Сколько лет соломон строил храм. Иран: дворец царя соломона

  • 11.09.2020

Любители путешествовать знают, что все странствия в первую очередь направлены на изучение нашего мира, истории и на познания самых удивительных чудес. Именно поэтому поездка в Израиль не оставит ни одного любопытного странника равнодушным. И начать свое увлекательное ознакомление с этим религиозным центром можно со знакомства с историческими легендами и фактами храма Соломона.

Строительство подобного типа зданий в Древнем Израиле было возможным лишь при условии полного объединения всего народа страны. И по преданию, именно в такой духовный момент в жизни народа Израиля и было объявлено о строительстве одного из величайших сооружений нашей планеты. Руководил процессом на тот момент именно царь Соломон. Руководствуясь наставлениями своего отца Давида, на Храмовой горе был возведен прекрасный собор, где израильтяне могли поклоняться Богу.

Интересно! Именно благодаря решению царя возвести это сооружение, уже 12 поколений считают Иерусалим центром религиозной жизни Израиля.

По приданию, в Храме царя Соломона находились очень важные для всех христиан реликвии:

  • Ковчег Завета, в котором содержались Скрижали Завета;
  • херувимы;
  • храмовая утварь.

О последних хотелось бы поговорить более подробно. Считается, что к этим предметам относились Большой жертвенник всесожжения, золотой жертвенник воскурения, золотая Менора, стол хлебов предложения.

Интересно! Иудейская вера считает, что храм будет воздвигнут снова, и что ему предписано стать центром духовности не только для народа Израиля, но и для всего мирового населения.

Строительство

Царь Давид и молодой Соломон

Царь Давид, который был отцом и предшественником, за время правления народом смог подготовиться к строительству Храма Соломона в Иерусалиме. В войнах он смог получить много драгоценных металлов (золото, серебро, медь) и решил преподнести их в дар Богу. Поэтому Соломон, который приступил к строительству после своего отца, имел в своем распоряжении множество ценных материалов. Передал он в его распоряжение и заранее разработанный план, составленный вместе с Синедрионом.

Назвать точную дату начала строительных работ, в наше время уже невозможно, однако наиболее распространенным числом является 966-64 годы до нашей эры. Весь процесс продолжался около 7 лет, освещение места случилось еще через год. Во время этого священного действия в помещении был установлен Ковчег Завета и также произнесена священная молитва самим Царем. Празднование этого события по преданиям продолжалось 14 дней.

Интересно! Священная постройка была частью всего дворцового комплекса, однако в значительной степени преобладала над другими зданиями по красоте и роскоши.

Архитектура

Сложность в описании архитектуры здания состоит в том, что до наших дней не сохранилось почти никаких источников, которые могли бы рассказать о том, как выглядело здание. Основными описательными вариантами, которые показывают как вымышленную, так и истинную роскошь это:

  • 3 Цар;
  • 2 Пар;
  • Описание Иезекииля.

Делят территорию на дворовую часть (Азара) и здание Святыни (Хейхал). Двор по известным фактам был поделен на две составляющие – внешнюю и внутреннюю. Первая предназначалась для людей и служила местом для молитв, вторая – для входа священнослужителей. Здесь же находился и жертвенник всесожжения.

На заметку! Для такого величественного процесса Царь приказал обтесывать камни и по морю доставлять ливанские кедры.

Большое здание было оснащено плоской крышей из бревен кедрового дерева, которая опиралась на центральные колоны здания. Внутренние убранство декорировалось золотом и кедровыми бревнами. Были там и объемные херувимы, пальмы и цветы. Планировка сочеталась из 3-х помещений – Притвора, Зала и Святая Святых. Подняться в первую комнату можно было по лестнице, которая с двух сторон обрамлялась медными колонами. Правый столб в Притворе храма Соломона, назывался Яхин, а левый – Боаз. Украшены колоны были венцами. Во втором помещении велись богослужения, внутри находилась Золотая Менора.

На заметку! На данный момент нет ни одного исторического источника, который бы не принадлежал евреям. Однако, учитывая, что возводили сооружение финикийцы, считается, что в нем присутствовало множество восточных мотивов.

Третья комната – Святая Святых – была особенной, и не имела освещения, ни естественного, ни от свечей.

Третий храм

Храм царя Соломона в Иерусалиме

Учитывая многовековую историю священного сооружения, и то, что он по сей день считается одной из главнейших святынь всего христианского мира, желание восстановить его вполне оправдано. Опираясь на исторические данные, известно, что за свою историю здание восстанавливалось дважды, и дважды было абсолютно разрушено. Однако пророчество гласит, что когда произойдет третье восстановление – случится Второе Пришествие.

В 2015 году Храм Соломона в Иерусалиме было решено восстановить, что вызвало бурю радости и противоречий. Впрочем, объяснение есть и тому, и другому.

Деятели истории и религии заявляют, что начать восстанавливать Третий храм Соломона можно прямо сейчас, ведь для этого проделано уже немало работы. Изучено строение, его архитектура, материалы. Проведены тщательные реставрации многих святынь, в частности Золотая Менора и Ковчег Завета.

Однако, все это не имеет значения, поскольку на данный момент, на месте, где должно находиться святое здание, возведен мусульманский Купол Скалы. И поэтому дальнейшие действия будут зависеть только от того, смогут ли обе стороны прийти к компромиссу.

Бразильский аналог

В конце хотелось бы рассказать о Храме Соломона в Бразилии. В 2014 году в Сан-Пауло была открыта для всеобщего посещения копия легендарного сооружения. Создатели такого произведения архитектурного и религиозного искусства, пояснили, что создали его для того, чтобы представители всех народностей и всех вероисповеданий, могли прочувствовать чистую и настоящую Веру. Такое решение сможет обеспечить возможность всех людей на земле окунуться в наше прошлое.

Во всех религиях храм считается священным местом, где Божество являет свое присутствие людям, чтобы принимать их поклонение, выражаемое в культе и делать их причастниками своей милости и жизни. Его обычное местопребывание не принадлежит земному миру, но храм до некоторой степени отождествляется с ним, так что благодаря храму человек вступает в связь с миром богов. Такую первоначальную символику мы находим в Ветхом Завете. Иерусалимский храм знаменует присутствие Бога среди людей. Но это всего лишь знамение временного характера, которое заменится в Новом Завете знамением иного рода: Телом Христа и Его Церковью.

Евреи патриархальных времен не знали храма. У них были священные места, где они «призывали имя Яхве». Затем у Израиля появляется переносное святилище, благодаря которому Бог может постоянно пребывать среди Своего народа, ведомого Им через пустыню. Скиния Завета, идеализированное описание которой, отчасти внушенное будущим храмом, мы видим в Исходе 26-27, есть место встречи народа с Богом. Бог обитает в ней между херувимами, над очистилищем, покрывающим ковчег Завета. Бог там прорицает: отсюда имя, данное скинии: «Скиния свидетельства». Присутствие Божие там одновременно ощутимо и скрыто: за облаком скрывается Его сияющая слава. Таким образом, память о Синайском Завете поддерживается в центральном святилище всего Израильского союза. Когда же он утвердился в Ханаане, то святилище, общее коленам Израилевым, устанавливается последовательно на Гевале, в Сихеме, в Силоме. Святилище это сохраняло с самого начала древний характер, что резко отличало его от ханаанейских святилищ, обычно представлявших собою каменные храмы: Бог Синая не хочет никакого соприкосновения с языческой культурой Ханаана. Святилище, общее всем коленам Израилевым, Давид устанавливает в Иерусалиме, после того как он перенес туда Ковчег Завета, захваченный и возвращенный Филистимлянами (2Цар. 6). Завоеванный им Иерусалим стал не только столицей политической, но и религиозным центром Яхве. Организовав монархию по образцу соседних царств, хотя и не поступаясь своеобразием Израиля, Давид задумал сделать более современным и место традиционного культа.

Трудно судить по отрывочным данным о строительной деятельности израильтян в первой половине 10 века до Р. Х. Создается впечатление, что принципы ее лишь вырабатывались с использованием традиций предшественников, соседей и противников. Вероятно, мизерность строительных свидетельств времени Саула и Давида может быть связана с неослабевающим военным напряжением, отнюдь не способствующим ни созданию, ни сохранности архитектурных комплексов. Более стабильное, отмеченное установлением широких, распространившихся до Киликии, Египта, Месопотамии и Южной Аравии торговых и культурных связей время Соломона (965-928 гг. до Р.Х.) могло обусловить заметную активизацию, как строительной деятельности, так и прочих ремесел. В подтверждение этого уместно вспомнить слова Соломона, обращенные к другу Давида Хираму, царю финикийского города Тира, в сообщении о замысле построения храма в Иерусалиме: «Ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа, Бога своего, по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их стопы ног его. Ныне же Господь, Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон. И вот, я намерен построить дом имени Господа, Бога моего…» (3Цар 5:3-5).

Представление о строительстве и урабанизационном процессе Соломонова времени заметно конкретнее и хронологически определеннее. Но и здесь археологические свидетельства далеко не полны. Главные постройки Иерусалима более известны по нарративным источникам, прежде всего по библейским текстам, нежели по реальным их остаткам. В первую очередь это касается легендарного храма и дворца на Храмовой горе – вершине гряды к северу от Офела. Описание храма и его строительства в Библии (3Цар 5:16; 6:14-38; 2Пар 4) достаточно конкретно и детально. Основные его положения таковы: храм стоял на подиуме и представлял собой прямоугольную конструкцию 25 на 50 метров при высоте около 15 метров и толщине стен до 6 метров. Трехчастная схема храма с расположением всех трех компонентов на единой длинной оси известна в Палестине с конца среднего бронзового века и может считаться традиционной для ханаанейской, а далее и финикийской храмовой архитектуры. Мазар, давший лаконичное и предельно четкое описание храма на основании исчерпывающего анализа библейского текста, подчеркивает преемственность строительных традиций, отмечая, что и даже толщина стен Соломонова храма была та же, что и у храма среднего бронзового века в Сихеме. По общим размерам храм превышал известные образцы как ханаанейской, так и финикийской храмовой архитектуры. Интерьер, согласно библейскому описанию, состоял из портика, святилища и давира – помещения для святое святых; входы во все три части лежали на единой центральной оси. При этом святое святых не было отделено стеной от святилища – здесь предполагается занавес или деревянная перегородка. Кроме того, святое святых было поднято на подиум, и к нему вели несколько ступеней. По продольным сторонам храма располагались трехэтажные вспомогательные помещения, которые могли служить царской сокровищницей и одновременно являлись дополнительной к стенам главного зала опорой тяжелой кровли. Перед храмом же – по всей его ширине – был сооружен притвор шириной 5 метров. Появление подобного плана храмовых сооружений связывается с постройками 2 тысячелетия до Р. Х. в Ханаане и Северной Сирии. Мазар указывает на безусловные прототипы Соломонова храма в среднем бронзовом веке Эблы, Мегиддо, Сихема и на сохранение того же плана в последующий период, что документируется храмом 8 века до Р. Х. в Телль Тайнате. Он же справедливо указывает, что фиксированное в библейском описании обильное применение при строительстве Соломонова храма ввозного кедрового дерева соответствует употреблению того же материала создателями ханаанейских и филистимлянских храмов. Достаточно щедро применялось и золото, прежде всего для облицовки внутренних помещений храма, обкладки деревянного алтаря, ставшего перед святое святых, а также для производства многочисленных культовых принадлежностей.

Ковчег завета был перенесен из города Давидова в Соломонов храм и помещен в святое святых, где его фланкировали распростертые крылья двух херувимов, вырезанных из масличного дерева и обложенных золотом. Херувимы были подобны сфинксу: они имели туловище льва или быка, крылья орла и голову человека. Этот орнаментальный мотив был широко распространен в искусстве ханаанеян, финикийцев и сирийцев бронзового и железного веков подобно прочим украшениям храма, таким как орнаментальные решетки, пальметки, плоды и цветы, цепи, бордюры, изображения фантастических и реальных животных. Несомненно, использование и знаменитой финикийской резьбы по слоновой кости. Две орнаментированные медные колонны – Иахин и Воаз , - стоявшие у фасада Соломонова храма и фланкировавшие вход в него, были чисто декоративны и конструктивной функции не несли. Но они заставляют вспомнить две базы колонн, также не имевших конструктивного значения, открытых в храме позднего бронзового века в Асоре. Абсолютно такие же фланкирующие вход колонны с волютным завершением представлены на глиняной модели святилища из Телль эль-Фары. Отметим, что изготовление этих крупных медных изделий связывается библейским повествованием с мастером Хирамом из Тира, который «владел способностью, искусством и уменьем выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону, и производил у него всякие работы» (3Цар 7:14). Это еще одно подтверждение тесных связей с финикийскими ремесленными центрами, славившимися, помимо прочего, медными изделиями. Целый ряд последних перечислен в библейском описании храма, а далее дворца Соломона – подставки для ритуальных чаш с большими колесами, украшенные изображениями львов, волов и херувимов, умывальники, лопатки, декоративные изображения фруктов, «литое медное море» - большой круглый бассейн диаметром около 5 и глубиной около 2,5 м с рельефным орнаментом, стоящий на 12 фигурах волов. Все предметы богослужебного культа, как и сам храм глубоко символичны и прообразовательны в новозаветном смысле. Например, медное море (умывальница) означает Христово освящение и Духом Святым возрождение человечества. Золотой жертвенник (кадильный) символизирует Христа в небесах, Посредника и Ходатая. Столы для хлебов предложения прообразуют Христа, как Начало и Виновника общения верных. Золотой свидетельствует о Христе и Церкви искупленных как свете миру. Дерево, употребленное при строительстве храма: ситтим, кедр, кипарис символизируют соответственно человечество, нетленность и воскресение. Жертвенник всесожжений – Христос и Его искупительная смерть, умилостивление за грехи наши.

Итак, подробное описание строительства, планировки и внешнего вида Храма приводится в 3Цар. 5-7. Соломон не жалел ни средств, ни людей – ведь это был Храм Божий. Камни обтесывались только в каменоломне, чтобы, ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в Храме при строении». Когда строительство Храма завершилось, состоялось торжество освящения. Облако Божьего присутствия наполнило храм; богослужение вел сам царь: «Господь сказал, что он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки». Иерусалимский Храм стал центром поклонения Богу, хотя десять отделившихся племен воздвигли в других местах собственные святилища. По мнению западных ученых, храм должен был быть лишь первым и наилучшим из многих святилищ, рассеянных в стране, только особенно священным вследствие обладания национальным палладиумом, ковчегом завета; сверх того, он был царским святилищем, на которое распространялся блеск, исходящий от царя. Именно в этом смысле он и получил величайшую важность для Израиля как центральный пункт его политической и религиозной жизни, значение которого ушло далеко вперед сравнительно со всеми человеческими расчетами.

Храм Соломона особенно увеличил престиж иерусалимского святилища, хотя некоторые пророки (в частности, Нафан), полагали, что храм является опасным новшеством по сравнению с древней традицией. Нафану явился Господь и сказал, что Он в шатре обитал, и не надо Ему никакого дома. Хотя существование других святилищ ещё допускалось, но связь, которая постепенно соединяет веру Израиля с Иерусалимом, утверждается. Иерусалим был ханаанейским городом, но тут он вплетается в цепь священных обетований и становится священным центром, и по сей день этот статус за ним сохраняется. Храм был одновременно и народным святилищем израильского народа, который хранил ковчег, и царским сооружением.

Итак, религия Яхве настолько сильна, что она может обогатиться даже достижениями ханаанской культуры, не изменяя Синайской традиции, тем более что центр храма представлял символ этой традиции. Эта традиция явно утверждается в храме; таким образом, Иерусалимское святилище является преемственным центром поклонения колен Израилевых. Кроме того, являя там Свою славу в облаке, Бог явно показывает, что храм угоден Ему как местопребывание, где Он «дает пребывать имени Своему». Разумеется, сам Бог не связан с этим видимым знаком Своего присутствия: небо небес не вмещает Его, а тем более земной дом; но, чтобы дать возможность Своему народу более ощутимо встречать Его, Он избрал это местопребывание, о котором сказал: «Мое имя будет там» (3Цар. 8:29). Отныне, не отменяя еще все другие святилища, Иерусалимский храм становится центром поклонения Яхве. Туда стекаются паломники со всех концов страны, «чтобы явиться пред лице Божие», и для верных храм есть предмет трогательной любви. Всем известно, что Бог пребывает «на небесах». Храм есть как бы подобие Его небесного дворца, который в какой -то мере находится в мире сем. Следовательно, поклонение, происходящее в храме, приобретает значение официального культа: именно в нем царь и народ совершают служение национальному Богу.

После конца эпохи пророков, несмотря на привязанность к храму каменному, начало утверждаться новое течение мысли. Грозные предсказания, относящиеся к храму, а затем его разрушение и опыт плена наглядно показали необходимость более духовного культа, соответствующего требованиям религии сердца, возвещаемой Второзаконием и Иеремией. В земле изгнания лучше поняли, что Бог всюду, где Он царствует, где поклоняются Ему. Ведь слава Его открылась Иезекиилю в Вавилоне. И вот, к концу плена, некоторые пророки предупреждают иудеев против чрезмерной привязанности к храму из камня, как если бы духовное поклонение, требуемое Богом, поклонение «смиренного и сокрушенного духом» лучше сочеталось с духовным присутствием Божьим, отрешенным от внешних знаков. Яхве пребывает на небе и оттуда внемлет молитвам своих верных, откуда бы они не возносились.

Иисус Христос, как и пророки, глубоко почитает Иерусалимский храм. Богородица приносит Его в храм. Он приходит туда на торжества как на место встречи со Своим Отцом. Он одобряет богослужения, но осуждает формализм, искажающий их значение. Храм для Него – Дом Божий, дом молитвы, дом Отца Его. Он негодует, ибо его превращают в дом торговли, и пророческим жестом изгоняет торговцев жертвенными животными из храма, чтобы очистить его, и в то же время Он возвещает разрушение этого великолепного здания, от которого не останется камня на камне. Когда Его судили, Ему даже поставили в вину слова о том, что Он разрушит это святилище, созданное руками людей, храм рукотворный, и через три дня воздвигнет другой, нерукотворный; это же обвинение насмешливо повторяется во время Его предсмертных мук на кресте (Мф. 27:39). Дело идет о словах, смысл которых разъяснится лишь в будущем. Но при последнем Его вздохе завеса храма разодралась надвое, и это значит, что древнее святилище потеряло свой священный характер: иудейский храм перестал выполнять свое назначение, то есть быть знамением присутствия Божия. Это назначение исполняется теперь другим знамением самим Телом Христовым. В евангелии от Иоанна таинственные слова о разрушенном и вновь воздвигнутом в три дня храм приводятся в рассказе об очищении храма (Ин. 2:19). Но Иоанн добавляет: «Он говорил о храме Тела Своего», и ученики после Его воскресения поняли это. Вот новый и окончательный храм, храм нерукотворный, где Слово Божие обитает с людьми, как некогда в скинии Завета. Но для того, чтобы храм, созданный из камня, потерял свое значение, нужны были смерть и воскресение Иисуса: храм Тела Его был разрушен и вновь воздвигнут – такова воля Его Отца. После воскресения Христова Тело это, знамение присутствия Божия в мире сем, преобразилось так, что Ему возможно повсюду и во все времена пребывать в таинстве Евхаристии. Древнему храму осталось лишь исчезнуть. В переходное время христиане продолжают ходить в Иерусалимский храм. До тех пор пока иудаизм еще окончательно не потерял еще связи с новым культом, начало которому положил Иисус Христос; если бы еврейский народ обратился, он мог бы сыграть роль в обращении всего мира. Но уже явственны были признаки разрыва. Стефан, восхваляя поклонение Богу в духе, как бы предвещает гибель храма рукотворного, и слова эти почитаются богохульными и приводят к смерти Стефана. Через несколько лет разрушение Иерусалима, во время которого был разрушен и храм, повлекло еще большее окостенение иудаизма. Но еще до того христиане не осознают, что они сами составляют новый храм, храм духовный, продолжение Тела Христова. Павел учит: Церковь есть Храм Божий, воздвигнутый на Христе, основании и краеугольном камне (1Кор. 3:10-17; 2Кор. 6:16; Еф. 2:20), славный храм, где «имеют доступ к Отцу, в одном Духе», равно иудеи и язычники (Еф. 2: 14-19). Каждый христианин сам является храмом Божьим, ибо он член Тела Христова, и тело его есть Храм Духа Святого. Оба утверждения взаимно связаны: тело воскресшего Иисуса, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), есть храм Божий по преимуществу, а христиане, члены этого тела, составляют с ним вместе духовный храм. В вере и любви они должны сотрудничать для созидания его. Итак, Христос есть камень живой, отвергнутый людьми, но избранный Богом. Верные, будучи тоже камнями живыми, составляют с Ним вместе духовное здание для святого священства, чтобы приносить духовные жертвы (1 Петр. 2:4). Это окончательный храм – храм нерукотворный. Это Церковь, Тело Христово, место встречи Бога с людьми, знамение присутствия Божия в мире сем. Древнее святилище было лишь прообразом этого храма, ярким, но несовершенным, временным, отошедшим в прошлое.

В Новом Завете символика древнего храма применяется и по-иному и в другом направлении. Уже иудаизм видел в нем как бы воспроизведение небесной обители Божией, которая в апокалипсисах стала представляться по образцу храма земного. В таком смысле описывается в Послании к евреям жертва Христа-Священника через смерть, воскресение и вознесение. По завершении Своей земной жизни Он вошел в святилище небесное, обагренный не кровью животных, приносимых в жертву, как в символическом культе, но Своей собственной кровью (Евр. 9:11-14:24). Он вошел туда, как предтеча, чтобы мы могли приступить к Богу: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Соединенные с этим единственным Священником, мы можем, в свою очередь, радоваться присутствию Божию, проникая верою в это святое Святых, где пребывает Бог: «Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за занавесу» (Евр. 6:19). В Апокалипсисе Иоанна образ храма небесного сопоставляется с образом храма земного, то есть Церкви, где верные приносят поклонение Богу. Язычники попирают внешний двор храма: это образ ожесточенного гонения на Церковь ярко выражен в (Откр. 11:1-2): «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца». (Этот фрагмент связан с двойственным смыслом ветхозаветной символики. Когда ясновидцу дается повеление измерить тростью храм Божий, как на Востоке размеченными палками измеряли здание, это связано с символом, употребленным в сороковой главе у пророка Иезекииля, во второй главе у Захарии. Измерение означало близкий конец: Бог измеряет для того, чтобы сломать. Так был измерен иерусалимский храм перед его падением. "Измерь, чтобы запомнить, каков он был". Но в то же время этот символ говорит: измерь, сохрани измерение, чтобы потом восстановить. Повеление имеет два смысла: гибель Храма и, в то же время, его возрождение. Речь идет об эпохе войны Иудеи с Римом, когда храм находился уже на грани падения, и апостол здесь говорит о том, что время его гибели пришло, он измерен и будет скоро разрушен, и после него уже будет Новый Иерусалим, небесный Град и небесный Храм.) Но и на небесах есть храм, где пребывает на престоле закланный Агнец, и где совершается служение молитвы и хвалы: (Откр. 7:15): «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них».Храм ветхозаветный может быть разрушен, но Иоанн-провидец говорит нам, что Храм есть, что это небесный Храм, и что все, кто омыл свои одежды кровью Агнца, то есть принял крещение и искупительную силу страданий Христовых, день и ночь будут служить Сидящему в Храме. Этот Храм - уже небесный Храм, вселенский Храм, вселенская Церковь.

В конце же времени этой больше не будет. Когда небесны Иерусалим – невеста агнца, украшенная для брака вечного – снизойдет с неба, не будет больше нужды в храме, ибо Сам Бог и агнец будут храмом: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» (Откр. 21:22). Тогда верные будут иметь доступ к Богу, не нуждаясь ни в каком знамении или, вернее, они будут видеть его лицом к лицу, чтобы быть всецело причастными к Его жизни.

ИерейМаксимМищенко

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1210.

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1211.

Заготовление строительных материалов Давидом, описанное (в 1Пар. 22:14): «И вот, я при скудости моей приготовил для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра, а меди и железа нет веса, потому что их множество; и дерево и камни я также заготовил, а ты еще прибавь к этому». Данный отрывок символизирует Христа и Его дел на земле: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4).

(1Пар. 29:2): «Всеми силами я заготовил для дома Бога моего золото для золотых вещей и серебро для серебряных, и медь для медных, железо для железных, и дерева для деревянных, камни оникса и камни вставные, камни красивые и разноцветные, и всякие дорогие камни, и множество мрамора». Основания «камни красивые и разноцветные» прообразуют в откровении Слова Христа искупленных и возрожденных грешников: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» (Еф. 2:20-22). Мень А. «Приложение к Библии. Комментарий к Ветхому Завету». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1989. Стр. 2442.

Мерперт Н. «Очерки археологии библейских стран». ББИ, М., 2000. Стр. 240.

Мерперт Н. «Очерки археологии библейских стран». ББИ, М., 2000. Стр. 242.

5 (Откр. 3:12): «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое». В иерусалимском храме священные имена начертывались на двух медных колоннах Иахин и Воаз, стоящих перед входом. На верных людях и церквах будет написано имя Божие, то есть они станут священными, как часть храма Царствия Божьего, Нового Иерусалима, нисходящего с неба.

Мерперт Н. «Очерки археологии библейских стран». ББИ, М., 2000. Стр. 244.

Мень А. «Приложение к Библии. Комментарий к Ветхому Завету». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1989. Стр. 2442.

«Библейская энциклопедия». РБО. М., 2002. Стр. 125.

«Иллюстрированная история религии». Репринт. М., 1993. Том 1. Стр. 294.

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1214.

«Словарь Библейского богословия». Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1974. Стр. 1216.

Мень А. «Комментарий к Апокалипсису Иоанна Богослова». Рига, 1992.

(Шауль). Перенеся Ковчег Завета - символ присутствия Бога - в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид , тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля .

Строительство Храма Соломона

За годы своего правления царь Давид произвёл значительные приготовления для строительства Храма . Добытые им в войнах, а также полученные в дар металлы и сосуды из золота, серебра и меди он посвятил Богу . Он оставил Соломону огромные запасы золота и серебра и несметное количество железа и меди . Из остатков первоначальных жителей Ханаана он составил кадры рабочих для добывания и доставки тёсаных камней для Храма . Знаменитые ливанские кедры доставили ему морским путем финикийцы .

Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 950 гг. до н. э. (по другим данным, с 1014 по 1007). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона . Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Суккот (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов . Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых , и Соломон вознёс публичную молитву, начало которой гласит:

Храм, построенный Соломоном в Иерусалиме, принципиальным образом отличался от всего, что ему предшествовало в еврейской истории. Впервые Храм был возведён в качестве постоянного и основательного каменного здания в совершенно определённом и особом месте.

Священная территория Храма имела две главные части: двор (Азара ) и здание Храма (Хейхал ).

Двор Храма

Двор занимал большую площадь и был разделён на две части: внешний двор и внутренний.

Во «внешний двор», кроме главного входа с востока, вели ещё входы с севера и с юга (со стороны дворца). С этих трёх сторон к нему примыкали здания для священников и кладовые. Цари могли входить в этот двор прямо из дворца через верхнюю галерею (Алия , ), так что им не нужно было проходить через внешний двор. При входе во внутренний двор помещалось нечто вроде ораторской трибуны (Амуд , то есть «столб»), с которой цари обращались с речами к народу . В этом внутреннем дворе, перед входом в Притвор , стоял большой медный Жертвенник всесожжения , на котором совершались жертвоприношения животных . Он представлял собой квадратную трёхступенчатую конструкцию 20 локтей длиной, 20 шириной и 10 высотой.
  1. Первая ступень (10×10 м), погружённая в землю и обведённая кюветом, была высотой в 1 м;
  2. вторая ступень (8×8 м) - высотой 2 м;
  3. третья (6×6 м) - высотой в 2 м - называлась Харэль , на её углах было четыре «рога».
С восточной стороны к жертвеннику примыкали ступени. В стороне от жертвенника, к юго-востоку от здания Храма, помещалось «медное море» (бронзовая чаша огромных размеров), служившее для омовения священников. Оно было одним из наиболее значительных технических достижений храмовых ремесленников. Диаметр «моря» составлял 10 локтей, длина его окружности 30, высота - 5, а ёмкость - около тысячи м³. Толщина его стенок была приблизительно 7,5 см, так что вес «моря» должен был быть около 33 тонн. «Море» стояло на 12 медных быках - по три с каждой стороны света. По сторонам двора (на севере и юге) стояли десять медных умывальников, по пяти в каждой стороне, для омовения жертв. Умывальники были украшены изображениями херувимов , львов и быков и стояли на медных «подставках» (мехонот ) на больших колёсах .

Здание Храма

Здание Храма было каменным и располагалось в центре внутреннего двора. Его длина составляла 60 локтей (с востока на запад), ширина - 20 локтей (с севера на юг) и высота - 30 локтей (соответственно 30×10×15 м) . Храм был, таким образом, в длину и ширину вдвое больше Скинии Моисея, а в высоту - втрое. Впрочем, приведённые цифры указывают только внутренние размеры здания Храма, толщина его стен не указана, однако в описании Храма Иезекииля она составляет 6 локтей . Крыша Храма была плоская и была сложена из кедровых брёвен и досок . Она не опиралась на колонны в центре зала, как это было принято в храмовом строительстве этого периода. Внутренние стены Храма были обшиты кедром и покрыты золотом, так же, как и его пол и вышки над Святая святых и над Притвором . Убранство их состояло из выпуклых изображений херувимов , пальм и распускающихся цветов, заключённых в квадратные клетки решётки. В плане здание Храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины - Притвора (Улам ), Зала (Хейхал или Кодеш ) и Святая святых (Двир или Кодеш а-Кодашим ).

В Притвор поднимались по ступеням , а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин », левая «Боаз » . Каждая колонна имела в окружности 12 локтей и была высотой 18 локтей и ещё 5 локтей занимал венец . В Притворе, по-видимому, ничего не помещалось.
  • Святилище Хейхал , где велось богослужение, был самым большим помещением Храма и по размерам не уступал большим храмам Ближнего Востока. Он был длиной 30 локтей, шириной - 20 и высотой - 30 (приблизительно 15×10×15 м).
В Хейхал вела из Притвора двустворчатая кипарисовая дверь шириной 10 локтей, украшенная вырезанными на ней херувимами , пальмами и распускающимися цветами. На косяке двери была укреплена мезуза из оливкового дерева. Толщина стены между Притвором и Хейхал ом была 6 локтей. В верхней части стен располагались окна. Внутри стояла золотая Менора Моисея , по обеим сторонам от которой (вдоль северной и южной стен Хейхала) располагались ещё по пять золотых семисвечных светильников, которые отлил Хирам . Эти светильники горели постоянно и освещали Храм и днём и ночью. Также у стен помещались по пяти золотых Столов хлебов предложения . Перед входом в Святая святых стоял небольшой (1×1×1,5 м) Жертвенник воскурения из кедрового дерева, покрытого золотом, для воскурения фимиама . Святая святых была кубической формы, 20×20×20 локтей, то есть на 10 локтей ниже, чем Хейхал , по-видимому, из-за более высокого пола и более низкого потолка, над которым находилась вышка (как другая над Притвором), служившая для хранения священных предметов. В Святая святых находился только Ковчег Завета , в котором хранились Скрижали Завета . Ковчег был установлен на каменном пьедестале, высотою в 3 пальца от уровня пола. Этот камень назывался Эвен а-Штия - легендарный Краеугольный камень , который, по преданию, находится точно в центре Земли и является подножием Всевышнего. Длинной своей стороной Ковчег был поставлен от востока к западу, а его шесты упирались в противоположные стены . Два гигантских херувима из оливкового дерева, покрытые золотом простирали по одному крылу над Ковчегом, касаясь стен другими . Херувимы были высотой 10 локтей (5 м), а каждое их крыло было 5 локтей (2,5 м). В Святая святых не было окон, и она ничем не освещалась. Туда не входил никто, кроме первосвященника , который совершал там обряд воскурения раз в году, в Йом Киппур .

К зданию Храма с трёх сторон (за исключением лицевой, восточной) примыкало трёхъярусное каменное строение, йациа (יציע), с множеством комнат, целаот (צלעות). Судя по всему, йациа представляла собой крытую галерею. Каждый её этаж делился приблизительно на 30 комнат, которые использовались в качестве складских и для других подсобных целей. Вход в комнаты был с южной стороны, откуда вела витая лестница во все три яруса. В каждой комнате было по одному окну с решётками.
Фундамент, на котором стояло основание Храма, похоже был довольно высоким, так что его первый этаж был на уровне второго этажа галереи. Длина комнат нижнего этажа составляла 5 локтей, среднего - 6 локтей, а третьего, верхнего, - 7 локтей , что было следствием уменьшения толщины стен. В самом низу наружная стена здания Храма, по-видимому, была 6 локтей, на втором этаже эта толщина уменьшалась до 5 локтей, а на третьем этаже она уже доходила до трёх локтей. Сужение стены вверху оставляло больше площади для галереи, для которой внешняя стена Храма служила внутренней стеной. Этажи галереи, таким образом, не сужались кверху, подобно пирамиде, а наоборот - расширялись.

История Храма Соломона

Великолепное здание Храма сделало его с самого начала центральным святилищем для всего Израиля , хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища - бамот . Вошло в обычай восходить три раза в год в Иерусалимский Храм, как раньше в Скинию , которая располагалась в Силоме (Шило). Однако, ухудшение политической ситуации в конце правления Соломона и в дни его преемников отразилось на судьбе Храма. Чтобы подорвать статус Иерусалима как духовно-политического центра всех израильских колен , основатель Израильского (Северного) царства Иеровоам I (930 год до н. э.) восстановил святилища в Вефиле (Бет-Эле) и Дане и превратил их в подобие Иерусалимского храма. В обоих храмах Иеровоам установил золотых тельцов .

Иногда сами иудейские цари при нужде в деньгах брали из сокровищ Храма. Так, Аса для подкупа арамейского царя Венадада (Бен-Хадада I) взял всё серебро и золото, которые хранились в Храме . Так же поступил и царь Ахаз , а позже «обрубил … стенки у подставок, и снял с них умывальные чаши; и снял он море с медных волов, что были под ним, и поставил его на каменный постамент» , чтобы выплатить дань ассирийскому царю Тиглатпаласару . Даже благочестивый царь Езекия (Хизкияу) для уплаты большой контрибуции Сеннахириму «снял золото… с дверей дома Господня и с дверных столбов… и отдал его царю ассирийскому» .

Тем не менее, производились и восстановления Храма. Так, известно о ремонтах Храма при Иоасе (Иехоаше) , Иоафаме и Иосии (Иошияу) . Во время последнего ремонта был найден свиток Закона, приведший к религиозной реформе.

«В 1118 году на Востоке рыцари крестоносцы - среди них были Жоффрей де Сен-Омер и Хуго де Пайен - посвятили себя религии, давши обет константинопольскому патриарху, кафедра которого всегда была тайно или открыто враждебна Ватикану со времен Фотия. Открыто признанной целью тамплиеров было защищать христианских пилигримов в святых местах; тайным намерением - восстановить Храм Соломона по образцу, указанному Иезекиилем. Такое восстановление, предсказанное иудейскими мистиками первых веков Христианства, было тайной мечтой Восточных патриархов. Восстановленный и посвященный Вселенскому культу, Храм Соломона должен был стать столицей мира. Восток должен был превалировать над Западом и патриархия Константинополя должна была верховенствовать над папством. Чтобы объяснить название тамплиеры (Храмовники), историки говорят, что Балдуин II, король Иерусалимский, дал им дом в окрестностях храма Соломона. Но они впадают здесь в серьёзный анахронизм, потому что в этот период не только не оставалось ни одного камня даже от Второго Храма Зоровавеля, но трудно было и определить место, где эти храмы стояли. Следует считать, что дом, отданный тамплиерам Балдуином, был расположен не в окрестности Соломонова Храма, а на том месте, где эти тайные вооружённые миссионеры Восточного патриарха намеревались восстановить его.
Тамплиеры считали своим библейским образцом каменщиков Зоровавеля, которые работали с мечом в одной руке и лопаткой каменщика в другой. Поскольку меч и лопатка были их знаками в последующий период, они объявили себя Масонским Братством, то есть Братством Каменщиков. Лопатка тамплиеров состоит из четырёх частей, треугольные лопатки располагаются в форме Креста, составляющего каббалистический пантакль, известный как Крест Востока.»

Элифас Леви (аббат Альфонс Луи Констан), «История магии»

Храм Соломона в западной культуре

сэр Исаак Ньютон

Чертёж Иерусалимского храма, выполненный Исааком Ньютоном

Сэр Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. По его словам, «Храм Соломона самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию » . В своём труде Ньютон посвящает большую главу (гл. I) описанию устройства Храма Соломона.

Храм Соломона был для него чертежом Вселенной, носителем всех тайн мира, и он верил, что законы природы и Божественная Истина закодированы в его строении и в пропорциях между различными его частями и, изучая размеры Храма, можно их расшифровать. Ньютон посвятил вычислению устройства Иерусалимского храма все последние годы своей жизни.

Масонское движение

Строение Иерусалимского храма оказала значительное влияние на идеи масонского движения (братства «вольных каменщиков»). Храм является центральным символом масонства. По словам Энциклопедии масонства (издания 1906 года), «Каждая ложа есть символ иудейского храма ».

Согласно масонской легенде, возникновение масонства восходит к временам царя Соломона, который «есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее ». Они соединились и «представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова: эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма ».

Соломон поручил зодчему из Тира Хираму Абифф руководство сооружением Храма в Иерусалиме. Хирам разделил рабочих на три класса, что, по мнению масонов, послужило прообразом степеней масонства и особого символического языка братьев масонов.

По другой версии, масонство происходит от ордена Тамплиеров (Храмовников), который был разгромлен французским королём Филиппом IV и Папой Климентом V.

Среди прочего, большое значение в учении масонства придаётся колоннам Храма Соломона, которые носили название Яхин и Боаз .

«Врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны храма Иерусалимского. Б:. - Северная колонна и Я:. - Южная колонна. Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов.

<...>Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная - созидание, упорядоченность, систему, внутреннуюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber.

Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения».

Сноски и источники

  1. II Сам. 7:6 (Здесь и далее по изданию «Мосад а-рав Кук», Иерусалим, 1975 г.)
  2. II Сам. 6
  3. Вероятно «Аравна » не является именем собственным, а означает на евусейском языке «царь».
  4. II Сам. 24:18 и далее; I Хрон. 21
  5. II Хрон. 3:1
  6. II Сам. гл. 7
  7. I Хрон. 22:5
  8. II Сам. 8:8, 10, 11
  9. I Хрон. 22:14
  10. I Хрон. 22:1
  11. I Хрон. 22:4
  12. I Хрон. 22:11
  13. I Хрон. 22:16-18
  14. I Хрон. 29:9
  15. I Хрон. 28:11-18
  16. I Хрон. 28:19
  17. I Цар. 6:1, 37; II Хрон. 3:1, 2
  18. иногда его отождествляют с главным сборщиком податей Соломона - Адонирамом
  19. I Цар. 5:10
  20. I Цар. 5:17, 18
  21. I Цар. 6:7
  22. I Цар. 7:46
  23. I Цар. 5:13, 14
  24. II Хрон. 2:16, 17; ср. I Цар. 9:20-22
  25. I Цар. 5:16; II Хрон. 2:18
  26. I Цар. 6:37-38
  27. I Цар. 8:1-66, II Хрон. 5:1-7, 10
  28. II Хрон. 7:8, 9
  29. Иезек. 40:17
  30. II Хрон. 4:9
  31. II Хрон. 20:5
  32. Иерем. 19:14; 26:2
  33. Исаия 1:12
  34. Иерем. 36:10
  35. Иосиф Флавий , «Иудейские Древности» VIII, 3:9
  36. עולה (I Цар. 10:5) или עליה (II Хрон. 9:4)
  37. II Цар. 11:14; 23:3
  38. Иоиль 2:17
  39. II Хрон. 4:1

Храм Соломона был одной из самых впечатляющих архитектурных построек Иерусалима. Он несколько раз разрушался и отстраивался заново, но в 70 году н.э. был стерт с лица земли войсками Рима.

Храм Соломона в Иерусалиме был воздвигнут на 9-ти футовой платформе. К его входу вела лестница, имеющая 10 ступеней, с двух сторон от нее располагались колонны, названия которых дошли до нас как Воаз и Иахин. Смысл этих названий, к сожалению, в настоящее время еще не разгадан.

Храм царя Соломона внутри был разделен на три части. Одна из них являлась святилищем, в котором под потолком имелось несколько окон. Пол был сделан из кипарисовых досок, а стены обшиты кедром. Эта часть имела плоскую крышу, которую поддерживали большие бревна. На дверях и стенах были изображены цветы, пальмы, цепи и херувимы.

Храм Соломона имел еще одно помещение, в котором размещалась Там находился небольшой вырезанный из кедра алтарь, имеющий отделку из золота, а также различные светильники и стол для хлебов. Расположение алтаря такое же, как в Хананейских храмах - прямо перед лестницей, ведущей в следующее помещение.

Третье помещение называлось "Святое Святых", и оно являлось обителью Божьей. В нем не имелось окон, зато располагались два отделанных золотом 15-ти футовых херувима. Их наружные крылья доставали до стен, а внутренние соприкасались друг с другом в самом центре зала. Считается, что именно там и располагался

Храм Соломона также имел внутренний двор, расположенный перед ним. Там располагался алтарь для приношений, который походил на известную (зиккурат) и медное море.

Этот храм строился 7 лет, в 10 веке до нашей эры. На праздник Кущей он был освящен, и в него был внесен "Ковчег Завета". После чего в него вошел царь Соломон и произнес молитву, после окончания которой огонь сошел с небес и опалил жертвы, преподнесенные Господу на алтаре.

Здесь всегда проходили самые грандиозные и торжественные богослужения. Иногда служители храма даже не могли продолжать службу, потому что при большом скоплении народа в нарядных одеждах, пении и звучащей музыке его наполняло облако Славы Господней.

Увы, но этому храму не суждено было просуществовать долгое время. Три с половиной столетия спустя Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, и храм был разрушен до основания. Иудейский народ был захвачен в плен, а о ковчеге с тех пор ничего не известно.

После возвращения был отстроен заново, но он уже не был таким прекрасным, о чем люди очень сожалели. Во времена правления царя Ирода храм был расширен и богато украшен, он стал выглядеть как сияющая горная вершина. Но, к сожалению, войска римской империи его разрушили, на этот раз уже навсегда.

На сегодняшний день от него остался только небольшой участок западной стены, недалеко от горы Мория, на вершине которой он и располагался. Это место называется и является величайшей святыней у евреев.

Храм Соломона, несомненно, был одним из прекраснейших сооружений Иерусалима, и именно благодаря ему сегодня этот город является величайшим религиозным центром, в который съезжаются паломники со всего мира.

Хотя Первый Иерусалимский Храм был построен царем Соломоном, но приготовления к его постройке были начаты еще в предшествующее царство. Иерусалим того времени был гораздо меньше нынешнего, из четырех его холмов был заселен только один - гора Сион. После занятия города Давид обнес его стеною.

К Сиону с восточной стороны примыкала довольно высокая гора Мориа. Она была занята полем одного местного жителя, иевусея Орны. Средиполя, на верхнем хребте горы, было устроено гумно. Царь Давид купил эту гору у Орны за 50 сиклей серебра (по другим источникам, за 600 сиклей золота). Вполне возможно, гора покупалась по частям: сначала небольшая часть ее за 50 сиклей серебра, а потом и другие прилегающие к ней участки - всего на 600 сиклей золота.

Заготовленный царем Давидом строительный материал для храма - это золото, серебро (хотя оно в отделке Храма Соломона не упоминается), медь, драгоценные камни, железо, кедровые балки, мрамор, камень. Иерусалимский Храм был единственным для всего израильского царства и поэтому требовал всевозможного великолепия.

Давид выполнил план Храма в общем и частностях, переданных им наследникам в торжественном завещании и с настойчивым требованием исполнить его.

Храм Соломонна

Несмотря на множество заготовленного Давидом строительного материала, его было недостаточно даже для начала работ, особенно мало было камней и строевого дерева. Поэтому царь Соломон, приступая к постройке Храма, заключил соглашение с тирским царем Хирамом, по которому тот обязывался: снабжать Соломона кедровым и кипарисовым деревом, тесаными готовыми камнями с ливанских гор; вырубку строевого леса и обработку камней предоставлять людям, присланным Соломоном, но для руководства поставить над ними еще и финикийских мастеров, как более опытных в деле; деревянные брусья доставлять с Ливана морем на плотах до Яффы, ближайшей к Иерусалиму пристани. Со своей стороны Соломон должен был поставлять в Тир пшеницу, вино, масло. Есть свидетельство, что подобный договор царь Соломон заключил и с египетским царем.

На месте строительства Храма не было слышно ни топора, ни молота, ни другого железного орудия: работы по отделке дерева и камня производились в Ливане, литейные работы исполнялись в иорданской долине.

Прежде чем приступить к постройке Храма, требовалось найти для него соответствующее плану место. В первоначальном виде хребет горы Мориа был очень обрывистым, на нем едва могли разместиться корпус храма и жертвенник. Для дворов, которые должны были со всех сторон окружать Храм, места не было совсем. Кроме того, по своему первоначальному направлению хребет горы шел по диагонали - не прямо с севера на юг, а с северо-запада на юго-восток. А Храм и его дворы должны были быть четко ориентированы (подобно скинии) в правильном отношении к четырем сторонам света. Поэтому при подготовке к строительству Храма требовалось: а) расширить верхнюю часть горы до размеров, предусмотренных планом Храма;

б) изменить или выровнять направление кряжа так, чтобы приготовленная для Храма площадь была возможно точнее обращена к четырем сторонам света.

И царь Соломон придумал мудрый план: построить по восточной стороне горы, начиная от ее подошвы, среди проходящей здесь Кедронской долины, большую и твердую каменную стену в направлении, которое должна была иметь стена двора Храма (то есть прямо с севера на юг), а промежуток между стеной и склоном горы засыпать землей.

В общем, Храм Соломона был построен по плану, данному для скинии Моисеевой, только в больших размерах и с теми приспособлениями, какие были необходимы в богатом неподвижном святилище. Храм разделялся на Святая Святых, святилище и притвор, но был обширнее и великолепнее скинии.

Кругом внутреннего отделения Соломонова Храма была устроена большая площадь - отделения для народа (или большой двор). Второй внутренний двор, или двор священников, по размерам вдвое превосходил скинию. Соответственно омывальнику скинии при жертвеннике Храма имелась целая система сосудов омовения: 10 художественно сделанных омывальников на подставках и большой бассейн для воды, по величине своей называвшийся морем.

Притвор храма представлял собой коридор 20 локтей в длину (по ширине корпуса Храма) и 10 локтей в глубину. Перед ним стояли две большие медные колонны. Внутренняя величина Храма была частично удвоенною, частично утроенною величиной скинии.

Святая Святых и святилище разделялись каменной стеной с дверью из масличного дерева. Стены самого Храма были выложены из массивного тесаного камня, снаружи обложены белым мрамором, но, как и двери скинии, внутри были покрыты деревянной обкладкою, а потом еще обложены листовым золотом. Золотом же были покрыты и двери, и потолок, и кипарисовый пол Храма.

На стенах скинии были изображены фигуры тех же херувимов, что и на расшитом покрове, который драпировал ее внутренние стены. И на стенах Храма Соломона были изображены херувимы, только прибавился еще орнамент в виде растений.

Внешне вид Храма поражал своим величием, массивностью и крепостью, а внутри - богатством и великолепием, не слыханными даже в древнем мире. Вся внутренность Храма была выложена деревом - стены и потолок кедром, а пол - кипарисом, так что камня внутри Храма не было видно. Стенные доски были украшены резьбою из вырезанных внутрь (а не выступавших вперед) рельефов, глубоко вырезанные главные сюжетов картин никогда не выдавались вышеплоскости стены. На картинах опять же были изображены фигуры херувимов, но к ним прибавились еще изображения пальм, колокинтов (род диких огурцов) и распустившихся цветов.

Выбор пальмы объясняется не только тем, что это было самое красивое и полезное дерево - символ красоты, величия и нравственных совершенств. По признанию древних, родиной пальмы была Палестина, откуда она распространилась по всему древнему Востоку. Пальма в иерусалимском Храме была символом торжества Божия в земле обетованной. В скинии же изображений пальмы не было, так как это было святилище пустыни, устроенное еще только на пути в Палестину.

Деревянные доски, покрывавшие каменные стены (решетки в окнах, потолок, пол, ступени, ведущие в Святая Святых), в свою очередь были покрыты листовым золотом. Каждый гвоздь, которым были прибиты золотые листы, тоже был золотой. По золоту еще были расположены разноцветные драгоценные камни для украшения.

По своим наружным формам Храм напоминал корабль, расширяющийся к верху, или Ноев ковчег. Возвышавшиеся одна над другой внутренние платформы выходили наружу из нижней основной части стены тремя выступами. Эти выступы требовали особых подпор, которыми и являлись три ряда колонн с четвертым рядом кедровых пилястров. Таким образом, вдоль трех стен Храма (северной, южной и западной) образовались колоннады (или крытые аллеи) под широкими навесами выступавшей в верхних частях стены.

Когда Храм был готов, царь Соломон призвал к освящению его всех старейшин и множество народа. При звуке труб и пении духовных песней внесен был Ковчег Завета и поставлен в Святая Святых под осенение двух новых колоссальных херувимов, простиравших свои крылья так, что концы внешних крыльев касались стены, а внутренние крылья склонялись над Ковчегом. Слава Господня в виде облака наполнила Храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Тогда Соломон взошел на свое царское место, пал на колени и стал молить Бога, чтобы Он в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и язычников. По окончании этой молитвы сошел с неба огонь и опалил жертвы, приготовленные в Храме.

Вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разграбил его, сжег и разрушил до основания Храм Соломона. Тогда же погиб и Ковчег Завета. Весь народ иудейский был отведен в плен (589 год до н.э.), только самые бедные иудеи были оставлены на своей земле для обрабатывания виноградников и полей. В разрушенном Иерусалиме остался пророк Иеремия, который плакал на развалинах города и продолжал учить добру оставшихся жителей.

Иудеи находились в вавилонском плену 70 лет. Персидский царь Кир, в первый же год своего владычества над Вавилоном, разрешил иудеям возвратиться в свое отечество. Такая продолжительная неволя привела их к осознанию, что только Храмом Иеговы может стоять Иерусалиме и во иудейском царстве. Это убеждение было настолько твердо в них, что они покинули Вавилон, только заручившись царским разрешением вновь строить Храм в Иерусалиме.

Сорок две тысячи иудеев отправились в свою землю. Оставшиеся в Вавилоне оказали им помощь золотом, серебром и другим имуществом и сверх того богатыми пожертвованиями на Храм. Царь отдал иудеям священные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из Храма Соломона.

Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала восстановили жертвенник Господу Богу, а на другой год положили основание Храму. Через девятнадцать лет строительство Храма было окончено. В царствование Ирода (37-4 годы до н.э.), который приложил много усилий для его расширения и украшения, Храм достиг особенного расцвета и великолепия. Все сооружения были украшены белым мрамором и золотом, и даже шипы на крыше Храма, сделанные специально, чтобы голуби не садились на нее, были золотыми.

Во время Иудейской войны Иерусалимский храм был вторично разрушен в 70 году новой эры, причем разрушение Второго храма произошло «девятого аба» по еврейскому летоисчислению, в день разрушения Первого храма - через 500 с лишним лет.

Сегодня о величественном сооружении, бывшем средоточием духовной жизни еврейского народа, напоминает лишь сохранившаяся часть западной стены, окружавшей Храмовую гору Мориа, на вершине которой стоял Иерусалимский храм. Эта часть стены, сложенная из огромных каменных монолитов, имеет длину 156 метров. Она называется Стеной Плача (или Западной Стеной) и является национальной святыней еврейского народа.