовать речедвижения, которые мы выполняем, произнося разные звуки. Задача на данном этапе значительно проще: помочь детям понять, что при произнесении разных звуков органы речи движутся по-разному.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте

В период обучения грамоте важно организовать правильно работу со звуками для того, чтобы сформировать у детей способность слушать и слышатьзвучащее слово, различать в нем отдельные звуки, т.е. заложить основу для развития фонематического слуха.

На подготовительном этапе обучения грамоте для того, чтобы дети не смешивали звуки с буквами, необходимо учить их вычленять звуки не только из слога, но и из целого слова. Правильность выделения звука из слога определить невозможно, так как слог значения не имеет. В слове все звуки взаимосвязаны и неверно названный звук искажает слово. Для того, чтобы научить детей работать со звуками учитель пользуется приемом показа того, как искажается слово, если хотя бы один звук в нем выделен неправильно. С этой целью на уроках используется игра «Звук заблудился».

Подготовительный период обучения грамоте – это фонемный анализ полного слова. Целью такого анализа является установление последовательности фонем (звуков) в слове без обращения к буквам. Целесообразно проводить звуковой анализ,разработанный П.С.Жедек:

1. Произнеси и послушай слово.

2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

6. Произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.

Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

3. Назови этот звук отдельно;

4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.

При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

1. // -- // -- //

2. // -- // -- //

3. // -- // -- //

4. Определи, гласный он или согласный;

5. Если согласный, то твердый или мягкий;

6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;

7. Обозначь выделенный звук фишкой.

При проведении звукового анализа важны две детали:

1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его?

Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

4. Охарактеризуй новый звук.

Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др.

Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе»: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Они кричат по слогам. Слоги – это такие кусочки, на которые делится слово.

Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]

Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, [ти-традь], а не тет-радь. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов. Данный прием связан с артикуляцией гласных звуков, образующих слог. Если звуки [а],[о],[э] произносятся с довольно отчетливым движением нижней челюсти вниз, то при произнесении так называемых узких гласных звуков [и],[ы],[у] ярко выраженного движения нижней челюсти не наблюдается (отсюда и название для [и],[ы],[у], - узкие, а для [а] – широкий гласный звук). Использование приема упора в подбородок должно быть ограничено словами типа белка, чайка, роща, при делении же на слоги типа синицы, кукушки прием абсолютно не эффективен, так как не наблюдается ярко выраженного движения нижней челюсти при произнесении узких гласных звуков.

Характеристика слога с артикуляционной стороны уместна на самой ранней ступени знакомства со слогом, в дальнейшем она становится недостаточной для освоения данного языкового явления. В этом убеждают такие варианты членения детьми слов на слоги, как ло-сь, ба-ра-ба-н, ду-ма-ть. Возникает необходимость уточнения состава слова. Чтобы уточнить структуру слога, можно познакомить первоклассников с тем, что:

Слоги делятся на звуки,

Как на дольки апельсин. (В.Берестов)

В результате уточнения состава слога дети добывают ответы на два вопроса: из каких звуков образуется слог? Сколько звуков может быть в одном слоге? Ответ на первый вопрос вполне конкретен: без гласного звука слога не бывает. Отвечая на второй вопрос, ученики получают представление о том, что слог может состоять из разного количества звуков: из одного, двух, трех, четырех. Интересным для ребенка становится сравнение слога с ромашкой: белые лепестки ромашки – это согласные звуки, а желтое «сердечко» - это и есть сердце самого слога, гласный звук, без которого слога не бывает. Младшему школьнику важно научится определять количество слогов в слове по числу гласных звуков – типичным способом слогообразования в русском языке.

Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский»:

Вы заметили, ребята, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

Методика изучения звуковой стороны языка

Цели и задачи изучения темы – дать представление о первоначальном ознакомлении учащихся со звуками речи; рассмотреть знакомство первоклассников с составом фонем русского языка, познакомить с формированием способов звукового анализа в период обучения грамоте, с применением схем и моделей в работе со звучащим словом, рассмотреть проблему отбора слов для звукового анализа в период обучения грамоте.

Первоначальное ознакомление учащихся со звуками речи

В соответствии с действующими программами по обучению грамоте фонетические знания и умения являются ведущими в букварный период. Именно они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям – чтению и письму. Поскольку русское письмо звукобуквенное (точнее фонемно-буквенное), человек оперирует в процессе чтения звуками, поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.

В настоящее время обучение грамоте по любой программе начинается с добукварного периода, когда учащиеся заняты практическим освоением фонетики. Фонетические умения важны не только в период обучения грамоте: от сформированности фонетических знаний зависит дальнейшее становление осознанных навыков правописания, в частности без них нельзя сформировать орфографическую зоркость.

К фонетическим средствам русского языка, которые служат для различения смысла отдельных слов и целых высказываний относятся звуки речи, ударение и интонация.

Среди детей, поступающих в школу нет таких, которые бы не знали о существовании букв. Представление же о звуках до обучения чаще всего отсутствует в сознании ребенка. Дети должны уяснить, что без букв язык может существовать, а вот без звуков языка не бывает. Одна из важнейших первоначальных задач в обучении языку состоит в том, чтобы перестроить представление детей о звуках как о чем-то второстепенном по сравнению с буквами. Поэтому прежде чем перейти к работе над звуками, необходимо в первые дни обучения организовать беседу, помогающую создать у детей представление о звуках как материи языка.



Сначала учитель напоминает первоклассникам, что все, что нас окружает из чего-то сделано: дом из кирпича и бетона, стол – из дерева, книги и тетради – из бумаги т.д. А из какого материала сделаны слова? Обычный ответ – из букв! Дети твердо знают, что слова состоят из букв, потому что они их видели в книгах. Услышав от детей, что слова сделаны из букв, учитель уточняет, что из букв «сделаны» написанные (напечатанные) слова, а те, которые человек произносит – из чего- то другого. Как правило, среди первоклассников всегда найдутся такие, которые знают, что мы произносим звуки. Чтобы все дети поняли это, необходимо показать, что слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.

Работу можно организовать так: - Послушайте! (стучит карандашом по столу) Услышали звуки? Можно из этих звуков «сделать» слово? Обобщая высказывания детей, учитель обращает внимание на то, что вокруг нас много разных звуков: шумят деревья за окном, щебечут птицы, гудят машины, раздаются шаги и т.д. Но из этих звуков слов не построишь!

Послушайте, и-и-и … Что - нибудь Вам понятно? А если так м-м-м…, р-р-р… Можно ли из этих звуков сделать слово? А если я в другом порядке произнесу эти звуки: м-м-м…и-и-и…р-р-р… узнали слово? Что оно означает? Слово в отличие от звука значит очень много. Вот послушайте: мама, Родина. Эти слова состоят из звуков. Звуки человеческой речи – это строительный материал языка. Давайте понаблюдаем, что нам помогает произносить эти звуки (м - губы, и - голосовые связки, р – язык)?

Вывод: слова «делаются» не из любых звуков, а только из звуков человеческой речи. Они возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, зубы, губы, голосовые связки. Затем учащиеся выполняют задание учителя, наблюдая, как при произнесении разных звуков по-разному движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к различным участкам рта и т.д.

Беседу необходимо дополнить занимательным заданием. Можно предложить детям вспомнить героев рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква» (или зачитать отрывок). Герои этого рассказа не могут правильно произносить слово «шишка». У Аленки получается «сыска», у Мишки – «хихка», у Дениски – «фыфка». Учитель предлагает учащимся выяснить причину и научить героев рассказа правильно произносить эти звуки: Как правильно должны работать губы и зубы, язык, чтобы получилось слово «шишка»?

Подобные игры рекомендуется предлагать учащимся на подготовительном этапе, когда происходит осознание учащимися звуковой действительности языка, формирование речевого слуха. Учителю не следует подробно характеризовать речедвижения, которые мы выполняем, произнося разные звуки. Задача на данном этапе значительно проще: помочь детям понять, что при произнесении разных звуков органы речи движутся по-разному.

Формирование способов звукового анализа в период обучения грамоте

В период обучения грамоте важно организовать правильно работу со звуками для того, чтобы сформировать у детей способность слушать и слышать звучащее слово, различать в нем отдельные звуки, т.е. заложить основу для развития фонематического слуха.

На подготовительном этапе обучения грамоте для того, чтобы дети не смешивали звуки с буквами, необходимо учить их вычленять звуки не только из слога, но и из целого слова. Правильность выделения звука из слога определить невозможно, так как слог значения не имеет. В слове все звуки взаимосвязаны и неверно названный звук искажает слово. Для того, чтобы научить детей работать со звуками учитель пользуется приемом показа того, как искажается слово, если хотя бы один звук в нем выделен неправильно. С этой целью на уроках используется игра «Звук заблудился».

Подготовительный период обучения грамоте – это фонемный анализ полного слова. Целью такого анализа является установление последовательности фонем (звуков) в слове без обращения к буквам. Целесообразно проводить звуковой анализ, разработанный П.С.Жедек:

1. Произнеси и послушай слово.

2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

6. Произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово.

Интересна и талантлива игровая методика обучения фонемному анализу слова, разработанная Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

3. Назови этот звук отдельно;

4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.

При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

1. // -- // -- //

2. // -- // -- //

3. // -- // -- //

4. Определи, гласный он или согласный;

5. Если согласный, то твердый или мягкий;

6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;

7. Обозначь выделенный звук фишкой.

При проведении звукового анализа важны две детали:

1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его?

Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

4. Охарактеризуй новый звук.

Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Букварь» (Часть 1) Л.Е.Журовой и др.

Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе»: - Знаете ли вы, что на хоккейных матчах болельщики постоянно изучают родной язык? Не верите? Сейчас объясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы игроки забили гол? Шай-бу! Они кричат по слогам. Слоги – это такие кусочки, на которые делится слово.

Что кричат болельщики, когда футболисты забивают гол? [ма-ла-цы]

Теперь, когда вам нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги.

К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, [ти-традь], а не тет-радь . При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов. Данный прием связан с артикуляцией гласных звуков, образующих слог. Если звуки [а],[о],[э] произносятся с довольно отчетливым движением нижней челюсти вниз, то при произнесении так называемых узких гласных звуков [и],[ы],[у] ярко выраженного движения нижней челюсти не наблюдается (отсюда и название для [и],[ы],[у], - узкие, а для [а] – широкий гласный звук). Использование приема упора в подбородок должно быть ограничено словами типа белка, чайка, роща , при делении же на слоги типа синицы, кукушки прием абсолютно не эффективен, так как не наблюдается ярко выраженного движения нижней челюсти при произнесении узких гласных звуков.

Характеристика слога с артикуляционной стороны уместна на самой ранней ступени знакомства со слогом, в дальнейшем она становится недостаточной для освоения данного языкового явления. В этом убеждают такие варианты членения детьми слов на слоги, как ло-сь, ба-ра-ба-н, ду-ма-ть. Возникает необходимость уточнения состава слова. Чтобы уточнить структуру слога, можно познакомить первоклассников с тем, что:

Слоги делятся на звуки,

Как на дольки апельсин. (В.Берестов)

В результате уточнения состава слога дети добывают ответы на два вопроса: из каких звуков образуется слог? Сколько звуков может быть в одном слоге? Ответ на первый вопрос вполне конкретен: без гласного звука слога не бывает. Отвечая на второй вопрос, ученики получают представление о том, что слог может состоять из разного количества звуков: из одного, двух, трех, четырех. Интересным для ребенка становится сравнение слога с ромашкой: белые лепестки ромашки – это согласные звуки, а желтое «сердечко» - это и есть сердце самого слога, гласный звук, без которого слога не бывает. Младшему школьнику важно научится определять количество слогов в слове по числу гласных звуков – типичным способом слогообразования в русском языке.

Кроме указанных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного. Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский»:

Вы заметили, ребята, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, шофер и т.п., в польском – на предпоследний: Варшава, Краков. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро. Представим, что вы – актеры, и вас пригласили сниматься в кино в роли француза, который плохо говорит по-русски: он всегда произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, напечатанные на доске, так, как их прочитает француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, бочка.

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.

При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.Правильная и эффективная подготовка к обучению языку реализуется на уровне развития языкового анализа и синтеза.Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям.

Ребенок должен правильно определить место звука в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирать слова на заданный звук. Но учатся выделять все звуки в слове и моделировать слова.

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза провожу с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза:

*Выделение звука из ряда звуков; выделение гласного звука из ряда звуков;

выделение согласного звука из ряда звуков;

выделение первого гласного звука в слове;

выделение первого согласного звука в слове;

выделение последнего согласного звука из слов;

определение места гласного звука в слове;

определение места согласного звука в слове;

*Узнавание звука; Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук;

Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук;

Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук;

Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук;

Придумай слово, которое начинается с заданного звука;

*Определение места звука в словах; 1. Игра “Поезд”.

Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.

2. Игра “ Закрой фишкой”.

Дети определяют место звука в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.

3. Игра “Светофор”.

Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук в слове.

4. Игра “Волшебный домик”.

Дети определяют место звука в слове и выставляют картинку на определенном этаже (1этаж- начало слова, 2 этаж – середина слова, 3 этаж – конец слова).

Обучение звуковому анализу и синтезу на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:

Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания:

Литература.

  1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: – М: Владос, 1995. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.-1991.
  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1986. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Как подготовить ребенка к школе. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – М.: Новая школа, 1993.
  4. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, 1999. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. – М.: Владос, 2004.
  5. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М. Владос, 1999. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.