Афон: сокровенная жизнь. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии

  • 29.09.2019

Греция – страна, сохранившая культурное богатство античного мира. Каждый уголок в этих краях связан с событиями мировой истории. Особым ореолом тайны окружена святая гора Афон – монашеская обитель для тысяч истинно верующих христиан и место паломничества для миллионов последователей религии. Намоленная, чудотворная и неимоверно красивая от природы земля привлекает к себе туристов со всего света.

Первыми обосновались на острове Афон в Греции фракийцы. Это произошло за 1000 лет до Рождества Христова. Благоприятные природные условия позволили им вести уединенный образ жизни.

По фракийской легенде, свое название остров получил в честь мифического гиганта Афона. В схватке с Посейдоном титан схватил скалу и бросил ее во врага. Однако, Афон промахнулся и скала вонзилась в землю. Так появилась будущая «Святая греческая гора».

Пятью веками позже на полуостров заселяются первые греки, принося с собой зачатки греческой культуры. В 7 веке нашей эры (691-692 гг.) эта земля превращается в исключительно монашескую обитель, а в 1144 году ей официально присваивается звание «Святая гора Афон».

Этим событиям предшествовало появление легенды, повествующей о путешествии Девы Марии и апостола Иоанна Богослова, которое состоялось в 49 году. К землям греческого острова Афон их корабль прибило в результате мощной бури. Выйдя на берег, Богородица была настолько поражена красотой и атмосферой места, что Бог отдал эту землю под ее покровительство. С тех пор нередко вместо официального названия из уст монахов и паломников доносятся фразы «Удел Богородицы» или «Сад Богородицы».

Географическое и политическое положение острова

Взглянув на карту, вы заметите, что по-особому выглядят и географические контуры Афона. Он является составной частью полуострова Халкидики , очень похожего по своим очертаниям на кисть руки с тремя пальцами. Восточный «палец», омываемый Эгейским морем и заливом Сингитикос, – это и есть афонский полуостров.

Примечательно, что православная гора Афон в Греции послужила поводом для получения абсолютного суверенитета. Юридически, эта территория независима от греческих властей и находится на самоуправляемом положении. Таким образом, Афон – это полноценное монашеское государство, подчиняющееся исключительно церковным властям, а конкретно, Константинопольскому патриархату.

Климат и природа в окрестностях горы Афон

Как и все Средиземноморье, Афон отличается комфортным субтропическим климатом. Здесь очень долгое лето и не морозная зима. Для паломников самым лучшим сезоном станет осень: летняя жара спадет, а прохладная дождливая пора зимы еще не начнется.

Остров утопает в густых лесах. Здесь сохранились многие редкие виды растительности, не тронутые влиянием животных. Монахи обеспечивают свои потребности самостоятельно, поэтому глаз порадуют обширные фруктовые сады, оливковые плантации и виноградники. А питьевая вода добывается из чистейших высокогорных источников.

Монастыри Афона

Вся территория полуострова поделена на области, принадлежащие монастырям. На Афоне 20 монастырей , и согласно принятому уставу образование новых поселений строго запрещено.

Монашеская республика находится на самоуправлении, и каждый год выбираются верховные представители от 4 монастырей (Священная эпистасия). Таким образом, образованы 5 монастырских групп:

  1. Великая Лавра, Эсфигмен, Ксенофонт, Дохиар.
  2. Каракалл, Ватопед, Кутлумуш, Ставроникита.
  3. Иверский , Симонопетра, Филофей, Пантократор.
  4. Святого Павла, Хиландар, Григориат, Ксиропотам.
  5. Констамонит, Святого Пантелеймона, Дионисиат, Зограф.

Статус монастыря не только обеспечивает участие во власти, но и дает права на владение территорией.

Среди греческих монастырей на Афоне к числу старейших относится Великая Лавра, основанная Святым Афанасием в 963 году. На ее территории расположен монастырь с древними фресками и множество христианских реликвий. Среди них чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса», крест и жезл Святого Афанасия, мощи святых и части древа Креста Господня.

Кроме монастырей на афонской горе насчитывается 12 скитов. Эти монашеские поселения не обладают никакими правами и зависят от монастыря, которому принадлежит данная территория. Всего на острове проживает 1 500 монахов.

Святые Афона

Имеет Святая гора Греции и своих героев. В списке почитаемых святых, достойно прошедших тяготы земной жизни, много имен. Монахи с упоением несли свою веру и готовы были принять любые муки. Яркий пример такого поступка – история Преподобного Агапия.

Он был послушником старца из кельи Святой Троицы. Однажды Агапий спустился к морю, но в этот момент к берегу пристали пираты. Они схватили монаха и увезли в Магнисию, где продали его в рабство мусульманину. 12 лет Агапий жил в тяжелом труде и постоянных молитвах о спасении.

Богородица услышала его просьбы и явилась. Она расковала цепи, отворила двери и наказала монаху бежать на Афон. Агапий выполнил повеление и возвратился к старцу. Однако, тот не принял его. «Ты обманул хозяина, но не обманешь Бога. В час суда придется ответить тебе за те сребреники, что потратил он на твою покупку. Возвратись к хозяину и служи ему, а как благословит его Господь – он тебя отпустит. Так найдешь свое спасение » – таковы были слова мудрого старца.

Агапий подчинился наказу. Мусульманин удивился возврату беглеца. Добродетель и неистовая вера монаха поразили хозяина, да так, что взяв своих сыновей, отправился он с ними и бывшим рабом на остров Афон. Они приняли православную веру и до конца дней жили в смирении и добродетели.

Святая гора Афон и русские паломники

Первые записи о путешествии русских на Афон относятся к временам Крещения Руси, когда остров посетил преподобный Антоний Печерский. Он прожил здесь долгое время, а затем с миссионерскими целями выехал в Киев, где основал первый центр монашества – Печерский монастырь.

Еще в 1016 г. на афонских землях был основан русский монастырь, но точных данных о нем не сохранилось. В 12 веке русское монашество получило на Афоне обитель Руссик, которая развивалась на протяжении всего Средневековья. Хотя порой монахам приходилось довольно трудно, и обитель приходила в полный упадок.

На сегодняшний день центром русского православия на Афоне является монастырь Святого Пантелеимона. Иногда его называют: «Россикон» или «Новый Руссик». Также русскими заселены скит Пророка Ильи и скит Святого Андрея.

Женщины на горе Афон

Женщинам и детям до 12 лет строго запрещено посещать афонскую обитель монахов. Табу нарушалось в крайнем случае: когда жизнь женщин и детей подвергалась опасности, они могли укрыться в церкви. Сегодня за проникновение на Афон женщинам грозит до года лишения свободы.

Дамы могут любоваться видами острова с расстояния в 500 метров. Для этого организованы специальные морские круизы. С комфортабельного парохода, не спеша курсирующего вдоль побережья, можно рассмотреть живописные ландшафты, древние монастыри и Священную гору.

Виза на Афон

Мужчинам на православную гору в Греции можно попасть после получения специального разрешения, которое называется Диамонитирион.

Подать прошение на въезд необходимо за месяц до посещения. Для этого следует сообщить в Паломническое бюро дату заезда и переслать копию первой страницы загранпаспорта. Запрос подается бесплатно, но выданное разрешение необходимо будет оплатить непосредственно при получении его в городе Уранополис (стоимость 25 евро).

Виза дает право находиться на территории полуострова в течение 4 дней и ночевать в любом из монастырей. При желании, в Карее можно продлить срок действия разрешения. Ночлеги в монастыре бесплатные, но лучше отблагодарить монахов за гостеприимство покупкой их сувенирной продукции.

Процедуру прошения можно упростить, т.к. оформление диамонитириона предлагают многие турагенства. Правда, такая услуга стоит более 100 евро.

Как добраться?

Священная гора Афон в Греции находится на закрытой от мирян части полуострова, поэтому путь к ней непрост.

Для начала необходимо прибыть на полуостров Халкидики. Вы можете прилететь в аэропорт Салоники или доехать сюда из другого города Греции на автобусе, поезде или такси. Правда, такое путешествие не обойдется без многочисленных пересадок.

Попасть с Халкидики на Афон можно только через морской порт Дафни. Путь к этой бухте лежит через городок Уранополис. С автовокзала в Салониках до Уранополиса курсируют рейсовые автобусы. Цена билета в один конец составит 12,5 евро. Поездка займет от 2,5 до 3 часов. Решив заказать такси, вы сократите затраченное время в 2 раза, но заплатите за поездку 120-140 евро.

Прибыть в Уранополис необходимо рано утром. В этом городе вам предстоит получить разрешение на посещение Афона, и успеть сесть на паром или катер до Дафни. Поэтому лучше выезжать утренними автобусами, отправляющимися из Салоников на 5.30 и 6.15. Выдача разрешений начинается с 7.30 утра, а паром отправляется в 9.45. Учитывайте, что без полученного разрешения на борт вас никто не допустит.

Переправа на пароме обойдется в 8 евро и займет 2 часа времени. Наряду с ним, до Афона, где находится святая гора, курсируют катера частных извозчиков. Они доставят вас до места всего за 20-30 минут и возьмут за это 10-12 евро. Но билет на быстроходный катер необходимо заказывать заранее.

Подробная карта полуострова Афон

Первое понятие о том, как выглядит Афон, дает карта Греции и полуострова Халкидики. Давайте теперь рассмотрим подробную схему, на которой указаны все дороги и монастыри на территории Афона.

Первым делом мы прибываем в порт Дафни – морские ворота Афона на карте Греции. На схеме они обозначены красной точкой. Обратите внимание на еще один крупный красный круг. Это Карея – административный центр монашеского государства. Здесь есть магазины, почта, кафе и другие блага новой цивилизации. Это единственное место, о котором можно говорить как о городе, где находится святая гора Афон. Все остальное, что вы увидите – это монастыри, скиты и кельи, где позволено отдохнуть от долгого пешего пути.

Если вы хотите подняться на вершину горы, то обратите внимание на южную окраину острова. Место, где находится святая гора, отмечено красным треугольником, а рядом мы видим указатель высоты Афона и обозначение кельи Панагиа.

Собственно, весь полуостров представляет собой соседство крупных монастырей и мелких скитов. В некоторые из них вы можете попасть прямо с парома, причаливающего к их пристаням. До иных можно дойти только пешком. Но что такое Афон Греции? Это и есть постоянный поиск пути.

Мистические места на Святой горе

Как и любая территория, православная гора Афон в Греции имеет свои тайны и загадки.

Так, в высокогорной местности находится скала Идолио. На заре заселения острова здесь располагалось крупное языческое капище. Проход на эту вершину строго запрещен, хотя к нему и ведет кем-то протоптанная тропинка. Вдоль нее установлены многочисленные кресты, защищающие православную землю от проникновения злых духов.

Также местные стараются обходить стороной скит Могул, который некогда был расположен чуть выше Великой Лавры. Сегодня здесь скалистая плита, под наклоном устремленная в море.

По легенде, ранее под ней был расположен скит, освященный в честь Василия Великого. Среди его монахов начались сильные раздоры, и вдруг они услышали сильнейший грохот камнепада. В этот момент огромная скала, возвышавшаяся на 500 метров выше их обители, с грохотом рухнула вниз и смела все следы погрязшего в раздорах скита. Осталась лишь пустынная плита, где и до сей поры слышен грохот камнепадов.

Пляжи и курорты в Афоне

Если вы планируете пляжный отдых, то он будет доступен только в Уранополисе или Неа-Рода. В православной части острова категорически запрещено:

  • носить яркую одежду;
  • оголять ноги и плечи;
  • купаться и загорать;
  • сквернословить;
  • проводить видеосъемку.

Кроме того, следует соблюдать заведенный у монахов распорядок дня.

На курортах же вы найдете как комфортабельные пляжи, так и привлекательные дикие территории, к которым вас доставит такси.

Отели

На территории священной горы кроме монастырей вы другого жилья не встретите. А вот в курортной части, в Уранополисе или Неа-Дора, можно легко найти недорогой и комфортабельный отель на Афоне. В списке лучших обычно отмечают:

  • Eagles Palace;
  • Xenia Ouranopolis;
  • Alexandros Palace Hotel;
  • Hotel AKTI Ouranopoli Beach Resort .

Путешествие на Афон восхитит не только поразительной красотой природы, но и умиротворенной атмосферой православной земли, которая оставляет в душе каждого свои неповторимые и непередаваемые впечатления.

Вконтакте

Одноклассники


Место в иерархической лестнице Афона определяется не богатством и размером монастыря, а его влиятельностью и временем основания. Из 20 монастырей - 17 греческих, один русский (Св. Пантелеимон), один сербский (Хиландар) и один болгарский (Зограф).

Аналогично размерам и численности монашеского братства монастырей, вся территория Святой Горы разделена на 20 районов. Монастырям принадлежат и все строения Афона, кроме поселка Карьес - центра управления Святой Горой.

Афонские монастыри имеют статус «патриарших ставропигальных». Это означает, что они являются самоуправляющимися и не подчиняются никакой другой церковной инстанции, кроме Вселенской Патриархии. Ставропигальные монастыри обязаны возносить имя Патриарха на богослужении, признавать за ним право утверждения игумена и других монастырских властей, судебно-дисциплинарную власть; платить Патриархии ежегодно определенные взносы и давать отчет в экономических делах.

КАРЕЯ - СТОЛИЦА АФОНА

Монашеский городок Карея - место заседания Священного Кинота, находится в центре Афона и является его столицей. Здесь построены подворья (конаки) девятнадцати монастырей, в которых живут антипросопы и епистаты, заседающие в Киноте. Только один монастырь - Кутлумуш, ввиду непосредственной близости от Кареи, не имеет своего подворья.

Помимо подворий в Карее имеются кельи, зависящие от монастырей и населенные монахами-собственниками. Монахи занимаются ремеслами и изготавливают для продажи различные предметы.

В начале XX века число келий в Карее достигало 120, а население - 700 человек. Здесь располагается и турецкий каймакам (управляющий), с подведомственной ему полицией. В настоящее время в Карее имеются 82 кельи, в которых проживают греки, русские, болгары, сербы и румыны.

Соборный храм Кареи - Успения Богоматери - расписан в XIV веке знаменитым иконописцем македонской школы живописи Мануилом Панселином. Он украшен также потрясающими иконами XVI века, выполненными представителями критской школы иконописи.

СВЯТО-АНДРЕЕВСКИЙ СКИТ

В живописной местности в районе Кареи, где сегодня возвышается Скит Святого Андрея, уже в первые годы существования святогорского монашества появились иноческие обители.

Так, в келье, расположенной немного выше Скита, духовный родоначальник всех святогорцев преподобный Афанасий положил начало своей афонской монашеской жизни, а на месте его существовала упоминаемая с Х века обитель (монидрия) «Ксистры» или «Ксесту».

Известная история этого места начинается с прибытием в конце ХVII века ктитора, святого Афанасия Пателария.

Святитель Афанасий III патриарх Константинопольский рано ушел с патриаршего престола из-за волнений и бедствий того периода. Находясь в сане митрополита Солунского и часто посещая Святую Гору он приобрел здесь древнюю монидрию и построил на ее месте келью с храмом в честь святого Антония, надеясь провести в ней остаток своей жизни. Однако окончить земной путь ему суждено было в России. Он скончался в Лубенском Преображенском монастыре в 1654 году. Он был погребен в сидячем положении, и его святые мощи были обретены в неизменном виде. С тех пор, прославленный в лике Святых, он известен в России как Святой Афанасий Лубенский Сидячий, патриарх Константинопольский. В настоящее время его мощи находятся в г. Харькове.

С того времени келья, и впоследствии воздвигнутый Скит, торжественно празднует память преподобного Антония Великого (17 января по старому стилю). Престольный праздник в честь Святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября по старому стилю) добавился позже.

В 1768 году другой бывший Вселенский патриарх Серафим II разрушил келью и построил на ее месте новую в честь Святого Антония и Святого Андрея. Эта келья была прозвана «Серай», что означает по-турецки «дворец», так как в то время она была самой большой и красивой в Карее. Это наименование сохранилось затем и за Скитом. От кельи остался сегодня только храм, расположенный напротив Андреевского собора.

В 1841 году эту келью приобрели два русских монаха - старцы Виссарион и Варсанофий - от монастыря Ватопеда, которому она принадлежала (и до сих пор подчиняется Скит). В 1849 году по их ходатайству, согласно грамоте патриарха Константинопольского Анфима VI, келья была преобразована в общежительный Скит, первым дикеем (настоятелем) которого стал иеромонах Виссарион.

С этого момента началось быстрое увеличение численности братии и постройка новых зданий. В центре новосозданного Скита был воздвигнут величественный Соборный храм в честь Святого Андрея (заложен в 1867 и освящен в 1900 году), где хранится лобная кость Апостола.

Период расцвета продолжался недолго. Первая Мировая война и революция в России привели к тяжелым последствиям. Было прервано сообщение Скита с Россией; из Советского Союза приход новых послушников был невозможен. Количество братии быстро уменьшалось. В 1958 году пожар разрушил западную часть зданий Скита. В 1971 году умер последний монах старой братии отец Сампсон.

В 1992 году в Скиту поселилась грекоязычная братия, и в 2001 году прибавились новые монахи.

В настоящее время дикеем Скита является проигумен Ефрем.

ПРИЕМ В МОНАШЕСКОЕ БРАТСТВО АФОНА

В монашество может быть пострижен всякий православный христианин, достигший совершеннолетия. Желающий постричься в монахи подвергается более или менее продолжительному испытанию (от одного года до трех), во время которого его называют докимосом (послушником). После пострижения он передается старцу для нравственного руководства в подвижнической жизни и всецело подчиняется воле своего наставника и руководителя. По степени нравственного совершенства монахи делятся на рясофоров, манатейников и схимников.

ЦЕРЕМОНИЯ ПОСТРИЖЕНИЯ

Как правило, для пострижения выбирается одна из суббот Великого поста. Церемония пострижения совершается перед рассветом, сразу после окончания службы. В это время хор начинает петь псалом, предшествующий пострижению, а типикарь сопровождает послушника из соседней часовни в Соборный храм монастыря.

Послушник во время обряда одет во фланель, длинные штаны и носки, причем вся одежда из белой шерсти. Голова его не покрыта. В таком виде он подходит к алтарю для того, чтобы заявить, что его единственным желанием является «облачение во Христа». Перед этим типикарь выводит послушника в центр храма для совершения коленопреклонения.

Затем подводит его к большим иконам аналоя и иконостаса, которые он должен поцеловать. В конце послушника передают игумену, которому он должен преклониться и поцеловать руку. Игумен держит в руках свечу и ведет его в Царские Врата, где должен происходить обряд. Там, в абсолютной тишине, послушнику задают многочисленные вопросы, ответы на которые должны убедить всех присутствующих в степени его готовности к вступлению в новую жизнь. Задаваемые вопросы касаются триптиха монашеской жизни: отказа от земельной собственности, послушания и девственности.

По окончании этого своеобразного диалога начинают читать Катехизис, в общих чертах повествующий о неземной жизни монаха. Послушнику напоминают, что ему придется отказаться от личной свободы, от любимых людей, от вещей и привычек. «Как монах, ты останешься голодным и жаждущим, нагим и отверженным; многие будут ругать и издеваться над тобой. Однако претерпев все эти лишения и трудности радуйся, тебя ждет великая слава на небесах».

Чтение Катехизиса заканчивается вопросом к послушнику о том, осознает ли он всю ответственность предпринимаемого шага. После положительного ответа начинается чтение трех благословений.

В первом благословении священнослужитель желает, чтобы Бог стал для послушника «неприступной стеной, камнем терпения, поводом для мольбы, источником решимости и соратником в мужестве».

После первого благословения происходит чтение второго. Оно обращено к Святой Троице: «... Господи Всевышний, не оставь без внимания своего покорного слугу (... такого-то)». В этот момент восприемник дает послушнику новое имя, монашеское.

Последнее благословение произносится тогда, когда пострижение находится в апогее своей святости. Оно обращено к восприемному Отцу с просьбой оказать покровительство новопостриженному. В конце благословения потрясенный торжеством обряда монах слушает: «Сам Христос невидимо присутствует здесь. Видишь, что никто не принуждает тебя принять эту схиму? Видишь, что ты добровольно хочешь обручения с великой ангельской схимой?»

В заключение осуществляется непосредственно сам обряд пострижения. Священнослужитель протягивает монаху ножницы, лежащие на Священном Евангелии. Ножницы должны три раза перейти из рук монаха в руки восприемника, а от него - к священнослужителю. Неторопливый ритм этого действия подчеркивает свободное волеизъявление монаха, а также контролирует устойчивость его чувств перед монашеской схимой. Взяв в руки в третий раз ножницы, священнослужитель стрижет монаха крестообразно, состригая символически несколько волосинок с его головы.

В этот момент хор поет «Господи помилуй» и монаха облачают в совершенно новое, сшитое для этой церемонии, одеяние. Затем произносятся еще два благословения, напоминающее монаху о его великом призвании.

Обряд заканчивается передачей новопостриженному лампады, креста и четок, а также благословением и объятиями со стороны монашеского братства. Послушник вступает в новую жизнь, монашескую.

СЛУЖБА

Знак к началу службы, с точки зрения мирянина, подается весьма любопытным образом. Искусный экклисиарх (заведующий монастырским храмом), сначала на ручном биле выбивает трель, обычно называемую «током», при этом трижды обходит соборный храм. Затем на колокольне попеременно ударяет в «древа тяжкая», в «била железная» и «клепала»; заканчивает все это трезвоном на колоколах. Все монахи должны по этому призыву явиться в церковь.

За ходом богослужения наблюдают игумен и типикарь. Службы в монастырях длинны, особенно, под воскресенье и праздничные дни. «Бдения», как их называют, длятся около 12-14 часов. Каждый из монахов в храме занимает стасидию, своеобразное стоячее кресло, и опершись локтями на подлокотники слушает службу.

Самое сложное во время всенощных бдений - это борьба со сном и усталостью. ПО правилам многих монастырей экклисиарху полагается во время ночных служб обходить монахов и будить задремавших, трогая за плечо.

МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ И РАСПОРЯДОК ДНЯ

Жизнь монахов на Афоне всецело посвящена православной церкви и проходит, главным образом, в молитвах и служении Богу.

Время на Афоне определяется по византийским часам, которые работают по-разному в определенное время года. Отсчет начинается с заката солнца, в это время башенную стрелку ставят на полночь. В дальнейшем вся система меняется, приспосабливаясь к закату солнца. В мае разница с европейским временем составляет около 5 часов. Только в Ивере жизнь монастыря строится по халдейской системе отсчета времени - с восхода солнца.

Русский писатель Борис Зайцев, побывавший на Афоне в конце 20-х годов нынешнего столетия, описал будний день Пантелеимоновского монастыря следующим образом: «... Утреня в Пантелеимоновском монастыре начинается в шесть утра - в час ночи по нашему. Она продолжается 4-4,5 часа. За ней (здесь и далее считаю по-европейски) идет литургия - до 6 часов, следовательно, почти вся ночь уходит на богослужение - характерная черта Афона. До семи полагается отдых. С семи до девяти - „послушания“, почти для всех, даже глубокие старики выходят на работу, если мало-мальски здоровы (в лес, на виноградники, огороды...). В девять утра - трапеза. Затем до часу - вновь послушания. В час - чай и отдых до трех. Послушания - до шести вечера. От половины пятого до половины шестого в церквах служат вечерни. Монахов на этих службах (дневных) бывает мало - большинство на работе... В шесть вечера - вторая трапеза, если это не постный день... Вслед за второй трапезой звонят к повечерию, оно продолжается от семи до восьми. Далее идет „келейное правило“, т. е. молитва с поклонами в келии. После каждой краткой молитвы монах передвигает четку на один шарик и делает поясной поклон. На одиннадцатом, большом шарике, кладет земной поклон. Таким образом рясофорный монах (низшая ступень пострижения) делает ежедневно шестьсот поясных поклонов, манатейный около тысячи, схимник до полутора тысяч (не считая соответствующих земных). На монашеском языке это называется „тянуть канончик“. Рясофор тянет его часа полтора, схимник - до трех, трех с половиной. Значит, рясофор освобождается около десяти, остальные - около одиннадцати. Время до часу, когда начнется утреня, и есть основной сон монаха (два-три часа). Сюда добавляется еще нередко один утренний час и, быть может, час среди дня после чая. Так как у каждого монаха есть еще свои дела, отнимающие время, то надо считать, что спят монах не более четырех часов, а то и менее...»

Свидетельство русского писателя начала XX века отражает реальную жизнь монашеской общины и сегодня. На протяжении ее тысячелетней истории она претерпела незначительные изменения.

ПИЩА МОНАХОВ

Пища афонских монахов чрезвычайно бедна и не отличается большим разнообразием. Обычно это хлеб, растительное масло, вино (уставом не запрещается), маслины, бобы и овощи. Рыба появляется на монашеских столах только в дни праздников, а мясо запрещено монастырским уставом.

Монахи принимают пищу в большой трапезной, обычно в афонских монастырях узкой и длинной, украшенной живописью. Прием пищи является последним актом литургии и ее неотъемлемой частью. В глубине трапезной находится место для игумена. Рядом с длинным столом находится кафедра, которую занимает назначаемый по очереди чтец. Все кушанья подаются одновременно, все, что стоит на столах, освящается, так как неосвященного никто не ест. Начинают есть монахи после соответствующего знака игумена и по его жесту заканчивают. Характерно, что стол игумена совершенно тот же, что и стол последнего рясофора - в пище все монахи равны.

Первым из-за стола выходит игумен, за ним - молча все остальные. У дверей находятся чтец, повар и трапезарь. Они, низко кланяясь, просят прощения, если что было не так.

Наконец, отметим, что во вторник, четверг, субботу и воскресенье монахи принимают пищу дважды: утром, после литургии, и вечером. В остальные дни (понедельник, среду и пятницу) один раз, но не по окончании утренней литургии, а в обед.

Афон производит неизгладимое впечатление, и первое - ты попадаешь в иной мир, живущий без суеты, в другом измерении времени и пространства, но и тесно связанный с современностью. Это часть Византии, дошедшая из древности со всеми традициями и главным ее богатством - людьми.

Афон производит неизгладимое впечатление, и первое — ты попадаешь в иной мир, живущий без суеты, в другом измерении времени и пространства, но и тесно связанный с современностью. Это часть Византии, дошедшая из древности со всеми традициями и главным ее богатством — людьми.

Монахи

"Ты где будешь публиковать? В сети? Тогда монахов не фотографировать! Только если издалека, чтобы лица не были видны. Они не хотят публичности", — отвечает на просьбу разрешить написать репортаж о Ватопедском монастыре монах Арсений. Он замещает игумена монастыря архимандрита Ефрема на время его отъезда.

Ватопедский монастырь — один из самых известных в России благодаря христианской святыне, поясу Богородицы, принесение которого в Россию в 2011 году организовал архимандрит Ефрем. В монастырь поклониться поясу приходят десятки паломников, а монахи могут вынести пояс и отдельным паломникам, если они зашли в Ватопед по пути в другой монастырь.

День монаха полностью расписан, время в праздности никто не проводит. Отводится время на отдых. При аскетическом характере жизни, монахи хорошо знают о происходящих за воротами монастыря и за пределами Афона событиях, имеют и не скрывают свое мнение об "актуальных событиях современности".

Хотя греческие священнослужители и говорят, что их дело лишь молиться и молить, они оказывают огромное влияние на политику. От священников доставалось всем политикам, если их действия расходились с религиозными традициями.


Визиты высоких гостей не вносят суету в монастырский уклад, хотя к приезду президента России Владимира Путина и предстоятеля Русской православной церкви патриарха Кирилла подготовка, конечно же, идет. В Ватопеде визитом политического и духовного руководителей крупнейшей православной страны в центр православного монашества интересуются: "Когда приедут? Какая программа? Когда на Афон прибудет?"

Новые технологии

За сотни лет в Ватопеде, как и в других монастырях, сложился свой размеренный уклад жизни, но при этом видно и влияние современности. Здесь есть своя пожарная часть и полиция — "мало ли что произойдет". Монахи, при необходимости, переговариваются по рации "уоки-токи". У многих есть современные средства связи — мобильные телефоны, смартфоны, интернет, электронная почта.


"Главное ведь — как их использовать. Главное, чтобы не во вред. У нас есть ограничения — нельзя использовать мобильные телефоны в церкви, на трапезе", — рассказал один из монахов. Так что есть часы, когда монах не ответит на звонок.

Трапезная

Современные средства связи уживаются с тысячелетними мраморными столами в трапезной. По преданию, мраморные столы были вывезены из Студийского монастыря в Константинополе после падения столицы Византийской империи и захвата ее турками. Формой столы напоминают иконы — полукруглые с одной стороны и ровные с другой.


Росписи на стенах были сделаны в конце XVIII века — "1786 года 24 декабря", как гласит одна из надписей.

В монастыре во время Великого поста лишь одна трапеза в день, в другое время их обычно две — после утренней и после вечерней молитвы. Разговаривать и шуметь за столом запрещено, пищу принимают под молитву, а после ее завершения к еде уже не притрагиваются.

Мяса в монастырском меню не бывает, но рыба, если это не дни поста, не запрещена. На столе обязательно стоят вода, яблочный уксус и монастырское вино — в умеренном количестве его пить не возбраняется. Из еды подают хлеб, картофель, рис, лук, брынзу, сезонные овощи и фрукты — огурцы, апельсины, киви, мушмулу, по праздникам — пироги и десерт. Хотя все без излишеств, голодными монахи и паломники, которые едят вместе с монахами, не остаются.

Паломники помогают монахам и накрывать столы, и убирать после трапезы.

Паломники


Ежедневно монастырь посещают десятки паломников. Многие приезжают на Афон не по одному разу — слишком сильное впечатление он производит. Приехавших ведут в трапезную, чтобы с дороги они не остались голодными.

Монахи показывают паломникам монастырь, рассказывают его историю. Среди паломников много греков, румын, молдаван и русских. Хотя монастырь и греческий, в нем есть и русские монахи, и румынские.

Расселяют паломников по кельям, которые мало чем отличаются от обычной недорогой гостиницы.

Библиотека

В монастыре хранится более полутора тысяч рукописей, несколько тысяч старых книг. Среди особо известных рукописей — "География" Клавдия Птолемея XI века. Посетителям показывают ее факсимильное издание, как и книги императора Иоанна VI Кантакузина.

Работать в библиотеке могут не все монахи — требуется специальное разрешение руководства монастыря, чтобы тебя допустили к книгам и рукописям. Многие книги XI-XIII века трудно читать. "С каллиграфией тогда были проблемы, это потом стали уделять этому внимание и лучше писать. Приходится учиться читать эти рукописи", — рассказывает монах, отвечающий за библиотеку и музей монастыря.


Здесь же хранится и архив монастыря — записи о жизни монастыря с начала его основания. Возможно, что будет издана большая история Ватопедского монастыря, говорит монах из издательского отдела. По его словам, в начале 20-го века история была подготовлена одним из монахов к печати, но исполнить задуманное тогда не удалось.

Издательский отдел сейчас публикует собрание сочинений Максима Грека. Его рукописи, хранящиеся в российских архивах, переводят со старославянского на греческий. "Не все работы Максима Грека изданы в России. Мы нашли некоторые неизвестные произведения. Они будут переведены со старославянского на русский язык и впервые будут изданы на русском языке", — рассказал собеседник агентства.

О Ватопедском монастыре пишут много. "Но иногда такое читаешь, что не знаешь, откуда что взялось", — говорит он.

Школа

На Афоне есть и школа — Афониада. Основана она была по инициативе Ватопедского монастыря, и расположена в Андреевском ските.

Официальное ее название — Афонская богословская академия, но учатся в ней мальчики после 6-го класса. Сейчас в школе учатся около 50 ребят, причем не только из Греции и Кипра, но и из других стран. Есть и несколько ребят из России. Сейчас у них уже начались каникулы, и большинство школьников разъехались по домам.

Все занятия идут на греческом языке. Помимо "обычных" школьных предметов, здесь преподают богословие, византийскую музыку, иконопись; есть и спортивные занятия — ребята играют в волейбол, баскетбол, рассказал один из учеников.

"У нас половина школьников мечтает стать монахами", — добавил он.

Одна вера

В Салоники я возвращался вместе с итальянцем Михалисом. На Афон он приехал принять крещение в православие, и в монастыре пробыл неделю. При крещении ему и дали имя Михалис.

"Сейчас осталась одна религия — православие", — сказал Михалис. По его словам, на Афон он еще обязательно вернется.


Сутки на Святой Горе определяются по византийским часам, которые меняются в зависимости от времени года, так что ноль часов приходится на закат солнца. Только Иверский монастырь придерживается несколько отличной системы, отсчитывая часы от восхода солнца (халдейская система).

Полные сутки разделяются в монастырях на три восьмичасья, каждое из которых отводится молитве, работе и отдыху.

Молитва

«…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

Монашеская молитва бывает общей и личной. Общую молитву монахи возносят все вместе во время различных служб в главном храме и часовнях. Наиболее известными общими молитвами являются вечерня, повечерие, полунощная, заутреня и божественная литургия, продолжительность которых увеличивается во время разных праздников и особенно всенощных. Почти все службы происходят ночью, когда миряне отдыхают или развлекаются.

Афонские монахи особо почитают Богородицу, которая, как было сказано выше, считается единственной владычицей Святой Горы. Основу личной молитвы составляет краткая (монологическая) мольба: «Господи Иисусе Христе. помилуй меня» . Неоднократно используются при этом и четки.

Работа

В монастырях монахи, число которых в настоящее время достигает около 1700, занимаются разного рода работами, которые возлагают на них проистамены. Таковыми являются забота об отправлении культа и сохранности регалий, обслуживание братьев и паломников и т.п. Следует отметить, что довольно ограниченное число монахов в большинстве святогорских монастырей непропорционально значительному числу работ, и зачастую один монах вынужден выполнять две, а то и более таковых. Поэтому многие монастыри вынуждены принимать на работу, главным образом за пределами монастыря, мирян.

Укажем некоторые из монашеских служб:

Привратник проживает в специальной комнате внутри больших монастырских ворот. Он тщательно проверяет разрешение на пребывание в монастыре различных посетителей и отводит их в архонтарик (гостевые покои).

Архонтарь предоставляет паломникам еду и заботится об их ночлеге. Иногда ему помогает еще один монах – параархонтарь .

Звонарь ударяет в било или звонит в колокол, оповещая о церковных службах и праздниках.

Церковник (причетник) ответствен за подготовку храма к службе.

Трапезная

Виматарь хранит святые мощи в Святом Алтаре и извлекает их для паломников, желающих поклониться им.

Типикарь прислуживает при обрядах в храме и указывает певчим тропари и отрывки из Святого Писания.

Чтец читает отрывки из Святого Писания в храме и за общей трапезой.

Трапезник несет ответственность за трапезу и подготовку к ней.

Повар готовит еду на монастырской кухне. Пекарь печет хлеб в печи.

Дохиар заведует закромами.

Брат милосердия ухаживает в больнице за больными монахами.

Ловля рыбы

Гироком ухаживает за стариками, которые больше не могут работать и передвигаться без посторонней помощи. Больница и приют для престарелых находятся в одном здании.

Библиотекарь хранит ключи от библиотеки, за которую несет ответственность.

Ризничий избирается для ризницы, в которой в основном и хранятся

монастырские сокровища. Обычно в монастырях есть по нескольку ризничих, каждый из которых имеет свой особый ключ.

Синодикарь несет ответственность за синодикон, в котором собираются на заседания проистамены монастырей.

Просмонарь заботится о чудотворной иконе Богородицы и ее часовне, поет молитвы и принимает подношения от паломников.

Ворданарь заботится о конюшне и скотном дворе.

Арсанарь постоянно проживает на пристани (арсане) или приходит туда в случае той или иной надобности и получения заказов для монастыря.

Питание

Монастырская трапеза

Питание афонских монахов в целом очень скромное и ограничено в основном хлебом, растительным маслом, вином, маслинами, бобовыми и овощами. Отшельникам, обитающим в Пустыне, приносят или оставляют еду прохожие обычно сухой хлеб и маслины.

В афонских монастырях сохранился старинный обычай оказывать всем приходящим сюда гостеприимство. Многие паломники и рабочие, особенно в летние месяцы, получают на Афоне кров и еду бесплатно.

В этой статье мы расскажем об одном из самых удивительных и красивых мест на земном шаре. Знаете ли вы, в какой стране гора Афон находится? Чем она знаменита? Кто ее населяет? На эти и многие другие вопросы мы постараемся сейчас ответить.

Расположение

А теперь посмотрим, где находится гора Афон на карте. На северном побережье Эгейского моря, в Греции, расположен полуостров необычной формы, напоминающий кисть руки с тремя пальцами. Это Халкидики. Его самый восточный «палец», который протянулся более чем на шестьдесят километров, - это Афон. С востока его омывают воды глубоководного залива Иерису. На западе несет свои темно-синие воды залив Сингитикос. На севере находится перешеек Ксеркса, а рядом - знаменитый городок Уранополис. Через него проезжают паломники, которых интересует гора Афон (Греция). Ее высота - 2033 метра.

Как добраться?

Она расположена таким образом, что добраться до нее можно только по морю, купив билет на судно, следующее в бухту Дафнии, где расположен порт. Отсюда по шоссе следует доехать до Кареи (это административный центр монашеской республики). Поскольку штормы здесь происходят довольно часто, паломники, знающие, где находится Афон (гора),чаще выбирают более короткий путь сюда - через Уранополис. А теперь перейдем к самому интересному - истории этого места.

История горы Афон

С глубокой древности полуостров Афон населяли греческие племена. Через него проходили все основные морские пути, которые соединяли Грецию с Востоком.

Сохранились документальные подтверждения существования на полуострове небольших городов (появившихся за 1000 лет до Рождества Христа). В произведениях великих историков древности (Фукидида и Геродота) упоминаются названия некоторых из них, такие как Олофиксос, Фиссос, Клеонэ, Дион, Аполлониа, Акроафос. Точное местоположение этих поселений установить пока не удалось.

Когда на Афон прибыли первые подвижники, города, прежде находившиеся в расцвете (население составляло 10 000 человек), опустели.

Афон - святая гора

C момента зарождения монашества довольно часто братья селились в горах и благодаря подвижнической деятельности называли эти места святыми. Они были в Египте, Палестине, Малой Азии, Сирии. От большинства из них остались либо несколько обителей, в которых проживает немного иноков, либо развалины строений, которые свидетельствуют о былом величии этих мест.

Монашество на Афоне

Древнее церковное предание гласит, что на Афоне христианство начала проповедовать сама Матерь Божия, которая взяла это место под свое покровительство.

Сейчас сложно сказать, когда появились первые монахи на горе Афон. Исследователи считают, что в лесах полуострова от гонений укрывались первые христиане. Варварские набеги неприятелей, постоянные гонения уничтожили практически все документы, которые могли бы пролить свет на начальный этап жизни монашеской республики. Отчасти восполняют этот вакуум многочисленные предания. Естественно, они не могут служить серьезным доказательством для ученых. Тем не менее многие исследователи считают, что первые монахи святой горы (Афон был именно таким местом) появились во времена равноапостольного Константина.

Если верить преданию, Константин Великий задумал построить новую столицу Римской империи на Афонском полуострове. Уже полным ходом шла работа по составлению градостроительных планов, когда к императору пришел Марк - епископ этой местности. Он поведал Константину, что это место избрала сама Богородица. Благочестивый император отказался от своей затеи, кроме того, он построил на Афоне три великолепных храма в честь Богородицы возле поселений, на месте которых сегодня располагаются Ватопедский и Иверский монастыри, Карея. Позднее их разрушил Юлиан Отступник.

Константин отправил жителей Афона на полуостров Пелопоннес. Существует еще одна версия о том, что переселение провел позднее император Погонат.

«Женщинам вход запрещен!»

Это главный запрет, действующий в монашеской республике с 422 года. Именно в это время дочь императора Феодосия хотела войти в но ее остановил голос, доносившийся от иконы Божией Матери. С этого момента ни одна женщина не была на горе.

В VII веке, после завоевания Палестины, Сирии и Египта арабами-мусульманами, монахам пришлось покинуть эти земли. Большинство из них перебрались на Афон. Там же нашли приют и иноки, которых преследовали императоры-иконоборцы.

С IX века это место стало одним из основных монастырских центров Востока. Монахи горы Афон принимали активное участие в работе XVII В это время афонское монашество имело уже три формы существования - скитскую, киновийную (общежительную), отшельническую.

Вначале монахи жили рядом с мирянами, но к IX веку полуостров покинули последние земледельцы и пастухи. В 883 году император Василий I издал указ, в котором утвердил полуостров местом проживания только монахов. Необходимо отметить, что Афон (святая гора) живет по правилам, которые никогда не менялись, вплоть до нашего времени.

Преподобный Афанасий

Этот человек заложил основы монашества на Афоне. Святого Афанасия отличало не только благочестие, а также многочисленные добродетели, но и выдающиеся способности организатора. Великая лавра под его руководством стала образцовым монастырем, по его подобию позднее были организованы десятки обителей.

Юноши со всех концов мира, узнавая, где находится Афон (гора), отправлялись к преподобному Афанасию, желая получить духовное наставление. Сюда добирались и простолюдины, и представители знатных фамилий. На отпевание святого Афанасия пришло 2500 афонских иноков.

Золотой век Афона

Этот период относится к XIV веку. Святая гора начала приносить духовные плоды, ее слава распространилась по христианству во всем мире.

Афон стал центром исихастского возрождения. Это течение развивалось в двух направлениях: в отшельничестве и общежительном монашестве.

В это время появляются скиты Иоанна Предтечи и святой Анны.

Святая гора в XX веке

С 1910 по 1971 год на Афоне значительно сократилось число насельников - с десяти тысяч до тысячи двухсот человек, а их возраст в среднем достигал 55 лет. Многие исследователи считали, что приближается конец Афона, выдвигались проекты превращения этого святого места в огромный туристический центр с музейным комплексом. Старцам и подвижникам не удавалось найти молодых последователей, появилась угроза прекращения тысячелетней традиции, которая передавалась из поколения в поколение. Огромные скиты и монастыри обезлюдели и начали разрушаться.

Но неожиданно даже для оптимистов случилось непредвиденное - гора Афон начала возрождаться. Сегодня число монахов превышает 1800 человек.

Жизнь монашеской республики

Вдоль полуострова, где находится Афон (гора), на утесах построены двадцать древних монастырей, которые очень напоминают средневековые замки. Каждый паломник поражается их красотой и величием. Кроме того, на территории Афона находятся двенадцать скитов, большое количество келий, хижин и калив отшельников.

Устав монашеской республики запрещает основание Ее территория поделена на области. Каждая из них относится к одному из монастырей.

Это деление определяется не только имущественными привилегиями, а и правовыми обязательствами. Каждый год представители четырех монастырей составляют закон исполнительной власти Афона. Ежегодно они избирают представителя, входящего в состав верховного органа самоуправления (Священного Кинота) монашеской республики.

На святой горе в первозданном виде сохранились уставы общежительства и отшельничества. Паломничество по скитам и монастырям способно наполнить сердце светом и радостью.

Монастыри Афона

Сегодня на этой земле действует двадцать монастырей. Хотя устав не предполагает увеличение их количества, при необходимости разрешено создавать новые скиты и кельи.

Монастыри на Афоне отличаются иерархической системой, определяющейся не размерами храма или его богатством, а степенью влиятельности и временем основания.

Монастырь Великой лавры

Это самое древнее сооружение на Афоне. Его еще называют Лаврой святого Афанасия. Основание монастыря относят к 963 году. Его организовал святой Афанасий. Ценнейшей реликвией обители является древняя рукопись, в которой указаны имена первых монахов, а также рукописное, в золотом окладе, Евангелие, личный крест святого Афанасия.

Монастырь Ватопед

Эта обитель находится у моря. Из ее сокровищ следует отметить пояс с иконами Богородицы, чудотворными среди которых являются Елеоточивая, Ктиторская, Закланная. В библиотеке монастыря хранится около двух тысяч рукописей и более 35 тысяч документов.

Монастырь Зограф

Еще один древнейший монастырь Афона. Согласно преданию, его основали три болгарских брата, выходцы из царского рода. В 1873 году во дворе монастыря был установлен памятник на том месте, где встретили мучительную смерть 26 монахов, заживо сожженные латинянами в 1276 году.

Монастырь св. Павла

Нельзя не сказать несколько слов о монастыре св. Павла, который расположен на юго-востоке Афона. После турецких репрессий в начале XIX века насельники покинули обитель и вернулись в нее благодаря помощи русских царей. Монастырь возведен в X веке. Он сильно пострадал во время пожара 1902 года.

Монастырь св. Пантелеймона

Обитель имеет еще одно название - "Руссик". Он появился на Афоне в начале XI века, когда сюда пришли первые русские монахи. В XIX веке он насчитывал более 1000 жителей. На этой территории бережно хранятся мощи св. Пантелеймона. В богатейшей библиотеке монастыря сохранились две тысячи рукописей и более 20 000 греческих, русскоязычных и славянских книг.

Все являются удивительными сокровищницами византийской иконописи. Насельники оберегают редкие фрески и настенную живопись, бесценные иконы и святые мощи. Они не только охраняют, но и приумножают духовное богатство православия.

Самыми почитаемыми на Афоне иконами с образом Богоматери являются Портаитисса (Вратарница) и Геронтисса (Старица). Им можно поклониться в монастырях Ивирон и Пантократор. Гора Афон живет словно вне времени. Она не прельщает соблазнами грешной жизни мирян.

Теперь вы знаете, где находится Афон - гора таинственная и прекрасная. Если представится такая возможность, обязательно посетите это удивительное место.