Заполни таблицу виды чувств нравственные чувства. Тема работы: Интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства

  • 04.03.2021

эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. Ч.н. являются переживаниями, отражающими отношение человека к об-ву, др. людям, самому себе на основе ценностей моральных (см.). Они всегда социально обусловлены и носят историч. характер: от одной обществ.-экономич. формации к др. меняется их содержание и направленность. Ч.н. многообразны - это чувства совести, долга, ответственности, справедливости, чести и т. д., но в их основе всегда лежит психологич. способность сопереживания др. людям, стремление облегчить чужую боль, страдания, прийти на помощь в трудную минуту. Ч.н. условно можно разделить на простые и сложные. Простые Ч.н. тесно связаны с эмоциями (чувства стыда, гнева, возмущения и т. д.) и не всегда бывают достаточно осознанными. Сложные Ч.н., как правило, опосредствованы размышлениями (напр., чувства вины, раскаяния) и мироощущением личности. Осмысление Ч.н. приводит человека к подчинению собственных, узко личных интересов интересам др. людей, интересам коллектива, а также обществ. идеалам и нормам моральным (см.). Это не означает, однако, что Ч.н. не выходят за рамки сознания индивида - они реализуются в процессе деятельности человека в об-ве, т. е. в его поступках. Именно в этом и заключается их функциональная роль: Ч.н. выступает как побудительная сила к действию. При этом в структуре Ч.н. важное значение приобретает способность личности к верной моральной оценке ситуации и воля. Лит.: Машкове кий И. И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М., 1976; Ни-колаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном повелении личности. М., 1976; Моральный выбор. М., 1980; Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983; Мораль: сознание и поведение. М., 1986. И.Н. Михеева

Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлет¬ворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма.
Моральные чувства - это чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чув¬ство коллективизма и т. п.
В основе чувства долга лежит осознание человеком общест¬венных интересов своего народа и своих обязательств по отноше¬нию к нему. Однако это не холодное, рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанно¬стей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает уда¬чи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство.
Пример проявления чувства долга - подвиги тысяч советских людей во время Великой Отечественной войны, героев-молодо¬гвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чув¬ство долга проявляется и в самоотверженной работе наших космонавтов, строителей Байкало-Амурской магистрали.
Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству боль¬ной матери, жертвуя игрой с товарищами.
Труд советского человека вызывает особую радость труда, связанную с сознанием его общественного значения, с сознанием того, что твой труд служит делу строительства коммунизма. Человек переживает чувство удовлетворения от самого процесса труда и при успешном его завершении, чувство огорчения при неуспехе, скуку - при отсутствии деятельности.
Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исхо¬дя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести: «Моя совесть спокойна, так как я поступил правильно». Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.
Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познаватель¬ной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интел¬лектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения.
Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивлять¬ся - очень важное качество, стимул познавательной деятель¬ности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И. 21. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.
Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, прежде всего чувство красоты, восхищение прекрас¬ным. Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэ¬зия, а также произведения архитектуры и замечательные дости¬жения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания мы испытываем при созерцании природы.
Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности. О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступ¬кам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. У принципиального человека и чувства устойчивы и принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противо¬речивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У та¬кого человека эмоции и чувства возникают по случайным моти¬вам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.
Следует отметить также, что наряду с высокими моральными чувствами, отличающими советских людей, встречаются еще у нас и люди с мелкими, низменными чувствами, недостойными советского человека, как пережитки старой идеологии и морали - мелкой завистью к успехам и благополучию других людей, жад¬ностью, чувством собственности и стяжательства. Таким же злом является и эмоциональная тупость человека, его безразличие и равнодушие ко всему окружающему.
В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей различ¬ные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других - чувство беспомощности и досады, уныние, апатия.
Переживания человека могут быть как глубокими, так и повер¬хностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко пере¬живает лишь то, без чего он не может ни жить, нп существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчи¬вость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не под¬вержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи.

  • 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
  • 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
  • Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
  • 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
  • 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
  • 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
  • 1. Моральные (нравственные) чувства
  • 2. Интеллектуальные чувства
  • 3. Эстетические чувства
  • 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
  • 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
  • 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
  • 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
  • 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
  • 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
  • 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
  • 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
  • 24. Общение…
  • 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
  • Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
  • 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
  • 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
  • 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
  • 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
  • 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
  • 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
  • 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
  • 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
  • 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
  • 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
  • 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
  • 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
  • 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
  • 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
  • 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
  • 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
  • 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
  • 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
  • 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
  • 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
  • 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
  • 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
  • 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
  • 50.Психологический портрет учителя
  • 1. Моральные (нравственные) чувства

    Моральные чувства представляют собой сферу эмоций. Эмоциональные чувства возникают по отношению к поведению других людей либо самого себя. Обычно это происходит в ходе некой деятельности и имеет прямое отношение к тем моральным нормам, которые приняты в данном обществе. В зависимости от того, соответствует ли увиденное внутренним установкам человека, возникает чувство удовлетворения или негодования.

    Сюда же относятся все антипатии и симпатии, привязанности и уважения, презрения и отчужденности, а также благодарность, любовь и ненависть. Особняком стоит чувство дружбы, коллективизма, совести – они обусловлены скорее взглядами и убеждениями человека.

    2. Интеллектуальные чувства

    Интеллектуальные чувства – это то, что испытывает человек в ходе умственной деятельности. Сюда относятся весьма глубокие переживания – радость открытия, глубочайшее удовлетворение, вдохновение, стресс от неудач и т.д. Радости и переживания, которые человек испытывает относительно собственных открытий, это довольно сильный стимулятор эмоций.

    3. Эстетические чувства

    Эстетические чувства - это то, что ощущает человек, который созерцает или создает нечто прекрасное. Обычно это относится либо к природным явлениям, либо к различным произведениям искусства.

    Сложно сказать, какие из этих чувств ценнее. Одни люди стремятся испытывать максимум моральных чувств, другие – эстетических. Все виды чувств в психологии видятся одинаково важными в эмоциональной жизни человека.

    14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения

    Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

    Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной .

    Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

    Структура волевого акта

    Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

    К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

    В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

    Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

    Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

    Третья фаза -- принятие решения.

    Четвертая фаза -- исполнение решения.

    Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

    Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

    Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

    Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

    Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах . Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

    Волевая регуляция поведения

    Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

    Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

    Непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);

    Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

    Волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

    Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

    Механизмами волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.

    Механизмы восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов. Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.

    Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    "

    Расстановка ударений: НРА`ВСТВЕННЫЕ ЧУ`ВСТВА

    НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА - переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым нормами нравственности. Н. ч. наряду с интеллектуальными и эстетич. относятся к высшим чувствам , наиболее богатым по содержанию и сложным но структуре. Они возникли на самой высокой ступени развития человека как общественного существа. Имея в виду Н. ч., следует различать общественно значимые и личные переживания человека. Эти переживания могут не только не совпадать, но иногда и противоречить друг другу. И всё же то, что имеет общественную ценность, служит интересам коллектива, общества, вызывает у нравственного человека положительное чувство, доставляет личности моральное удовлетворение; человек может идти навстречу тяжёлым личным страданиям во имя долга. Говоря о своём пребывании в царской тюрьме, Ф. Э. Дзержинский писал, что муки заключения и одиночества тысячекратно окупаются тем моральным сознанием, что он исполняет свой долг (см. Дневник. Письма к родным, 1958, с. 73).

    Н. ч. зависят от общественных условий, в к-рых живут люди. В обществе, состоящем из антагонистич. классов, Н. ч., как и мораль в целом, имеют классовый характер. В таком обществе объективно существуют условия, способствующие развитию индивидуализма и эгоизма, бессердечия, жестокости и др. безнравственных чувств. Классовую направленность имеют и такие Н. ч., как справедливость, честность, правдивость, уважение к человеку и т. п. "Старое общество, - указывает В. И. Ленин, - было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие - либо рабовладелец, либо раб..., - словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет" (Соч., т. 31, с. 269).

    Источником Н. ч. сов. людей являются социалистич. условия жизни, совместный труд и борьба за построение нового общества. Коренные перемены в жизни нашего общества, связанные с победой социализма, определили изменение духовного облика сов. людей, их нравственного мира, наполнили новым содержанием Н. ч. и вызвали появление новых Н. ч. Важнейшее место среди Н. ч. сов. людей занимают безграничная преданность делу коммунизма, глубокая любовь к социалистич. Родине, к странам социализма, пролетарский интернационализм, коллективизм, проявлением к-рого являются чувства товарищества, дружбы, гуманное отношение к другому человеку. К сфере Н. ч. относятся и те эмоциональные переживания, источником к-рых является коммунистич. отношение к труду. Важное место среди Н. ч. занимают наполненные социалистич. содержанием чувства долга, чести, ответственности за результаты своего труда, своей общественной деятельности, за своё поведение.

    Формирование Н. ч. происходит в процессе борьбы с проявлениями бурж. идеологии и морали, с остатками частнособственнич. и буржуазно-националистич. психологии, предрассудков и суеверий, т. к. чувства, связанные с пережитками капитализма в сознании и поведении, занимают пока еще известное место в нравственном мире нек-рой части сов. людей. Так, наряду с такими новыми чувствами, как сов. патриотизм, трудовой энтузиазм и т. п., существуют и проявляются в скрытой или более явной форме нетерпимые в сов. обществе тщеславие, зависть, пренебрежение к труду, подхалимство и т. п. Поэтому формирование Н. ч. сов. людей и в первую очередь Н. ч. детей и молодёжи является одной из важнейших задач процесса нравственного воспитания .

    Формирование Н. ч. у ребёнка зависит прежде всего от системы взаимоотношений, к-рые складываются у него с окружающими людьми. Поэтому исключительная роль в формировании Н. ч. принадлежит организованному коллективу и авторитету воспитателя. Важно, чтобы ребёнок с первых лет своей жизни имел в своей семье, в воспитательных и уч. учреждениях, среде товарищей положительный пример. Каким воспитатели хотят видеть ребёнка (подростка), такими они должны стремиться быть сами. Большую роль в возникновении и развитии положительных Н. ч. имеет согретое искренним чувством живое слово любимого и уважаемого воспитателя (родителя, педагога, старшего товарища), вызывающее отклик в душе ребёнка и создающее благоприятную почву для воспитания Н. ч. Художественная лит-pa и иск-во в его разнообразных формах оказывают существенное воздействие на формирование Н. ч. у детей. Чем содержательнее художественное восприятие, тем сильнее, глубже и действеннее чувства, к-рые возникают вместе с ним. В связи с этим следует подчеркнуть большую ценность биографич. материала (яркие, насыщенные чувством рассказы, беседы о революционерах, о выдающихся деятелях науки и культуры и т. п.).

    Важно не только выявить то или иное положительное Н. ч., но и превратить его в устойчивое переживание, поддерживать и развивать его. Н. ч. тем глубже и продолжительнее, чем разнообразнее и сильнее будут идеи и образы, с к-рыми оно связано. Но особенно важно, чтобы вновь возникшее Н. ч. проявилось в поступке и закрепилось в нём. В этом случае человек не только познаёт своё новое переживание, но у него возникает и то внутреннее удовлетворение, наслаждение, к-рое вызывается чувством исполненного долга, чувством чистой совести. И если снова возникнет такая же обстановка, то есть все основания думать, что вспыхнет такое же чувство и будет совершён нравственный поступок.

    Формирование положительных нравственных переживаний предполагает борьбу с отрицательными Н. ч. Воспитывая любовь к Родине и пролетарский интернационализм, трудолюбие и гуманизм, воспитатель одновременно преодолевает равнодушное отношение к врагам Родины и коммунистич. движения, формирует отвращение к лени, к тунеядству, ведёт борьбу с чёрствостью и бездушием, с пережитками собственнич. чувств. В воспитании Н. ч. решающее значение имеет жизнь и деятельность растущего человека в коллективе (в семье, дет. саду, школе, пионерской и комсомольской организациях, на производстве). Коллектив всем своим отношением к поступкам данного человека, силою общественного мнения оказывает воздействие на его чувства, и человек начинает относиться к своему поведению так, как к нему относится коллектив (см. Нравственное поведение ). Поэтому воспитание Н. ч. должно осуществляться при помощи коллектива и через коллектив.

    Лит.: Маркс и Энгельс о воспитании и образовании, М., 1957; Ленин о воспитании и образовании, М., 1963; Материалы XXII съезда КПСС, М., 1961; Якобсон П. М ., Психология чувств, М., 1956, гл. 6, §1, гл. 7; Рудик П. А ., Психология, М., 1958, гл. 10; Психология. Под ред. А. А. Смирнова [и др.], М., 1962, гл. 12, § 5.


    Источники:

    1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с. с илл.

    Практические чувства -- чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

    Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам ее достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к самому процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, с поискомнового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса.

    В труде человек удовлетворяет свои потребности. В труде сформировалось чувство радости в связи с достижением цели, успешным завершением дела, подчинением себе сил природы. Недостижение цели вызывает отрицательные чувства.

    Моральные чувства

    Моральные чувства -- эмоциональное состояние, связанное с оценкой поведения в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.

    Мораль -- это форма общественного сознания, совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения. Теория этих норм и правил называется этикой, а практическое их использование -- нравственностью.

    Моральные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

    Моральные чувства -- важнейший регулятор поведения человека, мотивационная основа межличностных отношений.

    Регулирующая сила моральных чувств настолько велика, что даже в гипнотическом состоянии человека нельзя побудить к поступку, несовместимому с его моральными чувствами. Так, приказание похитить вещь у другого человека или оскорбить его, как правило, не выполняется большинством людей даже в состоянии гипноза.

    Нравственная норма является важнейшим средством социализации личности, обогащения индивида достижениями общества. Нравственные нормы -- это требования общества к поведению личности. Эти нормы подразделяются на нормы-образцы, нормы-запреты и нормы-рамки.

    Эти нормы реализуются посредством общественного мнения, авторитета, традиций и обычаев. Для реализации этих норм необходимо соответствующее отношение к ним. И здесь главенствующую роль играет чувство.

    Моральные чувства делятся на кратковременные, ситуативные (радость, восхищение, восторг, негодование по поводу тех или иных поступков), устойчивые интимные переживания (преданность, привязанность, дружба, любовь и др.) и общественные переживания (патриотизм, интернационализм, коллективизм и др.).

    Нравственное сознание членов общества является основой формирования правосознания. Широкий диапазон глубоких моральных чувств -- необходимое условие высоконравственного и правопослушного поведения. Отрицательные нравственные качества -- жестокость, эгоизм, эмоциональная тупость, стяжательство, зависть, властолюбие и др. -- являются мотивационной основой как безнравственного, так и преступного поведения. (Не следует смешивать отрицательные моральные качества с отрицательными моральными чувствами, которые лежат в основе нравственного самоусовершенствования. Так, сожаление или угрызение совести, будучи отрицательными чувствами, играют положительную роль в поведении человека.)

    Моральные чувства побуждают человека учитывать интересы других людей. Они обусловлены нравственными потребностями человека, системой его взглядов и убеждений. Моральные чувства мобилизуют человека к деятельности, они имеют стенический характер.

    Человек переживает определенные чувства не только в связи с текущими событиями, но и по поводу прошедших или будущих событий. Моральные чувства организуют поведение человека в социально положительном направлении, предотвращают нежелательные действия, побуждают к оценке совершенных поступков.

    У морально воспитанного человека любое отклонение от общепринятых норм поведения вызывает резкую критическую оценку.

    Критическая оценка своего поведения у отдельных людей может отсутствовать или в силу пренебрежения общественно принятыми нормами, или в силу их недостаточного осознания. В этих случаях поведение приобретает черты безнравственности или бессовестности. Безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соответствующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей; бессовестность -- тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными только для других.

    Моральные чувства, являясь субъективными переживаниями, объективируются, проявляются в повседневных поступках людей.

    В зависимости от социальных условий и воспитательных воздействий у человека формируется определенный опыт нравственного поведения, типичное для него отношение к общепринятым нормам и основанное на них поведение. эмоция чувство следственный организм

    Моральные чувства существуют в виде взаимосвязанной, соподчиненной системы, в которой одни чувства играют ведущую, доминирующую роль в поведении человека, а другие являются кратковременными. Доминирующие чувства являются одной из существенных сторон, характеризующих личность.

    В практике юриста встречаются самые разнообразные нюансы нравственности (справедливость, долг, совесть, честь и др.).

    Справедливость и несправедливость -- это моральные оценки общественных явлений, посредством которых оправдываются одни явления и осуждаются другие. Эти понятия историчны, то есть меняются с изменением общественных отношений.

    Долг -- это моральная необходимость выполнения обязанностей, которые определяются местом человека в системе общественных отношений. Различаются разновидности долга: общечеловеческий, гражданский, воинский, служебный, семейный и др. Чувство пол га -- это осознание и переживание тех обязанностей, которые [словек берет на себя, вступая в определенные отношения с други-1И людьми. Смысл жизни людей связан с выполнением правильнопонятого долга. Выполнение долга вызывает наивысшее чувство удовлетворения.

    Совесть -- это чувство, вызывающее реакцию человека на требования общества. Эта реакция зависит от понимания данным человеком моральной ответственности за свое поведение. Чувство совести является важнейшим стимулом нравственного усовершенствования личности.

    Чувство чести -- это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам своей деятельности, которые наиболее значимы для данного общества в целом или для отдельной социальной группы.

    Правовые нормы тесно связаны с нравственными нормами.

    В следственной практике особое значение имеет чувство вины.

    Чувство вины -- это самопорицание человека за нарушение своих собственных позиций, норм, убеждений. Чувство вины связано с нарушением норм, которые приняты личностью, интернализиро-ваны ею.

    Беспринципный, аморальный, деградировавший человек не испытывает чувства вины, совершая преступления и неся за него наказание. Чувство вины является тягостным психическим состоянием только для людей, не утративших социальные связи. Люди имеют различные пороги вины, большую или меньшую подверженность самопорицанию. Существует также навязчивое чувство вины, выходящее за пределы психического здоровья.

    Для людей с высоким порогом вины, т.е. не склонных к самоосуждению, более действенным является наказание внешнее. Их поведение больше ориентировано на внешние факторы (экстраверты). Чувство вины более развито у интровертов -- людей более ориентированных на свой внутренний мир.

    Любовь и ненависть, гордость и высокомерие, нежность и презрение, зависть и обожание, ревность и эгоизм -- эти и многие другие чувства определяют устойчивую ориентацию одних людей в отношении других. Чувства, вызываемые людьми друг у друга, зависят от того значения, которое они придают друг другу. Любить или ненавидеть кого-то -- это значит по-разному оценивать людей и иметь определенную предрасположенность к соответствующим действиям в отношении них.