Влияние учения парацельса на современную медицину. Какой была медицина Парацельса

  • 20.09.2019

Швейцарскому врачу и чернокнижнику Средневековья Филиппу Ауреолу Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму (Philippi Theophrasti Bombast von Hohenheim Paracelsi) была чужда скромность. Например, чтобы дать всем понять, что считает себя равным великому врачу древности Цельсу, он прибавил к его имени греческую приставку («пара» означает «подобный») и назвал себя Парацельсом.

В пасмурный и холодный день 10 ноября 1493 году в маленькой деревушке Мария-Айнзидельн, кантон Швиц, в двух часах ходьбы от Цюриха, родился Парацельс. Его мать — надзирательница богадельни Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне - вышла замуж за Вильгельма Бомбаста фон Гогенгейма, врача при этой богадельне. Он принадлежал к старинной дворянской швабской фамилии; был образованным медиком, имел хорошую библиотеку. После замужества она уехала в Виллах, так как по существующим правилам замужняя женщина не могла занимать должность надзирательницы.

Семья Парацельса жила бедно, в детстве он не раз терпел лишения и голод. Ходил ли он в школу, из его автобиографии не ясно. В одном из своих сочинений Парацельс обмолвился, что отец учил его грамоте и разбираться в алхимии. Скорее всего, считают биографы, образование он получил самостоятельно. Парацельс не заботился о книжном образовании, он даже хвалился, что 10 лет не раскрывал книг. Медицинские познания он собирал по крохам, не гнушаясь учиться у старух, умеющих готовить питье для лечения раненых, у цирюльников, цыган и даже палачей приобретал рецепты снадобий, неизвестные университетским ученым. Эти познания позволили ему стать квалифицированным целителем.

В своей книге «О женских болезнях» (первое сочинение по этому вопросу) Парацельс воспользовался знаниями ведьм, женщин, которые были известны как опытные повивальные бабки. В те времена ни одна женщина не шла со своей болезнью к врачу, не советовалась с ним, не доверяла ему своих секретов. Ведьма знала эти секреты более других и была для женщин единственным врачом. Что касается медицины ведьм, то наверняка можно сказать, что они для своих врачеваний в широких размерах пользовались обширной семьей растений, не без основания носящих название «трав-утешительниц».

Питавший большую склонность к преувеличениям самого невероятного характера, Парацельс уверял, будто он основательно изучил все алхимические знания. В 1526 году, явившись в Цюрих, этот экстравагантный холерик изумил горожан не только своей рваной и грязной одеждой, непристойностями и пьянством, но и пространными рассуждениями о магии и своим врачебным искусством. Но нет пророка в своём отечестве. Пришлось уехать в Базель, где в 1527 году с помощью своего гибкого ума, проявившегося на поприще борьбы с болезнями, он получил от муниципалитета должность городского врача.

Вскоре Парацельс претендует на профессорский пост с хорошей оплатой в Базельском университете. Руководство университета выдвинуло ему встречное условие - предъявить диплом и ученую степень. Парацельс требование не выполнил, так как не обладал ни тем ни другим. Рекомендации и протекция муниципалитета помогли Парацельсу обойти эти требования и добиться цели.

Латынь оставалась до середины XIX века международным языком биологии и медицины. На этом языке ученые обязаны были писать научные труды, вести преподавание, дискутировать на научных конференциях. Не знающих латынь не уважали и в ученое общество не допускали. Латинского языка Парацельс не знал, он писал свои сочинения на немецком языке. Поэтому вызвал к себе неприязненное отношение ученого сообщества, считающего его выскочкой. Кстати, его современник, известный французский хирург, вышедший из цирюльников, Амбруаз Паре также нарушал традиции: он писал свои сочинения на разговорном французском языке. Но не только незнание научного языка мешало карьере Парацельса. Кстати, незнание Парацельсом латинского языка исключает факт его обучения в каком-либо университете, что утверждают некоторые авторы.

Чего греха таить, Парацельс не отличался трезвостью и иногда полупьяный читал свои лекции. Это не в последнюю очередь было причиной его резких высказываний. Так, он заявил своим слушателям, что его «башмаки больше смыслят в медицине, чем эти авторитетные врачи древности». За такую непримиримость его прозвали в Германии Какофрастом1 вместо Теофраста, а в Парижском университете - Лютером. «Нет, - восклицает Парацельс, - я не Лютер, я Теофраст, которого в насмешку вы называете в Базеле Какофрастом. Я выше Лютера, он был только богословом, а я знаю медицину, философию, астрономию, алхимию. Лютер не достоин развязывать завязок моих башмаков».

Сблизив химию с медициной, Парацельс, таким образом, явился первым ятрохимиком (от греч. «ятро» - врач), то есть первым врачом, пользующимся химией в своей врачебной деятельности. А.И. Герцен назвал его «первым профессором химии от сотворения мира». Парацельс внес много нового в учение о лекарствах; изучил терапевтическое действие различных химических элементов, соединений. Помимо введения в практику новых химических медикаментов, он пересмотрел и растительные медикаменты, стал выделять и применять лекарства из растений в виде тинктур, экстрактов и эликсиров. Парацельс создал даже учение о знаках природы - «сигнатуре», или «сигна натурале». Смысл его в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы - прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при болезнях почек. Учение о сигнатуре просуществовало внутри медицины вплоть до момента, когда из растений стали выделять химические вещества, проявляющие лечебное действие, и тщательно их изучать. Постепенно с развитием химии удалось раскрыть тайны многих растений. Первой победой науки оказалось раскрытие секрета снотворного мака.

В лекарствоведении Парацельс развил новое для своего времени представление о дозировке лекарств: «Все есть яд и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Парацельс использовал минеральные источники для лечебных целей. Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней (например, ртуть против сифилиса). Он указывал, что сифилис (называемый «французской болезнью») иногда осложняется параличами. Взгляды Парацельса не оказали никакого влияния на развитие неврологии, хотя он пытался изучить причины возникновения контрактур и параличей и разработать их терапию. Он лечил золотой микстурой (состав ее неизвестен) параличи, эпилепсию, обмороки. Эпилепсию он лечил также окисью цинка. Минеральными источниками он лечил люмбаго и ишиас.

Новаторство Парацельса проявилось в создании химической теории функций организма. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических процессов, поэтому наибольшую пользу при лечении могут оказать только те лекарства, которые изготовлены химическим путем. Он впервые широко использовал для лечения химические элементы: сурьму, свинец, ртуть и золото. Стоит сказать, что последователь Парацельса Андреас Либавий (1540-1616), немецкий химик и врач, был против крайностей ятрохимического учения Парацельса. В своей книге «Алхимия» (1595 г.) он систематически изложил известные в то время сведения по химии; впервые описал способ получения серной кислоты путем сжигания серы в присутствии селитры, первым дал способ получения четыреххлористого олова.

«Теория врача - это опыт. Никто не станет врачом без знаний и опыта», - утверждал Парацельс и зло высмеивал тех, кто «всю жизнь сидит за печкой, книгами себя окружив, и плавает на одном корабле - корабле дураков». Парацельс отвергал учения древних о четырех соках человеческого тела и считал, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Он сторонился коллег, называя их мокротниками (гумористами), и не соглашался с предписаниями аптекарей. Парацельс выговаривал врачам в присущей ему вызывающей манере: «Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак».

Воинственный Парацельс в знак презрения к прошлому медицины и недоверия к господствовавшим воззрениям прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны. Вынужденный покинуть Базель, Парацельс ушел, сопровождаемый толпой учеников, считавших, что их кумир владеет философским камнем (Lapis philosophorum). Этому магическому сердцу алхимии приписывали, кроме способности превращения металлов в золото, еще и целебную силу, способность излечивать все болезни. «Красный лев», «магистериум», «великий эликсир», «панацея жизни», «красная тинктура» и прочие титулы, коими нарекли «философский камень» в темных алхимических манускриптах, - нечто большее, чем абсолютный катализатор. Ему приписывались чудесные свойства, сравнимые разве что с проявлением божественной мощи.

Он был призван не только облагораживать или «излечивать» металлы - эманации планетных начал, но и служить универсальным лекарством. Его раствор, разведенный до концентрации так называемого aurum potabile - «золотого напитка», обеспечивал излечение всех хворей, полное омоложение и продление жизни на любой срок. Каждый, таким образом, мог обрести желанное долголетие, оживить мертвеца, проникнуть в сокровенные тайны натуры. Для этого нужно было лишь завладеть «магистериумом». Кроме этого, философский камень понимался символически, как внутреннее преображение, переход души от состояния, в котором преобладает материальное начало, к духовному просветлению, познанию Абсолюта.

О путешествии по Европе Парацельс написал в книге «Большая хирургия» (2 кн., 1536). В 1529 году он явился в Нюрнберг, пытаясь найти работу. Там он прославился бесплатным лечением больных, от которых все отказались. И снова у него случился конфликт с врачами.

До нас дошла история, случившаяся с каноником Корнелием, страдавшим болезнью желудка и обещавшим 100 флоринов избавителю. Парацельс ему помог, но с болезнью прошла и благодарность каноника. Парацельс подал в суд на Корнелия. Воспользовавшись судебной рутиной, Корнелий валил с больной головы на здоровую. Когда же возмущённый неблагодарностью исцеленного Парацельс стал кричать на судей и оскорблять их, суд решил применить к нему репрессивные санкции. Парацельс бежал в Кольмар.

В Чехии все складывалась неудачно. После двух смертей своих пациентов он счел за лучшее удалиться. Вернулся в родной Виллах, где жил его отец. Здоровье Парацельса вследствие неприкаянного образа жизни весьма расстроилось. Говорили, что он поселился в Зальцбурге и вскоре умер, обратившись перед смертью в католическую веру. Случилось это на 48‑м году жизни, 24 сентября 1541 года.

По свидетельству архивариуса Зальцбургского госпиталя, имущество умершего состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими приборами и реактивами. Он оставил после себя Библию, Евангелие, а также указатель Библейских цитат. Серебряный кубок он завещал монастырю в Швейцарии, где жила его мать. Кубок до сих пор хранится в этом монастыре. Говорят, что металл кубка создал сам Парацельс. Местному зальцбургскому цирюльнику (в те времена они были и хирургами) он завещал мази и свои книги по медицине.

Мнения ученых относительно теорий Парацельса были чрезвычайно различны: одни считали его реформатором всего научного знания, другие - фанатиком, демагогом, возмутителем спокойствия, кем угодно, но только не реформатором. Однако следует признать, что ни отсутствие скромности, ни эксцентричность Парацельса не затмевают его заслуг: без знаний великих систем древности он создал свою философию и медицину и не случайно причислен к когорте больших ученых всех времен.

Парацельс написал 9 сочинений, но только 3 из них увидели свет при его жизни. Самое полное собрание сочинений Парацельса издано в 1589 году в Базеле в 10 частях. В нем он порицает объяснение естественных явлений влиянием тайных сил и высказывает принцип: молчи, если не можешь найти причину. Поразительно, что, не имея классических знаний, книжной эрудиции, Парацельс тем не менее оказал громадное влияние на медицину своего века, подвергнув критике старые принципы и опровергнув классические авторитеты.

Имя Парацельса стало одним из символов медицины. Медаль Парацельса - высшая награда, которую в ГДР мог получить врач.



В статье «Парацельс: биография, интересные факты и видео» — кратко о жизни знаменитого швейцарского алхимика, врача, философа эпохи Возрождения.

Парацельс: биография кратко

Родился этот известный человек в октябре 1493 г. недалеко от Цюриха (Швейцария). Настоящее имя нашего героя звучит так: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, а Парацельс (Paracelsus) — это псевдоним.

Видимо, скромностью Филипп не страдал или был уверен в своих будущих успехах, когда назвал себя Парацельсом. Он прибавил приставку «пара», означающую «подобный», к имени известного римского философа-платоника Цельса (II век).

Отец Филиппа был хорошим врачом и происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать трудилась медсестрой в аббатстве. В семье медиков Филлипп получил прекрасное образование в сфере медицины и философии. Семья жила очень скромно, но имела хорошую библиотеку.

В 16 лет парень уже знал основы хирургии и алхимии. Вскоре Парацельс покидает отчий дом и отправляется в университет Базеля.

Затем он обрел ценные знания по астрологии, алхимии и магии у известного аббата Иоганна Тритемия. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре (Италия), где был удостоен степени доктора медицины.

Путешествия

Парацельс много странствовал, продолжая изучать медицину и алхимию. Он принимал участие в военных экспедициях, служил военным хирургом. Жажда знаний никогда не покидала его. Он собирал полезные сведения не только от ученых других стран, но и общаясь с цирюльниками, предсказателями, повитухами, пастухами и палачами.

После десяти лет странствий, с большим багажом опыта и знаний он вернулся в Базель, став городским врачом и профессором университета.

Его уникальные лекции привлекали множество слушателей. Парацельс критиковал схоластическую медицину и публично сжёг медицинский учебник античных ученых. Количество его противников среди аптекарей и врачей продолжало расти. Вскоре Парацельс покидает Базель, спасаясь от суда за вольнодумство.

Ему вновь пришлось скитаться по странам. Наконец, в Зальцбурге (Австрия) он нашел своего покровителя — архиепископа. Парацельс поселился в этом городе и провел последние годы жизни, скончавшись (предположительно от насильственной смерти) в возрасте 48 лет.

Вклад в медицину

  • Он заставлял своих студентов изучать течение болезней на практике, а не по книгам. Парацельс привёл студентов к постелям больных.
  • Сблизил химию с медициной. Является первым ятрохимиком (от греч. «ятро» — врач), то есть врачом, применяющем химию в своей врачебной деятельности.
  • Предложил алхимикам сосредоточить усилия на разработке новых лекарств, а хирургам больше думать не о повышении скорости болезненных операций, а о безболивающих средствах и обеззараживания ран.
  • Свое врачевание он основывал на алхимическом учении о трех основных веществах, которые входят в состав всех тел природы: ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти вещества находятся в равновесии. Если одно из них преобладает над другими или находится в недостаточном количестве, то возникают заболевания.
  • Ввёл в практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка.
  • Выделял лекарства из растений и применял их в виде вытяжек, экстрактов и эликсиров.
  • Развил представление о дозировке лекарств.
  • Использовал минеральные источники для лечебных целей.

Философия и астрономия

Парацельсом были написаны трактаты:

  • 1531 — «Великая астрономия»;
  • 1533 — «Потаенная философия»;
  • 1534 — «Философия»;
  • 1536 — «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Видео

В этом видео интересная и дополнительная информация по теме «Парацельс: биография»

Медицина Галена и медицина колдуна Парацельса.
Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493-1541) Швейцарский врач и естествоиспытатель. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Был в ряду инициаторов применения химических лечебных препаратов в медицине. Считается одним из основателей современной науки. Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. В Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, Парацельс изучал каббалу. Вот что он пишет в книге «Парагранум» — «Изучай каббалу, она объяснит тебе все. Вся физика, включая все ее частные науки: астрономию, астрологию, пиромантию, хаомантию, гидромантию, геомантию, алхимию… – все они матрицы благородной науки каббалистики.» Составлял астрологические календари.

Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.
Получил большой опыт военного врача; при жизни публиковался мало. Много путешествовал по Европе, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.
Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений - объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков). В 1534году помог остановить вспышку чумы, прибегнув к мерам, которые напоминали вакцинацию.
Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным».
Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.
Мощное влияние и неповторимый духовный склад Парацельса в большей или меньшей мере затронули ход развития европейской философии, естествознания, медицины, повлияв на мистические концепции Я. Бёме, натурфилософские взгляды Я.Б. Гельмонта и Ф.М. Гельмонта, на учение Г.В. Лейбница о монадах («жизненных духах»), творчество И.В. Гёте, Ф.В.И. Шеллинга и Новалиса, а также на «философию жизни» Л. Клагеса.

Таблица лечебных кровопусканий, созданная Парацельсом:

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, более известный как Парацельс:

«Монархия над всеми искусствами была дарована мне, Парацельсу, Принцу философии и медицины. Я был избран Богом, чтобы извести все фантазии надуманных и лживых работ, обманчивых и самонадеянных слов, будь то слова Аристотеля, Галена, Авиценны или любого из их последователей». Из манифеста Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма (1493-1541)

В 1527 году, приглашенный в Базельский университет на должность доктора медицины, он на первой же лекции сжег сочинения Галена и Авиценны .

Казалось, нет болезни, которую Парацельс был бы не в силах излечить . Его настойка опия веками служила эффективным обезболивающим. Он лечил сифилис малыми дозами ядовитых паров ртути, но редко кто ему верил. Лишь 400 лет спустя появилось новое лекарство от сифилиса на основе ядовитого мышьяка.

В отличие от цирюльников, пускавших кровь, лечивших раны и в случае неуспеха прибегавших к ампутации, Парацельс просто очищал и осушал раны, веря, что остальное довершит целительная сила организма. Несмотря на высокий уровень успеха, до XIX века такой подход не прижился. Парацельс (прежде всего как практик) подчеркивал важность контакта врача с пациентом . Зная об эффекте плацебо, он использовал его во благо.

Парацельс первым понял, что причина болезней шахтеров — пыль, а не подземные духи. Первым пришел к выводу, что базедову болезнь вызывает питьевая вода. И первым заявил, что сумасшествие — недуг, а не одержимость дьяволом , и потому пациенты требуют гуманного обращения.

Библиотекам Парацельс предпочитал таверны, где часто перепивал всех. Уволенный с одного университетского поста, он с радостью стал бродячим лекарем. И все жеПарацельсу удалось невозможное . После публикации ряда его работ, в том числе знаменитой «Большой хирургии», научный мир со скрипом признал в нем талантливого ученого и медика.

В 1541 году герцог Баварский предложил ему новую должность. Осенью Парацельсанашли мертвым в таверне Зальцбурга . Даже причина смерти загадочного целителя в 47 лет неоднозначна. Согласно одним слухам, он был убит в пьяной драке, согласно другим, отравлен врагами. Есть еще версия: Парацельс, составив завещание, умер через несколько дней от болезни сердца. Смерть Парацельса не означала конец. Признание пришло поздно, возможно, слишком поздно, но оно пришло.

Каббалист и мистик , он верил, что весь окружающий нас макрокосм представлен в микрокосме сознания, и мозг, слепок Вселенной, может открыть все ее тайны. Эта вера в чудо была выше трав и минералов. Он писал о мечах, способных надвое разрубить наковальню; о заклинаниях, делающих невидимыми тела; волшебных средствах общения за сотню миль; о нимфах, сильфах и гномах…

____________________________________________________________________________________________

Гален - Римский (греческого происхождения) медик, хирург и философ.
Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, патологию, фармакологию, и неврологию, а также философию и логику.

Распространённое написание имени как Клавдий Гален (лат. Claudius Galenus ) появляется лишь в эпоху Возрождения и не зафиксировано в рукописях; считается, что это ошибочная расшифровка сокращения Cl. (Clarissimus).

Сын богатого архитектора, Гален получил прекрасное образование, много путешествовал, собрав множество медицинской информации. Поселившись в Риме, врачевал римскую знать, став со временем личным врачом нескольких Римских императоров.

Его теории доминировали в Европейской медицине в течение 1300 лет. Его анатомией, основанной на диссекции обезьян и свиней, пользовались до появления в 1543 году труда «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, его теория кровообращения просуществовала до 1628 года, когда Уильям Гарвей опубликовал свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», в котором дал описание роли сердца в кровообращении. Студенты медики изучали Галена до 19 века включительно. Его теория о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы актуальна и сегодня.

Гален был убеждён в необходимости диеты, занятий спортом, гигиены и профилактики, изучил анатомию, лечение переломов и тяжёлых травм, называя травмы «окнами тела». За время его работы лишь 5 гладиаторов умерли, в сравнении с 60 при его предшественнике, что говорит о большом внимании, которое Гален уделял их травмам. В то же время он продолжал изучать теоретическую медицину и философию.

Лечение по Галену - правильная диета и лекарственные средства. В противоположность Гиппократу Гален утверждал, что в лекарствах растительного и животного происхождения имеются полезные и балластные вещества, то есть впервые ввёл понятие о действующих веществах. Гален лечил извлечениями из растений, широко использовал сиропы, вина, смесь уксуса и мёда и др.

В сочинениях Гален упоминал 304 растения, 80 животных и 60 минералов.

Гален придерживался мнения, что в лекарственных растениях, которые и в его время составляли основную часть арсенала лекарственных средств, есть два «начала». Одно из них оказывает на больной организм лечебное действие, другое - бесполезно или даже вредно для организма. Действующее начало предпочитает высушенному растению жидкость, поэтому его легко отделить от бесполезного. Для этого растительное сырье следует настоять или прокипятить с водой, вином или другой подходящей для приема внутрь жидкостью, которая использовалась затем как лекарство.

Парацельс и его вклад в развитие фармации кратко изложенный в этой статье.

Парацельс вклад в медицину

Полное имя Парацельса звучит следующим образом — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс. О нем ходили легенды, будто врачеватель умел выращивать жемчуг и драгоценные камни, делать эликсир молодости и золото, путешествовать на летающем коне по воздуху. Сам себя он называл «святым доктором». Но судить об этом сложно, поэтому давайте остановимся на его достижениях в медицине.

Парацельс был первым врачом, который использовал в медицине минералы и химические вещества . Он был поклонником алхимии и считал, что болезнь и здоровье в организме зависит от гармонии природы и человека. Также придерживался мнения, что в теле человека имеются остатки ископаемых, поэтому некоторые недуги могут вылечить химические средства.

Парацельс развивал герметичную идею, в которой макромир вселенной имеется в каждом человеке и называется микрокосмом. Врачеватель создал теорию микрокосм-макрокосм, основанную на взаимодействии космоса и человека. Он считал, что все болезни вызваны ядами, которые попали на Землю из звезд. Но не обязательно они являются негативными, все зависит от дозы его влияния на тело человека. Излечить такие недуги можно путем принятия того же звездного яда, вместившегося в минералах, травах и химических комбинациях. Такие взгляды Парацельса противоречили церкви.

Его главная работа «Die große Wundarzney» заложила фундамент к будущему развитию антисептики. Хотя исторически и не доказано, что Парацельс первым применил опиум в качестве обезболивающего препарата, но предполагается, что он был одним из первых. Врачеватель применял опиум для лечения ран солдат.

Самым недооцененным его достижением в медицине является систематическое изучение целебных свойств минеральных альпийских источников и минералов. Парацельс считал, что алхимия нужна не только для того, чтобы изготовлять серебро и золото, а и для изучения силы лекарств. Врачеватели того времени были уверены в следующем: все недуги вызваны дисбалансом 4 гуморов — мокроты, крови, желтой желчи и черной желчи. Чтобы достичь равновесия гуморов, необходимо проводить кровопускание и придерживаться конкретной диеты, очищающей желудок организма от разложившихся соков. А Парацельс утверждал следующее – болезни вызваны внешними агентами, которые нападают на организм. Выступал против кровопускания, так как данный процесс разрушает гармонию в системе, к тому же кровь не очиститься, если уменьшить ее количество. Данными взглядами он враждебно настраивал против себя ведущих врачевателей.

Парацельс также опровергнул господствующую теорию о том, что инфекция является естественной частью заживления ран. Врач выступал за защиту и чистоту ран, регулирование рациона. Ему приписывают обоснования наследственного характера сифилиса. В своей брошюре он описал клинику сифилиса и методику его лечения дозами ртути.

Кроме того, Парацельса называют отцом токсикологии. В своем труде «Доза делает яд» врачеватель считал такие вещества хоть и токсичными, но в малых дозах безвредными. И наоборот, безвредные токсичные вещества могут стать смертельными, если их потреблять в чрезмерных дозах.

Также Парацельс внес вклад в и психотерапию – он впервые научно описал бессознательные процессы, как источник заболеваний у взрослых и детей. Инструментом психотерапии выступала все та же алхимия. Еще одно важное открытие врача – водородный газ, побочный продукт от воздействия кислот на металлы.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Парацельс в медицину.

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus)
(Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; von Hohenheim)

Знаменитый средневековый врач и алхимик Парацельс родился в городке Айнзидельн (кантон Швиц, Швейцария) в семье врача. По примеру своего отца Парацельс начал изучать медицину – в Германии, Франции и Италии. В 1515 г. он получил во Флоренции степень доктора медицины, после чего странствовал по Европе, продолжая изучать медицину и алхимию.

В 1526 г. Парацельс стал профессором университета и городским врачом в Базеле; в университете он читал лекции на немецком языке, а не на традиционной латыни, что тогда было неслыханной дерзостью. Лекции его привлекали множество слушателей и стали широко известными; в то же время Парацельс приобрёл множество врагов среди врачей и аптекарей, поскольку в своих лекциях он резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена; публично сжёг учебник медицины, написанный на основе представлений античных учёных. В 1528 г. Парацельсу пришлось покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Последние годы жизни он вновь скитался по городам Эльзаса, Баварии, Швейцарии, посетил даже Пруссию, Польшу и Литву, и, наконец, поселился в Зальцбурге, где нашел могущественного покровителя в лице архиепископа и пфальцграфа рейнского. Здесь он и умер в 1541 г. (по некоторым данным, насильственной смертью).

Парацельс решительно отверг учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, – химические процессы. Он различает четыре главные группы причин болезней, которые он называет entia : 1) ens astrale – космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale – причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni – ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis – наследственные аномалии; 3) ens spirituale – психические влияния и 4) ens Deale – Божье попущение.

Свою терапию Парацельс основывал на алхимическом учении о трёх принципах ; он учил, что в составе живого тела участвуют три вещественных начала, которые входят в состав всех тел природы (tria prima ): ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти начала находятся в равновесии; если же одно из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания.

Парацельс изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений, ввёл практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка; выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей. Он указывал на необходимость поисков и применения специфических средств против отдельных болезней (например, ртути против сифилиса). Парацельс сблизил химию и врачебную науку, поэтому учение Парацельса и его последователей называется иатрохимией : «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства».

Взгляды Парацельса и его практическая деятельность, однако, пронизаны средневековой мистикой. Его система представляет сочетание мистического сумбура с отдельными светлыми мыслями, облеченными в схоластико-кабалистическую форму. Парацельс не отрицал возможности изготовления философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула. Важнейшей частью своей медицины он считал учение об «архее» – высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма.