В Раифском Богородицком монастыре простились с его настоятелем архимандритом Всеволодом (Захаровым). Архимандрит Всеволод (Захаров): «Если рядом с вами кто-то упал, не нужно забивать его камнями, нужно дать возможность ему подняться

  • 29.09.2019

Шоком для всего православного мира Татарстана стала новость: вчера умер 57-летний наместник Раифского монастыря отец Всеволод (Вячеслав Захаров). Он скончался «на боевом посту» в своем рабочем кабинете, занимаясь делами монастырского детского приюта.


"Проходите-проходите, у нас наместник умер"

События на территории Раифского монастыря сегодня развивались почти как в сюжете британского фильма «Четыре свадьбы и одни похороны». Пока по комплексу бродили счастливые пары, один за другим подъезжали свадебные кортежи и мирно гуляли туристы, рядом с Троицким собором в небольшом здании резиденции наместника с его концелярией и кабинетом, где и нашли тело, шла подготовка к погребению отца Всеволода . Из здания то и дело суетливо выходили сотрудники полиции, охранники, послушники, священнослужители. Лица их были спокойны, но жесты, телодвижения и действия говорили о том, что к такому повороту событий, конечно, никто не был готов.

«Был он нормальный, ни на что не жаловался до сегодняшнего. Вчера и до этого проходили службы, а сегодня утром стало плохо», - рассказал прихожанин по имени Владимир . На вопрос, что именно произошло, он ответил, что никакой информации пока нет. «Никто ничего не говорит пока, но, видимо, сердце», - сделал предположение Владимир. Не больше него знали и другие. «Ничего пока не знаем, ничего не говорят», - такой ответ давали все.

Подробностей не удалось узнать и у священнослужителей. На просьбу сообщить хоть какую-то информацию они лишь коротко отвечали отказом. «Нет. Сейчас вряд ли вам что-то скажут». Кто-то из присутствующих порекомендовал обратиться к отцу Силуану , наместнику Свияжского Богородице-Успенского монастыря. Однако и он ответил отказом. Ситуацию немного прояснила эксперт-криминалист полиции МВД по РТ, сообщившая что кончина 57-летнего отца Всеволода, по ее мнению, не носит криминального характера: «Никаких следов насильственной смерти я не заметила. Там сейчас продолжают работать судмедэксперты, и о точных причинах произошедшего лучше спросить у них». В этот момент из здания наместника монастыря вышел сотрудник полиции, который на вопрос, что же случилось, коротко ответил: «Инсульт. Тромбоз легочной артерии», - и поспешил удалиться. Отметим, что вскрытия для установления точных причин смерти решено не проводить.



Ближе к 14 часам суета у здания наместника монастыря усилилась. «Где братья наши?» - выходя из помещения, воскликнул один из священнослужителей. Это был своего рода призыв собраться, чтобы перенести тело.

«Проходите-проходите, у нас наместник умер», - попросила, вытирая слезы, женщина в черном платке зазевавшуюся у входа в канцелярию группу туристов. Те понимающе закивали головами и поспешили удалиться. «Что же теперь будет?» - плача и обнимая ее, спросила другая служительница. В ответ прозвучало лишь тихое: «Не знаю».

«Внезапно, внезапно. Как снег на голову», - громогласно воскликнул мужчина. Не прокомментировав его реплику и притихнув, все приготовились увидеть то, к чему они совершенно не были готовы.

В два часа тело отца Всеволода, облаченное в одежды, соответствующие его сану, и, как полагается, с закрытым возду́хом (то есть покровом) лицом в знак почета, вынесли из здания, в руках покойного была свеча. Пока небольшая процессия, обогнув Троицкий монастырь, тянулась по улице, люди, явно не ожидавшие, что кроме экскурсии им предстоит увидеть еще и похоронное шествие, начинали креститься, кто-то тут же поднимал детей на руки, не давая им увидеть тело, кто-то не смог сдержать слез.

Тело отца Всеволода поместили в соборе Грузинской иконы Божией Матери, где завтра отпевание возглавит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан .



"Я Раифу на Париж никогда не променяю"

Можно сказать, что наместник Раифского Богородицкого монастыря архимандрит Всеволод был в значительной мере и его основателем. Конечно, в энциклопедиях в этом качестве всегда будет указываться отшельник Филарет, странствовавший в начале XVII века по городам Поволжья и в конце концов надумавший срубить себе келью на берегу здешнего озера. Но когда странник Филарет, один из «божиих людей», которых много тогда было на Руси, своими легкими ногами пришел в эти места, здесь тянулись к небу нетронутые леса и жили язычники-черемисы, с почтением отнесшиеся к новому анахорету. А вот когда в 1990 году сюда впервые заглянул молодой зеленодольский священник отец Всеволод (в миру - Вячеслав Захаров ), никакого прежнего благолепия уже не было: по бывшим монастырским стенам, словно ядовитый плющ, вилась ржавая колючая проволока, звонница стояла пустой, соборы - полуразрушенными. В Троицком храме размещался производственный цех, работали станки. На месте монастырского кладбища - четыре туалета, в братском корпусе - камеры смертников, сохранившиеся с гулаговских времен. Давно растворились в истории марийские язычники, зато на смену им пришли атеисты, устроившие на территории бывшего монастыря сначала тюрьму, а потом колонию для несовершеннолетних. Само собой, никакого особого пиетета к отшельникам они не испытывали, поэтому приди сюда четыре века спустя Филарет, вряд ли бы он принял решение спасать здесь свою душу. По иному поступил отец Всеволод, к тому времени еще только возведенный в сан игумена: он решил возродить обитель. И это несмотря на то, что специалисты уже вынесли приговор Раифе (так в казанском просторечии называют монастырь): восстановлению не подлежит.

«Когда я увидел эту поруганную красоту, у меня сердце сжалось. Как будто человек в реанимации лежит. Вот-вот умрет», - вспоминал потом отец Всеволод. Пять лет ему понадобилось на то, чтобы сделать невозможное: отстроить практически заново обитель и возродить монастырскую жизнь.

О том, как проходили восстановительные работы, написано достаточно много. Не обошлось и без вездесущего Минтимера Шаймиева - в то время президента Татарстана, пожертвовавшего свои средства на пять крестов для куполов Троицкого храма. Позднее наместник Раифского монастыря назовет Шаймиева «главным благодетелем» обители: без его участия главный монастырский собор вряд ли бы подняли из руин за одну православную «пятилетку». Впрочем, даже директор колонии Владимир Чернов оказался не противником, а союзником молодого монаха: он согласился освободить оскверненную территорию и взялся помогать в возрождении святого места.



Дальнейшее, на поверхностный взгляд, было сплошной сказкой: обитель росла и стремительно набирала популярность. После завершения работ ее включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. А еще в августе 1991 года сюда вернулась чудотворная копия Грузинской иконы Божией Матери (25-летие ее возвращения незаметно минуло на прошлой неделе). Вместо колонии для несовершеннолетних на территории монастыря возник детский приют для мальчиков-сирот. Устроители приюта и его воспитатели - монахиня Анастасия (Хоменкова) и директор «детского корпуса» отец Владимир (Кондратьев) - всегда повторяли, что не собираются делать из своих трудных питомцев монахов, а просто воспитывают их в христианских традициях. «Мы растим нормальных, верующих людей, - рассказывали еще пять лет назад православному журналу „Нескучный сад“ сотрудники приюта. - Обычных граждан общества. В монахи приходят люди по вере своей, это должен быть порыв души. А вытесать Буратино, и вот вам готовый монах - так нельзя».

К слову, в Раифе до сих пор бытует легенда, как во время поездки в Париж воспитанников монастырского приюта одного из них предлагала усыновить великая княгиня Леонида Романова (супруга Владимира Кирилловича Романова, умерла в Мадриде в возрасте 96 лет - прим. ред.), но тот неожиданно расплакался и заявил: «Я Раифу на ваш Париж никогда не променяю!» «Так и не вышло из него нового Романова», - заключает монахиня Анастасия.

"Здесь БАБ скорбел, Боос крестился и рьяно Починок молился"

Благодаря усилиям отца Всеволода Раифский монастырь постепенно стал образцовым, сюда зачастили высокие гости. Их было настолько много, что по этому поводу даже сложили частушку: «Здесь БАБ скорбел, Боос крестился и рьяно Починок молился». Под экзотической аббревиатурой БАБ скрывался ныне уже полузабытый опальный олигарх, «крестный отец Кремля» Борис Березовский , умерший при загадочных обстоятельствах в Англии в 2013 году. Однако в Раифе его помнят живым и здоровым, навещавшим когда-то обитель в качестве то ли благотворителя, то ли паломника. Наивные монахи монастыря, полагая, что Борис Абрамович - иудей и жаждет бесед о Талмуде и Торе, повели было с ним беседу о тонкостях иудаизма, но БАБ с возмущением отверг эти попытки сделать ему приятное. Говорят, что при этом он даже заявил, что является убежденным православным христианином, после чего, подойдя к Грузинской иконе Божией Матери, набожно перекрестился и зажег свечку.



Что касается бывшего калининградского губернатора Георгия Бооса , то он вообще считался большим другом отца Всеволода и неоднократно прилетал к нему в гости, особенно на праздники Крещения, когда верующие собирались в очереди, чтобы окунуться в ледяную купель (это тоже одна из знаменитых здешних достопримечательностей). От Бооса и Березовского в Раифском монастыре остался компьютерный класс для детского приюта, созданный и оснащенный при их непосредственном участии.

В 2002 году в обители венчался в то время министр труда Александр Починок (умер в 2014 году). Свадьба была роскошной, в качестве свадебного подарка отец Всеволод преподнес министру список Грузинской иконы, после чего молодожены отправились кататься по Волге.

Тех же, чьи имена не попали в частушку, настолько много, что никакого стихотворного размера не хватит, чтобы их вместить. На фотографиях в монастырских коридорах можно увидеть Владимира Путина и Дмитрия Медведева . Был в Раифе и первый российский президент Борис Ельцин - говорят, совершал «заплыв» в озере. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов , верный своим принципам «православного коммунизма», тоже зажигал в монастырских храмах свечи и предлагал, как говорят, наместнику спеть вместе с ним песню «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!». Реформатор и «наночиновник» Анатолий Чубайс оставил в гостевой книге многозначительную запись: «Российское будущее - это мощная экономика плюс душа». Есть в этой же книге и записи других известных гостей: актера Василия Ланового , певца Юрия Шевчука , режиссера Станислава Говорухина и пр. Кстати, кроме Бооса в Богородицкой обители венчался актер Александр Калягин , до этого крестившийся в Раифе.

Понятно, что все это создавало Раифскому мужскому монастырю славу «витрины» православного Татарстана и автоматически делало наместника обители весьма значительной фигурой в республиканском истеблишменте. В этом качестве отец Всеволод считался особо приближенным к бывшему митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию , который на самой заре его подвижнического пути совершил пострижение будущего игумена в монахи. Впрочем, и при смене правящего архиерея епархии и появлении в Казани митрополита Феофана отец Всеволод ни в чем не растерял своих позиций, оставшись все таким же деятельным и гостеприимным. Фактически как к главному центру православия относится к Раифе и митрополит Феофан: именно здесь он совершил Крещенское и Пасхальное богослужение, причем в последнем случае это было впервые за все 400 лет существования обители. О том, кто станет наместником теперь, пока говорить рано, но наверняка это будет доверенное лицо главы Татарстанской митрополии - уж слишком большое значение приобрела Раифа. Пока же, по его словам, кем-то вроде исполняющего обязанности, если так можно выразиться, будет сам митрополит.

К слову, месяц назад Раифский монастырь стал одним из пунктов эпохального визита в Татарстан патриарха Кирилла . Изначально в программе он не значился, но Святейший, уже находясь в полете по пути в Казань, попросил включить его в программу. «Приехал патриарх - это уже важно для всех нас, потому что это наш молитвенник, это наш первосвятитель. Мы ждали, мы готовились. И его молитва очень важна для нас, поверьте. Потому что монаху очень трудно», - рассказывал тогда отец Всеволод - быть может, в последнем своем интервью. Кстати, по словам очевидцев, патриарх Кирилл при встрече похлопал по плечу наместника Раифского монастыря и сказал: «Я к тебе еще приеду чай пить».


"Личности такого масштаба на горизонте среди религиозных деятелей нет"

«БИЗНЕС Online» попросил людей, близко знавших наместника Раифского монастыря, рассказать, что они думают о его неожиданной кончине и чем им запомнился этот удивительный человек.

Феофан - Митрополит Казанский и Татарстанский:

Православная церковь и Раифский Богородицкий мужской монастырь понесли большую утрату со смертью архимандрита Всеволода. Этот человек созидал очень многое, а то, что он сделал для Раифской обители, невозможно выразить в двух словах. Только вчера я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, он как раз отслужил божественную литургию по случаю праздника Преображения Господня.

Отец Всеволод скончался на боевом посту, у себя в рабочем кабинете, где он, судя по всему, занимался делами детского приюта. Поэтому можно сказать, что с кончиной раифского архимандрита осиротели не только насельники обители и его многочисленные духовные чада, но и воспитанники приюта для мальчиков, который он сам создал на месте советской колонии для несовершеннолетних и окормлял в течение многих лет.

Да, в последнее время наместник Раифского монастыря жаловался на здоровье и даже подавал прошение о лечении. Связано это было, в частности, с тем, что отец Всеволод проходил лечение у стоматолога и вставлял себе импланты зубов. Это болезненно у него протекало. Но причиной неожиданной смерти, если судить по разговорам с врачами, стало сердечно-сосудистое заболевание, возможно закупорка аорты. Архимандрит Всеволод сподобился безболезненной, непостыдной и мирной кончины в первый день после праздника Преображения Господня. Накануне он отслужил в монастыре праздничную литургию, а уже на следующий день «преобразился» сам, то есть отошел к Господу.

Следует сказать, что за годы его управления Раифская обитель стала одним из важнейших духовных центров Татарстанской митрополии, привлекающих к себе множество паломников и всех желающих познакомиться с православным монашеством. Сегодня вместе с православными верующими скорбят и наши мусульманские собратья, ибо велика заслуга почившего в укреплении межконфессионального мира в Татарстане, в установлении добрых и конструктивных отношений с мусульманской общиной республики.

Я сам в растерянности от случившегося, не знаю, кого поставлю на это место. Видимо, пока сам лично буду присматривать...



Александр Тыгин - глава Зеленодольского района РТ:

Это была неожиданная весть для нас. Для Зеленодольска это личность очень яркая, известная и авторитетная. Он же почетный гражданин Зеленодольского района. Я знаком с ним достаточно давно. Он на глазах у всех горожан, людей, которые его очень хорошо знают, восстановил из руин храм. И в самом храме не просто уделял внимание вере, но и приобщал к ней всех своих прихожан. У него в подворье был детский дом, он всегда огромное внимание уделял детям, оказавшимся в тяжелых условиях, сиротам. В последнее время был сдан знаковый объект - дом паломника. Это был очень всесторонне любящий людей человек. Такая тяжелая для зеленодольцев утрата. Я уверен, что он останется очень ярким в нашей памяти человеком. Мы соберемся с видными деятелями района и определимся, как все это хозяйство, память о нем должным образом закрепить.

Это огромная потеря для нас, личности такого масштаба на горизонте среди религиозных деятелей нет.

Наталья Починок - ректор Российского государственного социального университета, вдова экс-министра труда и бывшего сенатора Александра Починка:

Отец Всеволод со всей своей экс-комсомольской энергией старался сделать из мальчишек-шалопаев и хулиганов настоящих людей. Ему было дело до всего, что происходит в миру: политике и жизни. Казалось, что чересчур по-светски он объяснял православные истины, но все для того, чтобы найти свой ключик к сердцу каждого. К нему ехали отовсюду. Он рассказывал, почему лягушки в озере близ монастыря не квакают, почему Раифская пустынь - уникальное место в мире, почему Грузинская икона Божией Матери чудотворная и многое другое. Замечательный человек, светлая память ему!

Место для венчания мы с мужем выбирали осознанно, ведь здесь находится чудотворная икона, охраняющая плодородие семьи. Мы просто влюбились в это место, потом помогали организовать роспись в храме. Как говорил мой супруг, Александр Петрович Починок, Грузинская икона Божией Матери самая праздничная, поэтому и каноны позволяют сделать праздничным, ярким убранство храма.

Габдельхамит Зиннатуллин - имам-мухтасиб Зеленодольского района:

Мы с Всеволодом религиозной деятельностью начали заниматься примерно в одно и то же время. Я с ним познакомился в 80-х годах. Он работал тогда в церкви поселка Гари Зеленодольска. Это было в коммунистические времена, период определенных испытаний. Немного позже мы вместе участвовали в республиканских мероприятиях. Я - со стороны мусульман, он - от православных. В Раифском монастыре я тоже был в гостях, посмотрел, какие там ведутся работы. Всеволод очень хорошо меня встретил. Он был очень добродушным, открытым, деликатным, воспитанным человеком. Внутри монастыря сумел создать духовную атмосферу. Был хорошим организатором.

Рамиля Ахметзянова - экс-режиссер ТНВ:

Я отца Всеволода знаю с детства, когда он еще был Вячеславом. Мы жили в одном доме, их квартира была через стенку. Слава был комсомольским лидером в школе №1 на Булаке. Мы даже не предполагали, что он станет священником. Горел комсомольской идеей. Видимо, организаторские способности и помогли ему восстановить Раифский монастырь.

Павел Павлов - благочинный кряшенских приходов Казанской епархии:

Мы с ним вместе учились в Московской духовной семинарии. Он поступал на год раньше, я - на год позже. Четвертый курс мы вместе проходили. Он был очень активным, выступал в хоре, в религиозном плане был очень старательным. У него в монастыре я бывал, но не так часто. Миряне чаще бывают. Человек едет каяться, а у нас своя служба, у него своя была. Будем молиться за упокой души усопшего.

Сегодня в Раифский Богородицкий мужской монастырь тысячи людей пришли проститься с наместником обители, его строителем архимандритом Всеволодом. На траурном богослужении побывала корреспондент «Реального времени».

«На стоянке нет мест!»

На повороте с трассы в сторону Раифского монастыря – патруль ДПС. В сторону обители идет нескончаемая вереница машин, когда они доезжают до аллеи, ведущей к колокольне, еще один патруль показывает знаками, что надо проезжать вперед и парковаться вдоль дороги, ведущий в поселок Бело-Безводное.

«Проезжайте дальше, мест на стоянке нет!», - кричит водителям сотрудник ДПС. Люди выходят из машин и около километра идут по направлению в обитель. Здесь и священники, и старенькие монахини, и просто прихожане с цветами, эти люди, возможно, не были знакомы лично с архимандритом Всеволодом, но возрожденная им Раифа стала и для них символом их собственного духовного возрождения.

На середине дороги к монастырской колокольне еще один патруль, рамки с металлоискателем нет, но сумки полицейские проверяют. Рядом два сотрудника полиции с собаками. Люди идут, негромко разговаривая, сплоченные общей скорбью.

Возле колокольни, справа от входа, портрет архимандрита Всеволода, фото убрано белыми розами. Он, как всегда, хитро улыбается, приветливо смотрит. Наместник и строитель Раифы никогда не дистанцировался от людей: каждый приехавший в Раифу был для него дорог и для каждого, даже впервые встреченного, у отца Всеволода находилось несколько добрых слов.

«Раифа – это радостный путь к Богу», - написала на свой страничке в «Фейсбуке» в эти скорбные дни одна из паломниц. Архимандрит Всеволод построил этот путь для тысяч людей.

«Он был весел и готов работать»

Вчера в два часа дня тело архимандрита Всеволода было перенесено из его кабинета в канцелярии, где он скончался, в Грузинский собор. Там архимандрит провел свою последнюю земную ночь. Гроб с телом был установлен в нескольких метрах от чудотворного Грузинского образа Богородицы, главной раифской святыни и заступницы. Образа, перед которым практически каждый день молился архимандрит Всеволод.

Грузинский собор полон, и хотя духота невыносимая, люди не уходят. Около десяти утра завершается литургия, и на амвон выходит совершавший ее митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

«Буквально недавно, по дороге в Набережные Челны, я по телефону разговаривал с отцом Всеволодом. Он, как всегда, был весел, полон сил и желания работать, по-монашески кроток», - обратился к пастве владыка Феофан.

Митрополит говорил долго. Он вспоминал путь архимандрита Всеволода, его юность, когда принять решение пойти в духовную семинарию было равно гражданскому подвигу. Он вспоминал его зрелость, когда, не имея ни копейки финансирования, в «лихие девяностые», будущий архимандрит решил восстанавливать Раифу. Им двигало одно – желание служить Богу и людям. И Раифа стала тем местом, без которого не могут ни верующие, ни атеисты.

Чин монашеского отпевания длился долго – почти два часа. Отпевание совершал сам владыка в сослужении священников митрополии. Мерцали сотни свечей, горячий воздух смешивался с запахом ладана, тысяч живых цветов, светло и торжественно пел монастырский хор. Отца Всеволода провожали в жизнь вечную.

Потом священник митрополии, братия монастыря и прихожане простились с отцом Всеволодом. Лицо его, как положено у священников, было закрыто. Среди священнослужителей был епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, который начинал служение Богу подростком в Раифской обители и которому архимандрит Всеволод помог выбрать путь служения Богу. Одними из первых проститься с отцом Всеволодом подошли начальник аппарата президента РТ Асгат Сафаров и вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов, депутаты Госсовета.

Траурный перезвон на колокольне возвестил о том, что чин отпевания подошел к концу, гроб с телом отца Всеволода поплыл над головами людей, тех тысяч прихожан, что пришли проститься со строителем Раифы. Он нашел свой приют на монастырском кладбище, в нескольких метрах от Грузинского собора, рядом с крестом, который был установлен по его инициативе в память о замученных в Раифе в годы репрессий.

…Архимандриту Всеволоду несколько раз в течение его жизни делались предложения возглавить какую-либо кафедру РПЦ, стать архиереем. Он решительно отказывался, говоря, что хочет остаться в Раифе. Теперь он остался в ней навсегда – в дорогом для него месте, куда он вложил столько сил, любви и своей чистой души.






































Отца Всеволода похоронили, не дожидаясь трех дней - по «афонским традициям», рядом с памятным крестом мученикам «красного террора»

Более 1,5 тыс. человек пришли в минувшее воскресенье на прощание с настоятелем Раифского монастыря. О том, что сказал с амвона митрополит Феофан, кто из VIP"ов побывал на траурной церемонии, о чем шептались в толпе, каким запомнился наместник прихожанам и своей двоюродной сестре, любившей петь вместе с ним песню «Что тебе снится, крейсер Аврора», - в материале «БИЗНЕС Online».

Более 1,5 тыс. человек пришли проститься с настоятелем Раифского монастыря архимандритом Всеволодом

«МОЩНЫЙ БЫЛ МУЖИК. Я ЕГО ПРО СЕБЯ КОМСОМОЛЬЦЕМ НАЗЫВАЛ»

Когда ранним утром 21 августа в Раифском мужском монастыре началось заупокойное богослужение по новопредставленному наместнику обители, сюда уже вовсю съезжались машины и автобусы с паломниками. Многие из них еще не знали о произошедшем и поэтому, встреченные на входе полицией, проверяющей сумки, недоумевали: «Что случилось? Кто-то важный приехал? Или праздник какой?» «Настоятеля хоронят!» - кратко отвечали им. А толпа прихожан и гостей все прибывала и прибывала, заполняла собор Грузинской иконы Божией Матери, теснилась к ограде монастырского кладбища, где к приготовленной открытой могиле уже вела заботливо постеленная ковровая дорожка. Разговаривали мало, больше молчали с поджатыми губами, некоторые плакали. Иногда оборванные реплики протекали по толпе. «Говорят, скорая помощь 40 минут ехала, - осуждающе произнес кто-то. - Не спасли».

Настоятель Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Захаров ) умер утром 20 августа в рабочем кабинете в возрасте 57 лет. Занимаясь делами детского приюта, работающего при обители, внезапно почувствовал себя очень плохо - врачи , что оторвался тромб. Выехавший на место экипаж скорой действительно не смог ничего сделать. Уже в два часа дня тело архимандрита перенесли в собор Грузинской иконы и здесь оставили до самых похорон. Впрочем, на ночь храм не закрывался и не пустовал: здесь читали Евангелие, поочередно меняя друг друга, насельники монастыря. А уже с утра в соборе стали готовиться к божественной литургии, которую решил возглавить митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . Приехав в обитель, владыка первым делом подошел к разверстой могиле, где еще трудились рабочие, а затем, раздавая благословения, прошел в Грузинский собор.

Памятуя о том, что Раифу очень любили VIP"ы, ожидали, что на службу подъедет некоторое количество известных в республике, а то и в стране людей. Впрочем, «главный благодетель» обители Минтимер Шаймиев если и появился, то практически незаметно: о том, что он был здесь, узнав о трагедии, корреспонденту «БИЗНЕС Online» сказал один из представителей монастырской братии. Президент РТ Рустам Минниханов сам прибыть не смог, но прислал от себя пышный венок, окрашенный в красно-зеленые цвета татарстанского флага. Еще один заметный венок на могилу возложил Радик Хасанов , руководитель предприятия «Завод им. Серго» из соседнего Зеленодольска.

Заметный венок на могилу возложил Радик Хасанов, руководитель предприятия «Завод им. Серго» из соседнего Зеленодольска

Были и те, кто приехал на похороны практически официально и чьи имена сразу вошли во все пресс-релизы, появившиеся на сайте татарстанской митрополии. Среди них глава президентского аппарата Асгат Сафаров , зампред республиканского Госсовета Юрий Камалтынов , первый заместитель премьер-министра РТ Алексей Песошин , руководитель аппарата кабинета министров Шамиль Гафаров , бывший глава регионального МЧС Валерий Власов и другие лица. Камалтынова корреспонденты «БИЗНЕС Online» встретили около собора, где проходило отпевание, подробно разговаривать он не стал («Не тот случай, коллеги»), но все-таки обронил на ходу: «Мощный был мужик. Я его про себя комсомольцем называл».

Стоявшая все эти дни в Татарстане лютая жара и на этот раз не ослабла: солнце на обжигающем небе висело как по рассеянности не выключенный кем-то раскаленный утюг. Смотреть на него было больно. Не прохладнее оказалось и в храме: люди обливались липким потом и обмахивались кто чем мог: газетами, дамскими веерами, сумками. Одна молодая мама за неимением лучшего обмахивалась своим грудным ребенком, который, видимо, полагал, что с ним играют, и счастливо гулькал. Служба была долгой и заняла вместе с прощанием около четырех часов, но прихожане держались мужественно, крестились, целовали запотевшие стекла икон и подпевали «Символу веры» и «Отче наш». Каждый дышал тяжело, изнемогая от горячего банного воздуха, и как-то невольно подумалось, что в этот час в этом соборе среди этой прерывисто вздыхающей толпы только один человек не дышит и только одному ему холодно - это тот, кто создал весь этот великолепный монастырь с его садами, куполами и кельями, архимандрит Всеволод.

Были и те, кто приехал на похороны практически официально и чьи имена сразу вошли во все пресс-релизы

«И БОГ, КАК СПЕЛЫЙ ПЛОД, ДАЛ УКАЗАНИЯ АНГЕЛАМ ЗАБРАТЬ ТЕБЯ»

Наместника Раифского монастыря практически все вспоминают как человека легкого, остроумного и «праздничного» по своему душевному настрою. Возможно, поэтому его неожиданная смерть и поминовение пришлись на целую череду праздников: начиная от Преображения Господня и заканчивая днем Грузинской иконы Божией Матери и Успением Богородицы. Отец Всеволод скончался 20 августа в первый день попразднества (так называют 7 дней, следующие сразу за Яблочным Спасом - прим. ред .), похоронен был на второй день. А уже третьи сутки после его смерти, 22 августа, пришлись на празднование Грузинской иконы по старому стилю, традиционно почитаемой в Раифе в качестве главной монастырской святыни. Что касается 9-го дня, столь важного для поминовения усопших, то он, как заметил в своей речи митрополит Феофан, совпадает с Успением Божией Матери 28 августа. Пожалуй, если бы отцу Всеволоду было дано выбирать день для своей кончины, он бы не смог выбрать лучшего, так подходящего и к его характеру, и к его ежедневному энергичному подвижничеству. Вот только жаль, что случилось это так рано.

Когда основная часть литургии была позади, митрополит Феофан вышел к прихожанам, встал лицом в открытому наполовину гробу, в котором виднелись только восковые руки настоятеля, сжимающие икону и распятие, и произнес небольшую проповедь - реквием по настоятелю. Он говорил ко всем собравшимся и в то же время словно беседовал с одним только новопредставленным архимандритом, называя его на ты и уверяя, что, несмотря на границу между жизнью и смертью, он «здесь, с нами».

«Еще недавно я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, - вспомнил владыка. - Он был, как всегда, жизнерадостным и, как всегда, готовым на любое послушание». Затем он повел речь о жизненном пути наместника Раифской обители, отметив, что тот вступил на стезю православия «в те времена, когда это было не просто не модно, но и осуждалось» (подразумевается позднее советское время - прим. ред .). «Но с присущим тебе оптимизмом, твердостью воли, неунывающим веселым характером и имея талант, по природе данный тебе от Бога, ты не побоялся встать на церковный путь, - сказал митрополит, обращаясь к покоящемуся в гробу человеку. - И ты направил свои стопы в московскую духовную школу, где получил образование не только богословское, но и прививку к монашеской жизни. Годы, проведенные в большой келье преподобного Сергия Радонежского (имеется в виду Троице-Сергиев монастырь, где расположены Московская духовная семинария и академия - прим. ред .), стали твоим лучшим учителем».

Насыщенную событиями жизнь отца Всеволода правящий казанский архиерей разобрал по вехам: учеба в Подмосковье, затем служение в Курске, где будущий настоятель прославленной обители был рукоположен в иереи и отправлен служить в Крестовоздвиженский храм в некоем селе Черкасское-Поречное. «Курская земля - и моя родина тоже, - продолжил владыка, - и я знаю не понаслышке, как любил тебя народ Божий. Как ты, талантливый, юный, способный, имеющий образование, не счел зазорным поехать в самую глухую деревеньку, в запущенный храм, куда почти никто не ходит. Но ты поехал. И за короткое время сумел создать общину, которая жила единым сердцем и единой душой со своим пастырем. Благодаря твоим трудам и деревенька воскресла, и храм ожил».

То, что в начале 1980-х годов отец Всеволод сумел сделать в Курской области, он позднее, но уже в ином масштабе повторил в Раифе. «Царица небесная и отцы Раифской обители, мученики преподобные были с тобой, - уверенно заявил Феофан. - Ты сумел найти нужные слова к прихожанам, собрать вокруг себя братию, сумел через свое служение посеять веру в сильных мира сего и у руководства республики. Я знаю, как высоко о тебе отзывались главы республики и отзываются поныне. Неоднократно мне говорил о тебе Минтимер Шарипович (Минтимер Шаймиев - прим. ред .). И нынешний президент Татарстана, он бывал здесь, любил обитель, любил тебя, поддерживал твои инициативы... Не перечислить их, любивших тебя, не только в республике, но и в руководстве нашей большой страны. Практически все руководители российского государства побывали здесь. И выносили из этой обители любовь, тепло и понимание».

К числу тех, кто любил отца Всеволода, митрополит Феофан отнес и мусульман, вспомнив, что еще вчера, будучи в Нижнекамске на юбилее города, принимал соболезнования от находившегося там же верховного муфтия России Талгата Таджуддина . Что до неожиданной смерти наместника Раифского монастыря, она была, как считает владыка, «поистине христианской». «Ведь мы молимся о непостыдной, безболезненной и мирной кончине, - напомнил митрополит православной пастве и священникам. - Именно такой и была твоя кончина. Очевидно, Господь так распорядился, чтобы забрать тебя с этой грешной земли в тот момент, когда ты находился в славе. Тебя любили, уважали, ценили. И Бог, как спелый плод, дал указания ангелам забрать тебя. Мы верим, что Господь за твои добрые дела, за искреннее служение, за твою любовь, конечно, возьмет тебя в свои обители. Мы будем молиться о тебе, а ты молись там о нас, ибо ты уже ближе к Богу», - заключил казанский архипастырь.

«НА АФОНЕ, ГДЕ ТОЖЕ ЖАРКО, МОНАХОВ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ХОРОНЯТ. А У НАС ТУТ ТЕПЕРЬ ПОЧИТАЙ ПОЧТИ ГРЕЦИЯ»

К моменту, когда монастырские часы перешагнули за полдень, в обители собрались, по разным оценкам, от 1,5 до 2 тыс. прихожан и паломников. Все уже знали о траурном значении этого дня, поэтому терпеливо ожидали, пока из собора вынесут гроб с телом настоятеля. Среди толпы и полицейских патрулей можно было различить несколько врачей скорой помощи - они дежурили здесь, чтобы прощание с отцом Всеволодом не омрачилось еще какой-нибудь трагедией.

Встреченная корреспондентами «БИЗНЕС Online» у входа в храм экскурсовод из чувашского города Шумерля, приехавшая в Раифу со своей паломнической группой, рассказала, что тоже знала отца Всеволода, который «в немногих словах мог объяснить самые сложные вещи, так что все сразу становилось понятным». История этой женщины примечательна: по ее словам, она стала православным экскурсоводом после того, как в 1991 году ее муж исцелился от тяжелой болезни, прикоснувшись к заново обретенным мощам преподобного Серафима Саровского . «Я поняла, что мне надо отработать это чудо, и стала ездить по монастырям и обителям», - объяснила она.

Удалось нам побеседовать и с родственницей покойного архимандрита, его двоюродной сестрой Еленой Геннадиевой . «Я его знаю очень давно, - рассказала „БИЗНЕС Online“, не скрывая слез, Елена Николаевна. - Как он восстанавливал этот монастырь - по кирпичику, по камешку, и все с такой любовью и благоговением. Настолько он любил его - это было его детище. И, видимо, так было суждено: восстановить монастырь, после чего его жизнь здесь и закончилась».

Двоюродная сестра настоятеля вспомнила о том, как вместе со своим братом приезжала сюда в 90-е годы: «Тут были развалины, озеро было все в тине, все было кошмарно». Чтобы поднять монастырь из советского небытия, требовались недюжинные организаторские способности, и таковые у отца Всеволода нашлись благодаря его комсомольскому прошлому. «Он был в комитете комсомола в первой школе, где учился, - вспомнила Геннадиева. - А потом резко переменился, поехал в Москву и поступил в семинарию. И с таким восторгом, возвращаясь в Казань, рассказывал про эту семинарию! Ему очень нравилось учиться».

Гроб медленно опускали в землю - недалеко от креста, поставленного здесь в память о мучениках эпохи «красного террора»

Рассказала Елена Николаевна и о том, чего нет в официальной биографии отца Всеволода: как приблизительно в начале 90-х годов он на лошадях добирался до православных приходов в Марий Эл, как вместе со своей двоюродной сестрой пел любимые советские песни вроде «Что тебе снится, крейсер Аврора?» («Слух у него был очень хороший», - добавила наша собеседница). Впрочем, в последнее время Елена Геннадиева редко встречалась с братом. «Ему было некогда. Если мы собирались к нему приехать, он всегда просил: „Ты заранее позвони, потому что может минутки не будет свободной“. То кто-то приехал, то какая-нибудь делегация - постоянно. То занят отчетами, то что-то добывает». О характере настоятеля его родственница отозвалась так же, как и многие: «Добродушный, смешливый, никогда никого не обидит. Вот чем он меня всегда привлекал? Я ведь считала, что священники такие сухие, строгие, а он все то же самое мог тебе так преподнести, что ты это понимал совершенно по-другому, легче, проще...»

Кстати, из шестерых детей семьи Захаровых, к которой принадлежал ныне покойный архимандрит, после его смерти в живых осталось трое: брат и две сестры. Одна из его родных сестер встретилась корреспондентам «БИЗНЕС Online» в редакции издаваемого в обители «Раифского вестника»: она держала в руках портрет своего брата - улыбающегося, со смешинкой в глазах. «Вот он всегда такой был», - сказала она с некоторым (как показалось) даже оттенком гордости, вглядываясь в дорогую ей фотографию.

А потом были похороны, часто звонили колокола на восстановленной настоятелем звоннице, гроб медленно опускали в землю - недалеко от креста, поставленного здесь в память о мучениках эпохи «красного террора». «Почему все-таки так быстро похоронили? - спросил корреспондент „БИЗНЕС Online“ мужчину, помогавшего в траурной церемонии (как выяснилось, одного из художников обители). - Ведь только вчера умер. Почему не подождали трех дней?» «Куда же по такой жаре? - возразил он. - Вон на Афоне, где тоже жарко, монахов в тот же день хоронят. А у нас тут теперь почитай почти Греция».

Тем временем люди выстраивались в очередь к еще не закопанной могиле: каждый старался бросить свою горсть земли. Выходя из ограды кладбища, многие плакали. Монастырь на ярком солнце сиял всеми шеломами своих куполов и прощался с настоятелем несмолкаемым перезвоном, в котором, как ни удивительно, не было ничего погребального, как будто легкий нрав отца Всеволода передался после смерти его обители.

Священноархимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Александрович Захаров ) родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона.

После окончания Казанской средней школы №1 в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1981 году в Курске рукоположен во иереи. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района.

В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма святых Петра и Павла в Зеленодольске. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских воскресных школ в СССР, при нем в храме снова зазвонили колокола.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена.

В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году.

В 1993 году возведен в сан архимандрита.

Архимандрит Всеволод (Захаров)

23.01.1959 - 20.08.2016

Утром 20 августа 2016 года на 58-м году жизни скоропостижно скончался наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров).

Архимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани. Он рос в многодетной семье — мать одна воспитывала шестерых детей. С детства нес послушания алтарника и иподиакона. Окончив среднюю школу, в 1977 году Вячеслав поступил в Московскую духовную семинарию. В 1981 году рукоположен во иереи. Пастырское служение начал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасском-Поречном Суджанского района. «Юный, талантливый, имеющий образование не счел зазорным пойти служить в глухую деревеньку. За очень короткое время он сумел создать настоящую общину, живущую единым сердцем и единой душой со своим пастырем. Благодаря его усердным трудам и захолустная деревенька воскресла, и храм ожил», — рассказывает о начале пастырского служения отца Всеволода митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

В 1985 году отец Всеволод перешел в Казанскую и Марийскую епархию, где он был назначен настоятелем храма Святых Петра и Павла города Зеленодольска. Он начал активно восстанавливать духовную жизнь, создал детскую воскресную школу. В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод, затем был возведен в сан игумена.

В 1991 году священник впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних. Увидев разрушенный монастырь, он обратился к правящему архиерею Казанской епархии с просьбой отправить его возрождать обитель. Об этом отчаянном по тем временам поступке еще раз напомнил митрополит Феофан: «Многие этому удивлялись и по сей день изумляются. Какое надо было иметь дерзновение, какую любовь к Церкви, какую глубокую веру, чтобы вот так твердо пойти восстанавливать из руин эту обитель!» Уже в следующем, 1992-м году отец Всеволод начал восстановительные работы.

За годы управления Раифской обителью архимандрита Всеволода она стала одним из важнейших духовных центров Татарстанской митрополии, привлекающим к себе множество паломников. Своей энергией, соединенной с любовью и делами милосердия, он привлекал к себе сердца многих людей, в том числе и исповедующих другую веру. В Татарстане многие признают его заслугу и в укреплении межконфессионального мира в республике, в установлении добрых и конструктивных отношений с местной мусульманской общиной. В связи с этим в своем прощальном слове митрополит Феофан упомянул о том, что «вместе с православными верующими скорбят и наши мусульманские собратья».

В 1993 году отец Всеволод был возведен в сан архимандрита. В 2007 году он окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации.

Почивший отец наместник сподобился безболезненной, непостыдной и мирной кончины в своем кабинете в Раифском монастыре, которым он управлял в течение четверти века.

21 августа в обители простились с новопреставленным. Божественную литургию и чин отпевания в соборе в честь Грузинской иконы Божией Матери возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Разделить с братией Раифского монастыря печаль о почившем отце наместнике прибыл епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, начинавший свой монашеский путь в этой обители под руководством отца Всеволода. За Божественной литургией архипастырям сослужили настоятели и наместники монастырей Казанской епархии, духовенство Татарстанской митрополии и братия Раифской обители, вознося молитвы об упокоении новопреставленного собрата. Вечная память почившему архимандриту Всеволоду.

Иеромонах Илия (Казанцев)