Стандарты аудита. Международные стандарты аудита

  • 10.10.2019

Международные стандарты аудита (МСА) - это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

МСА способствуют развитию аудиторской профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового, формируют единые подходы к проведению аудиторских проверок.

МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.

Структура МСА включают в себя:

Введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

Разделы, излагающие суть стандарта;

Приложение (для некоторых стандартов).

Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики). В мировой практике имеют место три подхода к применению международных стандартов аудита (МСА):

Принимаются к сведению аудиторскими организациями в странах, имеющих свои национальные стандарты (например, в Канаде, Великобритании и США);

Используют в качестве базы для разработки собственных подобных стандартов (например, в Австралии, Бразилии, Голландии, России);

Воспринимаются в качестве национальных в тех странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (например, Малайзия, Нигерия).

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. Их следует применять только к существенным аспектам. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, применяются при предоставлении сопутствующих аудиту услуг.

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Международная Федерация Бухгалтеров - является международной организацией, представляющей профессию бухгалтера. Разработкой стандартов занимаются комитеты МФБ. Комитеты придерживаются процессов, содействующих разработке высококачественных стандартов, выражающих интересы общества, с соблюдением принципов прозрачности, эффективности и результативности.

Комитет по международным стандартам аудита и выражения уверенности (КМСАВУ) - разрабатывает Международные Стандарты Аудита (МСА).

КМСАВУ является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров. Члены КМСАВУ назначаются организациями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМСАВУ, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМСАВУ могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК).

Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета».

МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов.

МФБ обеспечивает широкий доступ к своим руководствам, предоставляя возможность всем желающим бесплатно скачать все публикации с сайта МФБ (http://www.ifac.org) и поощряя своих действительных и ассоциированных членов, региональные бухгалтерские органы, разработчиков стандартов, регулирующие органы и прочие лица делать ссылки со своих сайтов или печатных материалов на публикации, представленные на сайте МФБ.

Все стандарты, директивы, проекты положений и другие документы Международной Федерации Бухгалтеров защищены авторским правом Международной Федерации Бухгалтеров.

Актуальный перечень международных стандартов аудита МСА (на 20.02.2011) представлен в Приложении 1.

Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, содержанию и различиям.

После изучения и обобщения полученной информации КМСАВУ готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

Механизм выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:

1. КМСАВУ выбирает тему для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;

2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;

3. Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМСАВУ;

5. Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМСАВУ;

6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМСАВУ;

8. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования.

Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.

Международные стандарты аудита (МСА) подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе и повы­шения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants - IFAC), созданная в 1977 г.

Международные стандарты (нормативы) аудита (International Auditing Guidelines - IAG) - это унифицированные регулирующие пра­вила, в соответствии с которыми следует организовывать и осуществ­лять независимый сбор аудиторских доказательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессиональное ауди­торское суждение относительно степени достоверности этой отчетно­сти.

Международные стандарты аудита имеют кодовую нумерацию. На каждый объект стандартизации выделено 100 номеров (позиций), при этом к каждому стандарту можно открыть до десяти дополнитель­ных субстандартов (рисунок).

Рисунок. Объекты международной стандартизации

Федеральные правила (стандарты) аудита:

Национальным стандартом Российской Федерации являются правила (стандарты) аудиторской деятельности - нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалифи­кации. Они становятся основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и определения степени ответственности аудитора.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим ФЗ № 307-ФЗ;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Стандарты являются подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими императивные нормы, обязательные для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, СРОА и их работников. Совокупностью действующих Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляется комплексное финансово-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере аудита. Стандарты аудиторской деятельности содержат нормы, регулирующие как частные отношения аудиторов, аудиторских организаций с аудируемыми лицами, так и публичные отношения профессиональных субъектов аудиторской деятельности с государством и обществом в целом.

В настоящее время сложилась ситуация, когда в области аудита приняты и действуют ФПСАД (утверждены Правительством РФ); частично применяются ПСАД (одобрены Комиссией по АД); появляются новые ФСАД (утверждает Минфин).

Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельно­сти могут быть подразделены на три основные группы:

1) общие правила (стандарты) аудита , которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалифика­ции аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.;

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки , ко­торые раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутренне­ го контроля и получения доказательных материалов и т.д.;

3) правила (стандарты) составления отчета, которые пред­усматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудито­ра и администрации аудируемого лица.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты , как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандар­та, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы. Структура документа для оформления стандарта следующая: ти­тульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Структура построения и разделы правил (стандартов) аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

1) общие принципы стандарта:

Цель и необходимость разработ­ки данного стандарта,

Объект стандартизации,

Сфера применения стандарта;

Взаимосвязь с другими стандартами;

2) основные понятия и определения (если это необходимо), ис­пользуемые в стандарте - охватывает новые термины и их ха­рактеристику;

3) сущность стандарта - формулируется проблема, тре­бующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

4) практические приложения - включают в себя различ­ные схемы, таблицы, образцы документов и др.

Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок. Они регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности, обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С помощью аудиторских правил (стандартов) формируют программы подготовки и единые требования аттестации аудиторов, регулируют качество аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. В зависимости от изменения экономических условий, к общепринятым правилам (стандартам) выпускают дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причину этого отступления.

Международные стандарты аудита (в дальнейшем МСА) - это сборник документов, объединенных идеей, которая определяет направленность всей системы МСА. Такой идеей, или ключевым понятием, является необходимость в ходе проведения аудиторских проверок обеспечения или не обеспечения определенного уровня уверенности. Уверенность - это тот общий критерий, который в соответствии с МСА лежит в основе выбора того или иного типа проверки, а вслед за этим и уровня ответственности за ее результаты.

На основе действующих в настоящее время МСА разработан ряд российских аналогов, в целом их объединяют в несколько групп:

  • 1) международные стандарты близкие к российским правилам,
  • 2) международные стандарты отличающиеся от российских правил,
  • 3) международные стандарты не имеющие аналогов среди российских правил,
  • 4) российские правила не имеющие аналогов в системе МСА.

МСА 120 - относится к документам, не имеющим аналогов среди российских правил (стандартов), на сегодняшний день является отменённым с декабря 2004 года. Данный факт обусловлен несколькими причинами. Во-первых, уровни уверенности по-прежнему остались той основой, которая определяет тип проверки, и этот критерий пронизывает всю систему МСА. Во-вторых, Минфин России пока не признает данный вариант МСА в качестве официального, поскольку в России до сих пор отсутствует официальный перевод новой редакции сборника МСА.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор, осуществляющий проверку, должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами :

Аудитор в ходе аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов .

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

МСА 120 «Основные принципы МСА» является базовым международным стандартом, разработанным с целью концептуальной основы, в рамках которой выпускаются международные стандарты аудита по отношению к услугам, которые могут предоставляться аудиторами. В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и предоставления финансовой отчетности экономических субъектов, а так же проведено разграничение между аудитором и сопутствующими услугами. В МСА 120 отмечается, что к сопутствующим услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляции (подготовка информации по которой не предполагает, что аудитор должен будет выразить уверенность) .

Под уверенностью рассматривается убежденность аудитора в отношении надёжности предпосылок, предоставленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. В этом главным является, что:

  • 1) в случае аудиторского задания аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности, в том что информация является предметом аудита свободна от существенных искажений. В аудиторском отчете (заключении) выражается позитивным образом в виде разумной уверенности;
  • 2) при обзорной проверке аудитор обеспечивает средний уровень уверенности о информации, подлежащие обзорной проверке, не содержит существенных искажений - выражается в виде негативной уверенности;
  • 3) в случае задания о согласованных процедурах аудитор предоставляет только отчет об отмеченных фактах без выражения уверенности. Пользователям отчета самим предоставляется возможность оценить проведенные процедуры и факты приведенные в отчете, а так же сделать собственные выводы по данным работы аудиторов;
  • 4) в случае задания о компиляции - пользователи скомпилированной информации получают отдельные преимущества от участия в работе бухгалтера, но при этом аудитор в заключении не выражает никакой уверенности.

Согласно МСА 120 аудит финансовой отчетности призван давать аудиторской организации возможность выразить мнение о правильности составленной отчетности в соответствии законодательству. Мнение аудитора должно базироваться на собранных в ходе аудита достаточных и уместных доказательствах. Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации. если к ней прилагается его отчет (заключение), либо аудитор выражает согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью .

В случае если аудитору становятся известны факты не надлежайшего использования субъектом процедур имени аудитора в связи с финансовой информацией - то аудитор должен потребовать прекращения не правомерных действий со стороны руководства субъекта. А так же аудитор может проинформировать любые известные третьи стороны об использовании его имени ненадлежайшим образом в связи с указанной информацией.

В МСА 120 говориться, что в конце каждого международного стандарта должен приводится раздел «Перспективы государственного сектора», он раскрывает случаи требующие пояснения либо дополнения, если такой раздел отсутствует - то он применяется к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.

Международные стандарты аудита представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Они являются критерием качества аудиторских услуг позволяют пользователям получить определённую уверенность в том что аудитор не подтвердит не достоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно .

Знание и соблюдение основных принципов аудита способствует не только лучшему пониманию аудитором своей роли, но и повышению эффективности результатов аудиторской деятельности.

аудит ревизор проверка

1. Назначение международных стандартов аудита (МСА). Основные принципы МСА

международный стандарт аудит

Появление Международных стандартов аудита, обусловлено процессом реформирования системы бухгалтерского учета в России, переходом отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности. В результате этого появилась потребность в знании международных аудиторских стандартов.

В условиях рынка предприятия кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию.

Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Часто собственники и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, а также судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

возможность поступления необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

зависимость последствий принятых решений (они могут быть весьма значительными) от качества информации;

необходимость специальных знаний для проверки информации;

частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Для качественного и успешного проведения аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

Стандарт (от англ. Standard) - образец, модель, т.е. набор общепринятых требований к работе аудитора, которые носят единый характер независимо от направлений деятельности и регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита (МСА) - это сборник документов, объединенный идеей, которая определяет направленность всей системы МСА. Такой идеей является, необходимость в ходе проведения аудита, обеспечение определенного уровня уверенности.

Уверенность - тот общий критерий, который в соответствии с МСА лежит в основе того или иного типа проверки и уровня ответственности за ее результаты.

Международные стандарты аудита построены системно, имеют одинаковую структуру, каждый раздел одинаково важен и соответственно должны рассматриваться в качестве единой интегрированной структуры. МСА предназначены для применения при оказании различных аудиторских услуг, в том числе при аудите финансовой отчетности, аудите иной информации и предоставлении сопутствующих аудиторских услуг.

В МСА подробно описаны все требования, которые нужно выполнять в ходе аудита; как планировать работу, правильно знакомиться с бизнесом клиента, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, также определяется степень существенности для ошибок, объясняется, как собирать и оценивать аудиторские доказательства, проводить выборочную проверку, наконец, делать аудиторские заключения.

Применение стандартов является своеобразной гарантией качества аудиторских услуг.

Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - международная профессиональная бухгалтерско- аудиторская организация.

Аудиторская проверка должна планироваться, и проводится аудитором в соответствии с МСА, где содержаться основные принципы, необходимые процедуры и сопутствующие рекомендации в форме пояснительного материала.

Основные принципы МСА регламентируются в разделе «Основные принципы и обязанности» (200-299).

Принципы аудита можно сгруппировать следующим образом:

)принципы разграничивающие аудит и сопутствующие аудиту услуги;

) этические принципы;

) профессиональные базовые принципы аудита финансовой отчетности.

В первой группе можно выделить три принципа, характеризующих отличие аудита от сопутствующих услуг , которые раскрыты в МСА:

характер услуги;

уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором;

вид предоставляемого отчета.

К сопутствующим услугам при этом отнесены:

обзорные проверки;

согласованные процедуры;

составление отчетности.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться такими этическими принципами , которые составляют вторую группу принципов :

независимость;

порядочность, честность;

объективность;

профессиональная компетентность и должная тщательность;

конфиденциальность;

профессиональное поведение;

следование техническим стандартам.

Третья группа - базовых профессиональных принципов - связана с содержанием и методологией проведения аудита. В нее входят следующие принципы:

существенности;

разумной уверенности;

разграничения ответственности;

документирования;

доказательности;

выборочной проверки;

понимания деятельности аудируемого лица;

профессионального скептицизма;

унифицированности.

Аудитор должен проводить аудит в соответствии с МСА, в которых содержатся основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.


2. Определение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемого лица и его среды. Действия аудитора в соответствии с оцененными рисками


Аудитор обязан оценивать риски существенных искажений в финансовой отчетности на основе знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля субъекта МСА 315 «Обнаружение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемой компании».

Целью настоящего Международного стандарта аудита (МСА) является установление требований о том, что понимается под знанием бизнеса, почему это важно для аудитора и аудиторского персонала, работающего на задании, почему это относится ко всем стадиям аудита, каким образом аудитор получает и применяет эти знания.

При проведении аудита финансовой отчетности аудитор должен обладать знаниями (или получить их) о бизнесе в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые в соответствии с суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую отчетность либо на проверку, либо на аудиторский отчет (заключение).

Рассматриваемый стандарт содержит требования в части :

) процедуры по оценке риска , которые обеспечивают основу для оценки рисков существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений. Получение знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля, является непрерывным процессом сбора, обновления и анализа информации на протяжении всего аудита.

Аудитор должен выполнить ряд процедур по оценке рисков:

запросы руководству располагающим информацией, которая может помочь при идентификации рисков существенных искажений;

аналитические процедуры;

наблюдение и инспектирование.

Действия аудитора. В результате на основе полученных знаний, аудитор планирует аудит и выражает профессиональное суждение в ходе аудита. Руководствуясь МСА315, аудитор рассматривает вопрос о том, является ли имеющаяся информация значимой для идентификации рисков существенных искажений, а также предрасположенность финансовой отчетности субъекта к существенным искажениям.

) необходимое знание субъекта и его среды , включая систему внутреннего контроля субъекта, начинается с получения общего представления о субъекте и среде, в которой он осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Аудитор должен получить представление о следующем:

отраслевые факторы, факторы регулирования и прочие внешние факторы, включая применяемую основу представления финансовой отчетности;

характер субъекта (операции, собственность, виды инвестиций);

цели и стратегии субъекта, а также сопутствующие предпринимательские риски;

выбор и применение субъектом учетной политики, является ли она подходящей для его бизнеса и совместимой с применяемой финансовой отчетностью;

оценка и обзор финансовых результатов.

Контрольная среда, включает в себя функции по управлению, руководству и ее важности для субъекта.

Действия аудитора. В процессе оценки контрольной среды аудитор должен получить представление о том:

а) поддерживает и создало ли руководство субъекта под контролем лиц, наделенных руководящими полномочиями;

б) обеспечивают ли сильные стороны элементов контрольной среды основу для других компонентов внутреннего контроля, и не снижают ли недостатки эффективность других компонентов.

Процесс оценки риска, используемый субъектом. Как руководство субъекта определяет риски.

Действия аудитора. Получить представление о том, имеется ли у субъекта процесс:

а) для идентификации предпринимательских рисков;

б) оценки значительности рисков;

в) оценки вероятности их возникновения;

г) принятия решений о действиях в ответ на такие риски.

В результате аудитор получает два варианта:

субъект установил процесс оценки рисков и получить представление о таком процессе;

субъект не установил процесс оценки рисков и обсудить с руководством вопрос возникновения предпринимательских рисков, являются ли они значимыми для целей финансовой отчетности.

Информационная система, включая соответствующие бизнес- процессы, связанные с подготовкой и представлением финансовой отчетности, и обмен информацией (классы операций; процедуры используемые для записи, обработки, корректировки операций и их передачи; процесс подготовки и представления финансовой отчетности; средства контроля, связанные с несанкционированными записями).

Действия аудитора. Аудитор долен получить представление о том, как субъект передает информацию, включая обмен информацией между руковоством и лицами наделенными руководящими полномочиями. ;

Действия по контролю - политика и процедуры, которые помогают гарантировать, что директивы субъекта выполнены.

Действия аудитора. Аудитор должен получить представление о действиях по контролю, которые являются значительными для аудита;

Мониторинг средств контроля, процесс оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля в течении определенного периода времени.

Действия аудитора. Аудитор должен получить представление об обоснованных действиях для проведения мониторинга средств внутреннего контроля над финансовой отчетностью.

) Идентификация и оценка рисков существенных искажений в целях обеспечения основы для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур производится:

на уровне финансовой отчетности;

уровне утверждений для классов операций, сальдо счетов и раскрытий.

Действия аудитора. Аудитор должен определить является ли любой из идентифицированных рисков значительным, при этом он рассматривает следующие вопросы:

является ли риск риском мошенничества;

связан ли риск с недавними значительными событиями в области экономики, бухгалтерского учета;

связан ли риск со значительными операциями со связанными сторонами;

о степени субъективности при оценке финансовой информации, связанной с риском;

связан ли риск со значительными операциями, выходящими за рамки обычной хозяйственной деятельности субъекта.

Если аудитор установил, что значительный риск существует, он должен получить представление о средствах контроля субъекта.

) Составление документации , которая должна отражать:

обсуждение с командой по проекту, а также принятые решения;

ключевые элементы знания, полученного в отношении каждого аспекта субъекта и его среды, а также в отношении системы внутреннего контроля;

идентифицированные и оцененные риски существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений;

идентифицированные риски и соответствующие средства контроля, о которых аудитор получил знание.


3. Задача 10


Программа аудита содержит перечень процедур проверки операций по кассе, представленный в таблице (графа 1). Процедуры должны быть направлены на проверку элементов предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности (графа 3):


Аудиторская процедураОбозначение связи граф 1 и 3Предпосылка1. Проверка правильности заполнения статьи «Затраты на оплату труда» таблицы «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»1-71. Существование2. Проверка правильности исчисления и удержания сумм налога на доходы физических лиц2-62. Права и обязанности3. Проверка наличия трудовых договоров с персоналом предприятия3-23. Возникновение4. Проверка подписи руководителя предприятия на приказах, связанных с приемом на работу, увольнением, переводом на другую работу сотрудников предприятия и т.д.4-34. Полнота5. Проверка полноты отражения в учете сумм, начисленных к оплате работникам по всем основаниям5-45. Стоимостная оценка6. Проведение инвентаризации суммы резерва на предстоящую оплату отпусков работникам6-16. Точное измерение7. Проверка соблюдения предприятием установленного коллективным договором положения о премировании работников и сумм оплаты труда, установленных штатным расписанием7-57. Представление и раскрытие

Задание: графически (стрелками, проходящими через графу 2) или цифрами (например, «1-4») покажите, для получения разумной уверенности в соблюдении каких элементов предпосылок финансовой отчетности проводится каждая из перечисленных аудиторских процедур.


Список литературы


Основная

1.Международные стандарты аудита /Под ред. Ж.А. Кеворковой.- М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная

1. Архарова З.П. Международные стандарты аудита: учеб.-метод. пособие. - М. Изд. центр ЕАОИ, 2011.

Бычкова, С.М. Международные стандарты аудита: учеб. пособие/ С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова; под ред. С.М. Бычковой. - М.: Проспект, 2008.

3.Международные стандарты аудита: учебник / С.В. Панкова, Н.И. Попова. - 3-e изд., с изм. - М.: Магистр, 2009.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.