Нравственный уровень регуляции деятельности психолога предполагает. Аминат афашагова - профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

  • 12.02.2024

Методологические основы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности

Проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к участнику УВП; уметь располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать. Строить свою работу на взаимном доверии и уважении личности участника УВП, независимо от его возраста, социального статуса и др. Проявлять веру в успех, в способность взрослого или ребенка справиться с ситуацией, проблемой, поддерживать веру в его собственные силы. Относиться к любой проблеме взрослого или ребенка как к объективно существующей. Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации, быть беспристрастным в анализе событий. Быть корректным в процессе получения информации, осторожно ее использовать, соблюдать принцип конфиденциальности. Быть ответственным за выполнении взятых на себя обязательств. Формировать адекватное представление о работе практического психолога, областях его деятельности и компетентности.

Основные параметры и принципы личностно ориентированной педагогики и психологии как основы этики поведения педагога

Принцип конфиденциальности.

Принцип компетентности.

Принцип ответственности.

Принцип этической и юридической правомочности.

Принцип благополучия клиента.

Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

Понятие профессиональной этики в деятельности педагога-психолога, её обусловленность миссией и спецификой деятельности педагога-психолога

Соблюдение этических норм, является наиболее важным требованием, к специалистам, именно этот пункт показывает действительный уровень квалификации, и вызывает все больше споров. Для изучения этических принципов в деятельности психолога необходимым является:

  • 1. определить основные направления и понятия психологического консультирования, как отрасли психологии с обзором возникающих проблем;
  • 2. проанализировать этические принципы в деятельности психолога.

Психологическое консультирование - новая область деятельности психолога, недавно выделенная в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду традиционными формами работы, требующая основательной профессиональной подготовки.

Знание основ психологического консультирования необходимо во многих сферах, приоритетным направлением в работе которых, является помощь человеку: медицина, социальная работа, дефектология и. т. д. Это порождает большое количество проблем, так как каждой из этих отраслей учитывая особенности, выдвигаются свои определенные требования к специфике психологического консультирования.

Этические принципы - определенные правила поведения, основанные на моральных принципах, общепринятых в современном обществе, которым подчинены и регулируются деятельность, а также взаимодействие участников процесса общения различных сферах. При подготовке специалистов - психологов, изучение вопроса этики, входит в базовую подготовку.

Этические принципы основывают нормы нравственности, которые вырабатывались веками и несут на себе отпечатки истории цивилизаций, философии, культурных традиций, религиозных канонов. То есть однозначно эти принципы основаны на нормах морали, а не права.

Моральные нормы представляют собой позицию, исходя из которой, психолог строит свою деятельность.

Принцип конфиденциальности. Подразумевает добровольное и сознательное участие в психологическом процессе, равно как и согласие на участие посторонних (наблюдающих, консультантов, представителей сторон) А так же запрет на разглашение полученной в процессе индивидуальной, тренинговой, консультативной работы информации. Если разглашение необходимо, то представление информации в форме, которая исключит использование ее в ущерб интересам клиента. При этом информацию необходимо регистрировать и хранить в условиях исключающих ее разглашение. Отчеты по работе представляются в форме, не позволяющей идентифицировать клиента.

Принцип компетентности. Подразумевает точное определение и учет границ компетентности, психолога, а так же ответственность за планирование работы, выбор метода, подбор методик.

Принцип ответственности. Это своего рода осознание ответственности, как в профессиональном, так и в личном плане, за свою деятельность, заботу о благополучии клиента. Квалифицированный специалист должен отвечать за качество информации, в своих высказываниях, и выступлениях на психологическую тематику. Нельзя использовать результаты работы, заведомо предполагая, что это нанесет вред клиенту. Только если не возможны альтернативные пути достижения истинных целей, возможно, не информировать о них клиента. Оказывая психологическую помощь недееспособным лицам, специалист несет полную ответственность за последствия.

Принцип сохранения этики и соблюдения, юридических прав. В своей работе и при ее планировании психологу, следует учитывать действующее законодательство, и требования к своей работе, в случае расхождения ставить администрацию в известность. Нормы законодательства распространены только на взаимодействие с клиентом и при выполнении психологом экспертной работы.

Принцип квалифицированной пропаганды психологии. Не следует раскрывать глубокую суть психологической работы широкому кругу слушателей, при подготовке выступлений необходимо делать акцент на реальность и в соответствии с этим информировать о возможностях методов. Все достижения науки следует описывать точно, в соответствии с действительностью и реальностью.

Принцип благополучия клиента. Это необходимость учитывать права всех участников работы, все конфликты и противоречия решаются по принципу «не навреди», нельзя дискриминировать личность клиента ни по каким личностным или социальным особенностям, оценивать ее. В любом случае при возникновении сложных ситуаций приоритетными остаются интересы и права ребенка.

Принцип профессиональной кооперации. В работе нельзя дискредитировать других специалистов, даже если взгляды и методы работы отличаются, нельзя оценивать средства, методы и работу коллег, в присутствии посторонних, если конфликт невозможно решить на месте, подается жалоба в вышестоящую инстанцию.

Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Для того чтобы клиент мог принять решение об участии в психологической работе, психолог должен раскрыть ее цели, содержание, методы, методики. Участие в работе должно быть добровольным, нельзя ограничивать свободу клиента в принятии решений. При этом можно объяснять различные стороны возникшей ситуации, высказывать свои мысли. Клиент вправе знать стороны взаимодействия, влияющие на его решение об участии. В общении следует избегать, специальных терминов, все должно быть доступно и понятно. Заключение предлагается только в виде четких рекомендаций, оно не должно быть окончательным и категоричным. Любое взаимодействие должно быть построено с учетом личностных особенностей клиента.

Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности Аминат Афашагова

(Пока оценок нет)

Название: Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

О книге Аминат Афашагова «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

Учебное пособие ориентировано на совершенствование нравственно-этических знаний и опыта будущих бакалавров и специалистов в психолого-педагогической деятельности. В нем представлены учебная программа, примерные варианты контрольных и самостоятельных работ по учебной дисциплине «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности». Приводятся материалы к лекциям и творческим работам. Учебное пособие адресовано студентам очного и заочного отделений факультета педагогики и психологии, педагогам, воспитателям системы образования.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу Аминат Афашагова «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Введение

Наступивший век уже имеет множество звонких характеристик. Его называют веком Единения народов, веком Компьютерной эры, веком Космического диалога. Эти и другие подобные определения смогут реализоваться при условии, что наступившее столетие будет веком профессионалов. Хотелось бы, чтоб предсказание сбылось и для России. Сегодня наша страна преодолевает информационную и культурную изоляцию. Товары, услуги, качество работы и жизни начинают оцениваться на уровне мировых стандартов. Одним из критериев эффективности работы становится профессионализм, немыслимый без профессиональной этики. На смену партийной дисциплине приходит ответственность профессионального долга. Между тем, во всем мире профессиональная этика является важнейшим компонентом образования любого специалиста, определяет «философию» профессии, создает предпосылки для ее популярности и обусловливает престиж цеха, кампании, фирмы. Сегодня «На больших американских фирмах в составе службы персонала появилась должность инспектор по морали. Прерогатива инспектора: имидж фирмы, этика и мораль» 1 .

Этика – это целостная, всесторонняя научная теория морали (нравственности).

В понятиях "мораль", "нравственность" отражены форма общественного сознания и вид социальных отношений, выполняющих функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными группами посредством норм, принципов, которые поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, мнением общества или отдельной социальной группой.

_____________________________________________________________

1 - Американский характер. Импульс реформаторства. М., «Наука»,1995, С.289.

Профессиональная этика – раздел этической науки, представляющий собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности. Она возникает в связи с общественным разделением труда. Еще в глубокой древности было замечено, что нравственное значение различных профессий не одинаково, некоторые из них затрагивают интересы людей, их здоровье и духовное развитие, нуждаются в особых, детализированных нормах, обеспечивающих нравственное поведение в профессиональной сфере, требующей повышенной ответственности. Так появилась профессиональная этика врача, учителя, юриста, ученого и т.д. У каждой профессиональной группы появляются свои специфические черты морали.

Профессиональная этика раскрывает объективные причины возникновения, закономерности развития профессиональной морали, конкретизирует принципы, нормы и категории этики применительно к сфере действия и в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, показывает характер воздействия общих принципов и норм на практику профессиональных отношений, раскрывает то, как они откладываются в сознании каждого человека (той или иной специальности) и выполняются в его поступках.

Таким образом, профессиональную этику можно определить как "кодекс поведения", обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

    Профессиональная ответственность: сущность, функции, конкретно-исторический характер.

Ответственность - категория этики и права - выражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. Но не только. Данное понятие характеризует меру соответствия действий отдельного человека, группы людей или общества взаимным требованиям, исторически конкретным социальным нормам, общим интересам.

Это обстоятельство сближает правовую и моральную основы ответственности, механизм которой проявляется во взаимодействии ее носителя (субъекта) и объекта (перед кем отвечают). При этом реализуется контроль за мерой выполнения взаимных обязанностей. Можно констатировать, что степень ответственности адекватна мере выполнения обязанностей.

Ответственность - это необходимость отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках и компенсировать неисполнение или ненадлежащее исполнение порученного действия, другими словами, о тветственность – субъективная обязанность человека отвечать за свои поступки и их возможные последствия перед другим, перед обществом, перед самим собой. Это значит, что совершая что-либо, мы должны думать не только о своих личных интересах, но обязаны учитывать интересы ближнего, семьи, народа.

Ответственность может быть официальная и личная, принудительная и добровольная . Последняя трактуется как черта характера человека - чувство ответственности (у некоторых людей имеется обостренное чувство ответственности). Именно такая черта характера заставляет человека выступать против нарушения прав человека, за экологическую безопасность среды обитания, за улучшение условий жизнеобеспечения заключенных в тюрьмах и др.

Официальные виды ответственности разделяются на две группы : технологические и гуманитарные виды ответственности (рис. 1).

К технологическим видам ответственности относятся: профессиональная, дисциплинарная, административная, юридическая, экономическая и материальная, к гуманитарным - социальная , партийная , этическая , экологическая и политическая .

Рис.1. Виды ответственности

Все эти виды ответственности можно классифицировать по:

· уровням ответственности (международный, государственный, уровень компании и ее подразделений и уровень собственного Я);

· времени ответственности (за прошлые, настоящие или будущие результаты уже принятого решения). Например, ответственность руководителей фашистской Германии за преступные решения в годы второй мировой войны; ответственность идеологов приватизации в РФ за решения, приведшие к несправедливому разделу общенародной собственности;

· ущербу, вызванному ошибочными решениями (ответственность за существенный ущерб не имеющая срока давности, ущерб, ответственность по которому имеет срок давности обычно 3 или 5 лет).

Суть профессиональной ответственности руководителей компании и ее подразделений отражается в типовых должностных инструкциях или уставе компании. Она возникает из-за нарушения технологии производственной деятельности. Обычно данная ответственность носит локальный (в рамках компании) характер. Формы ответственности включают: взыскание , замечание , выговор , перевод на другую работу , увольнение .

Типовая должностная инструкция руководителя имеет четыре раздела: общие положения, обязанности, права и ответственность.

Уровень профессиональной ответственности может быть снижен за счет страхования экономических рисков и профессиональной ответственности, в том числе страхование профессиональной ответственности руководителя подразделения, нотариуса, аудитора.

В историческом прошлом этические основы профессиональной деятельности кристаллизовались в опыте конкретных школ, цехов, сообществ, озабоченных чистотой своих рядов, нераспространением технологий, рецептов, секретов профессионального мастерства, сохранением материального благополучия. В настоящее время ситуация изменилась. Профессиональная деятельность специалиста не замкнута пределами цеха, фирмы, она контролируется межпрофессиональными нормами природопользования и охраны здоровья, законами о правах потребителей и нормами межличностного общения. В условиях информационного общества нарушения в любой из этих сфер становятся достоянием СМИ, общественности, способны влиять не только на уровень продаж конкретной фирмы, но и привести к ее разорению, даже к недоверию целой отрасли в мнении потребителей. Этика специалиста обусловливает стратегии корпоративного мышления, становится предметом обсуждения и своеобразным рекламным продуктом: «Ты всегда думаешь о нас…». В профессиональной этике неизменно провозглашаются гуманистические идеалы деятельности корпорации специалистов. В перспективе через профессию ими может быть охвачено все общество. Профессиональная этика как свод нормативных правил, принципов деятельности специалистов, сформированных межнациональными корпоративными объединениями, такими как Всемирная организация здравоохранения, Всемирная туристическая ассоциация и т.п. аккумулирует передовой опыт осмысления проблем специалистов. Кодексы, хартии, специальные журналы, отчеты о деятельности комиссий по этике знакомят с тенденциями развития моральных отношений в профессиональной среде и способствуют формированию морального сознания, этической культуры, как специалистов, так и общества в целом. Таким образом, через профессиональное сознание, под «давлением» общественного мнения, непосредственного окружения коллег, в результате конкуренции профессиональная этика является одним из рычагов гуманизации социальных отношений. Как отмечается в исследованиях по этике бизнеса: «История знает примеры, когда поведение, в течение долгого времени считавшееся в деловой среде приемлемым или, в крайнем случае, терпимым, позднее было осуждено как аморальное, например, выброс вредных отходов в воздух и воду, изменение местоположения заводов исключительно с целью увеличения прибыли и значительные изменения в политике в угоду влиятельным магнатам» 1 .

Изначальный принцип всякой профессиональной этики, ее гуманистическое основание - «Не навреди!» Сегодня любое

______________________________________________________________

    Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. «Дело» М., 2000. - С.15

профессиональное сообщество заботится об этической стороне своей профессии. Утверждение этических начал профессиональной деятельности способствует прогрессу общества, поскольку ставит вопрос об ответственности и надежности человека на работе. Стандарты профессиональной этики помогают воспроизводить высокое качество товаров и услуг в новых поколениях работников, дают надежду на удержание в равновесии колоссального маховика НТР.

Разделение труда и возникновение профессионализма

Профессиональная этика как система ценностей, определяемых принадлежностью человека к конкретному виду деятельности, складывается в культурах Древнего мира, в условиях сложившегося разделения труда. Когда знания, умения и навыки, функции и права шаманов, вождей, впоследствии - жрецов, целителей носят сакральный характер и передаются избранным, наиболее достойным, кого обучают, отбирают, выбирают и кому доверяют то, что не может быть известно случайным непосвященным людям. На основе представлений о милости тотемных покровителей, впоследствии богов, и иных высших сил складывались требования к деятельности, результат которой не всегда зависел от человека. Это касалось и пахаря, уповающего на погоду, и охотника, пытающегося перехитрить зверя, и целителя, чьи усилия и знания применяются к конкретному человеку, к его организму, жизнь которого покрыта тайной.

Поэтому, в особенности в условиях дописьменной культуры специальная деятельность, от результата которой зависели судьбы и сама жизнь людей, не только передавалась практически путем подражания, но и в первую очередь подвергалась сакрализации. Это и жречество, и покровительство богов, и вплетение истории ремесел в ткань мифов и священных книг. Ореол тайны покрывал деятельность жрецов, приносящих жертвы богам. Жрецы (например, брамины в Древней Индии) принадлежали к особому разряду - Знатоков и хранителей жизненно важных знаний и технологий. Уже тогда формировались догадки о том, что реальную помощь сородичам и людям вообще может оказать не всякий человек, но специально обученный и усердный, терпеливый, сообразительный, небезразличный к другим, готовый к самопожертвованию.

В начальный период истории развития ремесел, наук и искусств формированию представлений об их значимости, их моральных основ, их «идеологии» служила сакрализация в виде мифов о покровительстве богов, каждый из которых научил и содействовал определенным видам деятельности. За этим стояла, может быть, и наивная, но объяснимая вера в то, что милость богов, удача в труде скорее придет к лучшим и достойным, чем наоборот. Греческий Гермес, в Риме – Меркурий были покровителями пастухов и торговцев, Дионис – виноградарей и виноделов, Артемида – охотников, Посейдон – мореплавателей, Аполлон – всех искусств, Музы – дочери Зевса и Мнемосины – покровительницы наук, поэзии и искусств, каждая конкретно какому-либо, Евтерпа, например – лирической поэзии, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Эрато – любовной поэзии, а Терпсихора собственно танцев, Клио – истории и, по-видимому, историков. Покровителем врачевания у греков был Аполлон, Асклепий, Гигея, Панакея, у римлян – Эскулап. Пантеон греческих богов определял круг ремесел, занятий древних эллинов. Место и роль на Олимпе помогали понять значимость, ценность каждого из них. «Долг ради свободы… выражался принципом «чему не способствует Бог, то не сопровождается успехом». Так, горшечник перед началом работы обращался к … Афине Эргане с просьбой об успехе своего дела, кузнец – к Богу кузнечного дела Гефесту, принося им обязательную жертву и клятву» 1 . Жертвоприношения этим богам, молитвы святым и почитание их в определенные дни способствовали осмыслению высшего предназначения той или иной деятельности, ее священного смысла,

___________________________________________________________

1 - Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., Юрайт,1998. – С. 241-242

формировали основы профессиональной морали. «Боги принимали участие в

качестве свидетелей во всех правовых ситуациях, будь то на суде или в экономических спорах. Любая ссуда, любой договор о купле-продаже, который не предполагает немедленного введения в действие, требовал клятвы… Традиция принесения клятвы сохранилась в судах до сегодняшнего дня» (Там же, с. 242).

В Древнем мире складывались основы отношения к профессии. Предпосылками ремесленных цехов были общины Орфиков, Пифагорейцев.

Согласно Пифагорейскому уставу, философ (т.е. «любящий мудрость») должен вести определенный образ жизни , включающий воздержание от мясной пищи, ежедневные упражнения в запоминании важнейших истин, поддержание хорошей физической формы, ежедневный самоотчет в нравственности содеянного. Пифагорейцы имели представление о значимости коллегиальности, взаимной помощи, профессиональной тайне, верности долгу, заботе о престиже общины.

Уже в Древнем мире профессионализм связывался с образованностью, широтой кругозора. Еще Аристотель в «Политике» обратил внимание, что среди имеющих отношение к медицине есть три типа людей: практикующий врач, творческий исследователь, знакомящий практика со своими выводами и просто образованный в медицине человек. И добавляет, что подобное деление существует в других специальностях.

Именно в медицине впервые возникают представления о несовместимости с врачеванием злоупотребления доверием больного, манипулирования его волей, необходимости заботы о непричинении боли, которой можно избежать, также как и невольного вреда. Постепенно эти требования складывались в кодексы, уставы профессиональных цехов, сочетавшие как специальные сведения, описания рецептов и технологий, так и моральные обязательства, и запреты для профессионалов.

    Функции профессиональной этики: гносеологическая, мировоззренческая, аксиологическая, регламентирующая, воспитательная.

Профессиональная этика выполняет в обществе следующие функции:
познавательную (гносеологическую) ,

воспитательную,

мировоззренческую,

регулятивную,

защитную.

1) Познавательная функция (гносеологическая) реализуется посредством изучения начал соответствующего раздела профессиональной этики в учебных заведениях. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения.

2) Воспитательная определяется практикой, а также системой отношений, неформально складывающихся в конкретной сфере деятельности. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

3) Мировоззренческая обусловливается способностью работника соотнести выполняемые им обязанности с интересами окружающих людей и общества, сформулировать на этой основе представление о своем профессиональном предназначении.
4) Регулятивная функция профессиональной этики наиболее очевидна, поскольку изначально разработка нормативных требований имела своей целью упорядочить исполнение людьми своих обязанностей в конкретных сферах деятельности. Регулятивная функция регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали.

5) Защитная функция связана с необходимостью оградить специалистов от давления и часто некомпетентного вмешательства в их деятельность представителей государственных и общественных органов, СМИ, общественного мнения.

К функциям этики относят и следующие функции:

    Ценностно-ориентирующую - Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей.

    Оценочную - Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности.

    Мотивационную - Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.

    Коммуникативную - Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.

Основные функции морали, их анализ

Важнейшая функция морали – регулятивная. Большинство этиков согласно с тем, что это основная функция нравственности. Мораль и формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к Богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек. Как всякая определённость мораль накладывает ограничения на свободу воли. Но моральные ограничения выделяются среди других вследствие их всеобщности и значимости. В самом деле, в праве существует принцип, согласно которому разрешено всё, что не запрещено. Вот эту сферу свободы и контролирует мораль, «заполняет» её своими понятиями свободы, долга, добра, зла. Кроме того, мораль регулирует и ту сферу действий человека, которая подконтрольна праву. Поэтому сфера регуляции морали шире, нежели у права. Например, право не оценивает самоубийства, ибо это бессмысленно, - нельзя приложить никаких правовых санкций к мёртвому человеку. Мораль же оценивает самоубийц, так согласно православной традиции самоубийц хоронили вне кладбища, за кладбищенской оградой. Мораль отличается от права и по субъекту регуляции.

Право обращено к человеку как к определённому гражданину , а мораль обращена к человеку как к личности . Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических или политических границ. Мораль отличается от права и по своим санкциям . Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Так, право опирается на государство, а мораль - на общественное мнение и на чувства человека, такие как чувства совести, долга, справедливости, любви и т.п. И ответственность за нарушения норм в праве и в морали различна. Высшей мерой наказания в праве может быть смертная казнь, а в морали – общественное и личное осуждение.

Мораль, с одной стороны, предполагает свободную личность, а, с другой - формирует свободную и ответственную личность. Мораль и ограничивает свободу воли, и определяет, формирует положительную свободу как способность самоутверждения истины, добра, красоты и вопреки обстоятельствам. Этим положительная свобода отличается от свободы произвола как вседозволенности. Мораль выше оценивает положительную свободу, которая предстаёт как способность человека сознательно следовать нравственной норме, и она же является важнейшим фактором развития подобной положительной свободы.

Следующей функцией морали считается оценочная функция. Мораль не только регулирует поведение человека, но одновременно и оценивает поступки людей, цели их деятельности с точки зрения добра и зла. Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту. Существует определённая проблема, состоящая в том, почему человек должен выполнять то, что оценено как добро, если часто выгоднее для него? Другими словами, почему добро предстаёт одновременно и долгом? Другая проблема здесь – это проблема сущности долга, его природы.

Долг можно определить как осознание человеком какого-либо требования как своей личной нравственной обязанности . Долг выступает всеобщей субъективной формой осознания моральных ценностей. Кант, марксистская этика связывали долг с несовершенством человека и совершенством морального требования. С этой точки зрения получалось, что для святого требования морали утрачивали свой долженствующий характер и выступали как естественные. Однако нравственный опыт человечества свидетельствует, что для подлинно нравственного человека долг возрастал по мере более глубокого постижения добра. Долг есть «обратная» сторона добра, и существует неразрывная связь добра и долга. Нельзя для человека отделить долг от добра, как и добро от долга. И в этом есть нечто таинственное. Здесь находит своё проявление тот естественный нравственный закон, о котором речь шла выше. Логически противоречий между добром и долгом не должно быть, могут быть противоречия лишь между разными видами долга. Примером таких противоречий может быть противоречие между общественным долгом и семейным для отдельных лиц. Если же противоречие между добром и долгом возникает в нравственном сознании человека, то это свидетельствует о несовершенстве его или окружающей действительности, или того и другого одновременно. Как в таком случае поступить человеку? Что выбрать: добро или долг?

Вопрос о соотношении добра и долга по-разному решался в этике. Есть деонтическая этика, отдающая предпочтение долгу перед добром. Примером такой этики является этика Канта, марксистская этика. Человек по Канту не должен делать выбор, руководствуясь нравственным чувством добра, - это всё должно быть изгнано из морали как нечто чрезвычайно субъективное. Человек должен основывать свой выбор на идее долга, руководствуясь только суровым чувством долга. в морали большую онтологическую значимость имеет добро. Долг, как отмечено, есть лишь субъективная форма осознания добра. И правы были русские этики, утверждавшие, что при противоречии добра и долга предпочтение надо отдавать добру . Но добро должно быть правильно понятым. И делая подобный выбор не надо стремиться освобождаться от противоречий в сознании, в частности и от рассматриваемого сейчас противоречия между добром и долгом. Совесть наша не должна быть спокойной!

Следующая важнейшая функция морали – воспитательная . Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной. В целом, проблема нравственного воспитания – это отдельная тема.

Морали присуща и познавательная , или гносеологическая , функция. В самом деле, мораль даёт информацию о добре и зле, их более конкретных ценностях. Через мораль человек познаёт законы добра, диалектику добра и зла, различные формы проявления добра и зла в мире. Нравственность часто приводит человека и к постижению Бога. Кант, например, считал, что именно через нравственность человек приходит к выводу о существовании Бога и бессмертии души.

У морали есть и мировоззренческая функция. Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о , об идеале. Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична.

Выявляя эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что в целом все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и со­держательность духовной жизни человека.

Заключение

Итак, профессиональная этика – раздел этической науки, исследующий специфику морали в условиях профессиональной деятельности.

Профессионал сегодня – это человек, имеющий специальное образование и диплом специалиста (сертификат, лицензию, права, разрядное свидетельство и др.), выданный соответствующим образовательным учреждением, работающий по специальности, являющейся основным источником его доходов. Свидетельство об образовании, как правило, дает право на легальную деятельность в данной или смежных областях и предполагает ответственность за эту деятельность.

Профессиональная ответственность – это категория, обозначающая ответственность представителей любой профессии перед обществом за результаты своей профессиональной деятельности. Долг – чувство ответственности перед другими, перед обществом, перед самим собой. Профессиональный долг побуждает человека к действиям, необходимым для качественного исполнения профессиональных обязанностей. Осознание профессионального долга побуждает специалиста относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Профессиональная совесть – способность профессионала критически оценивать результаты своего труда с позиций общечеловеческих нравственных ценностей.

Профессиональная честь – категория, выражающая оценку значимости той или иной профессии в жизни общества. Профессиональное достоинство отражает глубокое осознание специалистом значимости своей деятельности (и представителей своей профессии) в сложной системе общественных отношений. Данные категории имеют особенно важное значение в профессиях типа «человек-человек», где к профессиональной деятельности предъявляются повышенные моральные требования (врач, учитель, государственный служащий).

Литература

Основная литература

1. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учебник для вузов Гос. ун-т управления. М. : ИНФРА-М, 2007

2. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник М. : Форум: ИНФРА-М, 2007.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2008.

5. Ситяева Л.П., Остапенко Н.Н., Коржевская Н.М. Профессиональная этика. Учебное пособие. Екатеринбург, 2009.

Дополнительная литература

    Афанасьева О. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студ. среднего проф. образ. М. : Академия, 2001.

    Блюмкин В. А. Этика и жизнь. М. : Политиздат, 1987

    Герасимова Н. И. Этика личного успеха: учебное пособие для средних школ. Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1996.

    Зеленкова И. Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации: Хрестоматия. М. : ТетраСистемс, 2001

    Лихачева Л. С. История этикета в культуре России XVIII - начала XX века: учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006.

    Медведева Г. П. Этика социальной работы: учеб. пособие для вузов. М. : ВЛАДОС: МГСУ, 2002

    Мишаткина Т. В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004.

    Психология и этика делового общения: учебник для вузов / ред. В. Н. Лавриненко. М. : ЮНИТИ, 2008.

    Ситяева Л.П., Остапенко Н.Н., Коржевская Н.М. Профессиональная этика [Текст]: учебное пособие. Екатеринбург, 2009

    Словарь по этике / ред. И. С. Кон. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1989.

    Социальная психология и этика делового общения: учеб. пособие для вузов / В. Ю. Дорошенко [и др.] ; под общ. ред. В. Н. Лавриненко. - М. : Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995.

    Хаматнуров Ф. Т. Этика профессионально-педагогического работника. Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1999.

    Этика: Энциклопедический словарь / ред. Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов. М.: Гардарики, 2005.

    Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Университетский учебник. М. : Ключ-С, 1998.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Философский портал

http :// auditorium . ru - Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки» (полнотекстовые учебные и научные материалы по общественным и гуманитарным наукам).

http :// www . public . ru - Публичная Интернет-библиотека ( полнотекстовая база данных российских периодических изданий с 1990 года по настоящее время, включающая около 600 периодических изданий из 76 регионов РФ, материалы 20 информационных агентств, а также данные мониторинга основных передач российского телевидения).

http :// www . lib . ru - Библиотека Максима Мошкова (электронная библиотека).

http :// www . vlib . org - Всемирная виртуальная библиотека (наука, образование, естественные, общественные и гуманитарные науки, экономика, право).

Аминат Афашагова

Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

Пояснительная записка

Дисциплина «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» представляет базовую часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» подготовки бакалавров психолого-педагогической деятельности.

Необходимость изучения данной дисциплины обосновывается тем, что качество современного образования определяется не только его содержанием и новейшими образовательными технологиями, но и гуманистической направленностью психолого-педагогической деятельности, компетентностью и адекватным уровнем нравственно-этической культуры специалиста. Современная социокультурная ситуация обосновывает приоритет нравственного воспитания перед обучением в системе образования. Воспитание как самостановление субъекта имеет природно-социальное значение, поскольку процесс самопознания жизненного опыта и саморазвития направлен на естественное самосохранение, а также самообеспечение и самоутверждение в собственном теле и духе, в коллективе, в природе и обществе. Предполагается, что в процессе вузовского образования будущий бакалавр, специалист должен овладеть определённым уровнем нравственной культуры, определёнными моральными установками, развивать свою этическую позицию, нравственный опыт.

Материалы учебного пособия «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» представляют собой совокупность дидактических материалов, направленных на реализацию содержательных, методических и организационных условий подготовки по направлению «Психолого-педагогическое образование» и ориентированы на реализацию компетентностного подхода в обучении.

Цель и задачи дисциплины. Изучение дисциплины направлено на формирование у будущего бакалавра следующих компетенций :

– способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социокультурной среды (ОК-1);

– владеет моральными принципами и нормами, основами нравственного поведения (ОК-3);

– способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

– готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

– готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

– способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

– готов использовать знание нормативных документов и знания предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

– способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

– способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

Задачи воспитательного характера :

– развитие профессиональной и духовно-нравственной культуры будущего бакалавра;

– формирование и развитие индивидуального нравственного сознания у студента, профессиональной ответственности за жизнь, здоровье и развитие обучающегося;

– формирование ценностного отношения к профессиональной психолого-педагогической деятельности;

– формирование мотивации к более осознанному и эффективному овладению компетенциями профессиональной деятельности, потребности и готовности к ценностно-этической самооценке, самоконтролю, личностному и профессиональному самосовершенствованию;

– развитие и совершенствование у будущего бакалавра личностных качеств, обеспечивающих эффективное общение в психолого-педагогической деятельности: с обучающимися, их родителями, коллегами, а также гуманного, уважительного отношения к ребёнку, принятия и веры в его возможности;

– развитие экологической (инвайpонментальной) этики – человеческой мысли и поведения, оpиентиpованных на то, что хорошо или плохо для целостной системы «человек-пpиpода», включая животных, растения и экосистемы.

Пособие построено на принципах :

Научности – соответствия содержания образования уровню современной науки;

Доступности – соответствия излагаемого материала уровню подготовки студентов;

Системности – осознания места изучаемого вопроса в общей системе знаний;

Связи теории с практикой, показывающей важность применения фундаментальных знаний для решения общепедагогических и этических знаний.

Требования к освоению содержания дисциплины. Выпускник, изучивший содержание дисциплины «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» должен:

знать :

Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования, мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

Роль и место профессиональной этики в системе наук, общее и специфику различных видов профессиональной этики;

Систему необходимых личностно-профессиональных качеств педагога;

Основные этические правила, нормы и требования делового и межличностного этикета, в соответствии с которыми нужно строить своё поведение и взаимоотношения в профессиональной деятельности;

Принципы, функции, стили, способы педагогического общения и взаимодействия с различными возрастными и социальными категориями субъектов коммуникации: учащимися, родителями, коллегами и социальными партнерами;

Средства и способы профессионального самопознания и саморазвития.

уметь :

На основе этических требований определять отношение и стратегию поведения по отношению к своему профессиональному долгу и субъектам общения;

Разбираться в современных проблемах профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности;

Оперировать этическими понятиями, принципами, нормами;

Проводить обзоры книг, журнальных статей, художественной литературы по психолого-педагогической тематике;

Применять на практике теоретические и прикладные знания в области профессиональной этики, делового и повседневного этикета;

Использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации;

Общаться, вступать в сотрудничество, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации;

Работать в коллективе, конструктивно строить отношения с учащимися, коллегами, администрацией, социальными партнерами;

Анализировать специфику, сходство и необходимость сочетания в практике работы этических и административно-правовых норм;

Руководствоваться в поведении принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

Обращаться к проблемам профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля;

Регулировать своё поведение, взаимоотношения с учащимися, родителями, коллегами в соответствии с требованиями морали, понятием о долге и профессиональной этике педагога, психолога;

Выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в профессиональной педагогической деятельности, владеть навыками их разрешения;

Ценностно-этической самооценки, самосовершенствования, самоконтроля, вырабатывать систему личностных норм-ориентиров собственной профессиональной деятельности и следовать ей;

Проектирования и построения позитивного профессионального имиджа и этикетного поведения;

иметь навыки :

Этико-аксиологического анализа процессов, ситуаций, отношений, поступков;

Общения и взаимодействия, организации коммуникативной деятельности в профессиональной сфере;

Предотвращения и прекращения конфликтов;

Публичного выступления в профессиональной деятельности, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

Программа учебной дисциплины «Профессиональная этика в психолого -педагогической деятельности»

Раздел I. Методолого-теоретические основы профессиональной этики

Тема 1. Предмет, специфика и задачи профессиональной этики.

Этимология и генезис терминов «этика», «мораль», «нравственность», «профессиональная этика». Предмет и задачи профессиональной этики. Этические концепции. Отношение к морали. Содержание профессиональных педагогических аксиом. Идеи философов (Аристокл (Платон), Аристотель, Кант, Конфуций. Марк Квинтилиан, М. Монтень) классиков педагогики (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко), современных исследователей (В. И. Андреев, Ш. А. Амонашвили, Д. А. Белухин, В. Н. Чернокозова, И. И. Чернокозов, В. И. Писаренко, И. Я. Писаренко, Л. Л. Шевченко) о нравственных качествах педагога.

Текущая страница: 2 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Материалы к лекциям по дисциплине «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

Раздел I. Методолого-теоретические основы профессиональной этики
Тема 1. Предмет, специфика и задачи профессиональной педагогической этики
Вопросы для рассмотрения:

1. Профессиональная педагогическая этика – наука о нравственности.

2. Педагогические аксиомы, их роль в психолого-педагогической деятельности.

3. Этимология и генезис понятий «этика», «мораль», «нравственность», «профессиональная этика».

4. Предмет, задачи и функции профессиональной этики.

1. Профессиональная педагогическая этика – наука о нравственности.

1. Как вы раскроете сущность профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности?

2. Кому, и каким специалистам, на ваш взгляд, нужны эти знания?

Качество современного образования определяется не только его содержанием и новейшими образовательными технологиями, но и гуманистической направленностью психолого-педагогической деятельности, компетентностью и адекватным уровнем нравственной культуры личности.

Границы психолого-педагогической деятельности регламентированы двумя аспектами: законодательно и нравственными нормами.

Законы зафиксированы в Конституции Российской Федерации и уточнены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и множеством нормативных документов. За нарушение закона человек несет юридическую ответственность.

Нравственные (моральные) нормы регламентируют отношения и складываются внутри педагогических процессов и систем, они сообразны обычаям, традициям и обусловлены уровнем культуры личности. За безнравственный поступок человек несет моральную ответственность, получает общественное порицание и т. д. Нравственные нормы задаются внутренней мерой индивидуально допустимого, ценно только то, что рождается внутри человека добровольно без насилия, становится его самостоятельным выбором, ибо никаким моральным диктатом нельзя вызвать к жизни кого бы то ни было в качестве свободного субъекта, носителя нравственности (К. Мамардашвили). Древняя притча утверждающая, что коня можно подвести к водопою, но заставить его пить нельзя, имеет непосредственное отношение к проблеме нравственного становления личности.

Профессиональная этика, как важная часть этики, формируется в ходе осмысления границ дозволенности профессиональной деятельности специалиста, определяемыми нормами, правилами морали. В научной литературе обозначен ряд определений профессиональной педагогической этики.

В пособии «Философия морали» педагогическая этика определена как «теоретическое осмысление требований, которые предъявляет общество учителю, осознание им этих требований и превращение их в его педагогические убеждения, реализуемые в педагогической деятельности, а также оценку его деятельности обществом».1
Философия морали. / Под ред. В. Л. Обухова, Г. В. Стельмашука. – СПб, 1997. С. 97.

По Д. А. Белухину: педагогическая этика – это совокупность норм, требований и правил, регулирующих поведение педагога в различных видах его профессиональной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм.

По Л. Л. Шевченко: педагогическая этика – дисциплина, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса.

Профессиональная этика существует в обществе со сложившейся моралью и отражает отличия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения.

2. Педагогические аксиомы, их роль в психолого-педагогической деятельности.

Все педагогические жемчужины: теории, педагогические мысли, самый лучший передовой педагогический опыт – все они посвящены одной теме, одной цели – умению любить детей. Это умение названо в числе профессиональных качеств педагога, поэтому это положение следует считать аксиоматичным. Инновационная система должна подготовить будущих специалистов и любящих и уважающих своих воспитанников. Отсюда следуют следующие педагогические аксиомы:

1. Профессионал-педагог должен относиться к детям с уважением.

2. Ученик имеет право на незнание.

3. Профессионал должен уметь любить детей.

Аксиома 1. Профессионал должен относиться к детям с уважением.

Беседа о взаимоотношениях ребёнка и взрослого: (недоверие к детям, их унижение – «сопляк», «ещё ребёнок», «только будущий человек» и прочее).

При этом взрослые ведут нечестную игру, так как слабости детского возраста сравнивают с умениями своих взрослых достоинств («Вот я в твоем возрасте…»). Они скрывают собственные недостатки, забывают о них. «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими», – писал Януш Корчак. Ш. А. Амонашвили, чтобы не возвышаться над ребёнком, садится на корточки и на равных с ним общается. (Пример: занятия в начальных школах США).

Аксиома 2. Ученик имеет право на незнание.

Часто неуважительная, авторитарная позиция взрослого по отношению к ребёнку объясняется им тем, что дети ещё слишком неопытны, малознающи. Однако требование современной педагогической науки – учитель должен уважать детское незнание. Например, при опросе тактичный педагог спокойно выслушает ответ ученика до конца. Он даёт ученику время на обдумывание ответа, не перебивая его своими дополнениями, не прерывая внезапным вызовом другого ученика. Неправильный ответ педагог исправляет в конце изложения. Выдающиеся педагоги разных времён рассматривали обозначенный вопрос. Например, Януш Корчак писал: «Дураков среди детей не более чем среди взрослых».

Часто формы принудительного обучения порождают принудительную умственную работу, которая не приносит необходимых результатов, поэтому большое значение имеет умение предъявлять требования! Ребёнок чётко чувствует – требование исходит от злого учителя, или от доброго. Так вот, он готов выполнить требования доброго учителя, а злого – он не будет выполнять. Почему? Добрый учитель, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость приказа и показывает, как лучше поступить. При этом ребёнок прекрасно отличает необходимую строгость взрослого и принимает её. Но часто, в силу своей зависимости от взрослых, дети смиряются перед авторитетом силы, возраста, положения. При этом возникает непрочная ложная дисциплина, которая нарушается при первом же случае ослабления контроля. Несломленные взрослыми дети упорствуют в своём «нет!» уже на любое требование старших, не принимают ничего, навязанного сверху. Все их силы уходят па протест, они отучаются трудиться и теряют интерес к учебе, появляются различные тяжелые комплексы.

Правильно организованная учебно-воспитательная система позволяет избежать этого, здесь следует учесть несколько положений:

1. Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться при правильно организованной системе обучения. Педагогика объясняет это тем, что нужно выстроить мотивацию деятельности (каждый этап урока, воспитательного мероприятия должен иметь свою цель, мотивирован).

2. Осознанная дисциплина и послушание – это результат правильно организованной деятельности детей. (Примеры из педпрактики, как ведут себя дети в присутствии учителя и без него).

3. Интеллект ребёнка не развивается при массовых, стандартизированных формах работы, рассчитанных на абстрактного «среднего» ученика. Эффективны групповые, индивидуальные формы, в духе педагогики сотрудничества, при котором каждый ребёнок включен в деятельность со своей ролью, поручением.

4. Ребёнок, как и взрослый, предпочитает сам определить содержание и формы своей деятельности (в рамках эвристического образования, со «своими» находками и открытиями нового).

5. Никто ни ребёнок, ни взрослый, не любят надзора и наказаний, которые всегда воспринимаются как посягательство на своё достоинство, (тем более, если это происходит публично).

6. Ребёнок в случае провинности, как правило, осознает их. Но он будет протестовать в случае немедленной репрессивной реакции взрослого. Ребёнку требуется время для осознания и эмоционального ощущения своей вины. До этого педагог не должен требовать признаний от детей и, тем более, наказывать их. Естественным последствием пробужденной совести является раскаяние, проявляющееся в разных формах. Взрослые совершают большую ошибку, наказывая «бессовестного» (с неразбуженной совестью) и наказывая раскаявшегося и осознавшего свою вину. Это вызывает одинаковую реакцию у ребёнка любого возраста: протест, недоверие, озлобленность. Младшие часто плачут, а старшие школьники ненавидят такого учителя.

Аксиома 3. Профессионал должен уметь любить детей.

Мною движет любовь. Она заставляет меня говорить.

Хосе Ортега и Гассет

Любовь должна идти впереди знания, иначе знание мертво…

И. Н. Налинаускас

Одно из основных качеств будущего педагога, которое должно быть сформировано в перманентном образовании, является любовь к детям, к профессии педагога.

С этим положением согласится далеко не каждый. Что такое любовь к детям, как любить врунишек и ябед, двоечников и гордецов, непослушных и злых? Откуда берутся такие разные, и есть ли здесь какие-то педагогические закономерности воспитания?

Что значит любить детей – это, прежде всего, как считает Л. Л. Шевченко, понимать то сложное явление, которое называется детским миром. Древняя притча гласит: странники увидели пастуха, за которым шло большое стадо. Они спросили его, как ему удаётся управлять таким большим стадом? Пастух ответил: «Просто я живу с ними и люблю их, и они чувствуют, что за мной идти безопасней». Также и дети всегда чувствуют, за кем идти безопасней, кто их любит и живёт вместе с ними их жизнью. Любовь к детям является важным условием формирования профессионального педагогического авторитета. А любить детей по-настоящему – значит любить их в горе, и в радости, и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь отклоняется от нормы. Любить детей – это значит предъявлять к ним определённые требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

Любовь как педагогическое понятие. Главный вопрос жизни ребёнка: «Любите ли вы меня?» Следовательно, для педагогики, определяемой как «детовождение», центральным педагогическим понятием должно стать понятие «любовь», она является в большей степени историей учителей, которые любили своих учеников. Все сильные и слабые стороны их педагогических концепций как раз и определяются степенью и формами их любви к детям. Секрет любви раскрывается просто: это безусловное чувство.

Представители гуманистической педагогики на протяжении многих веков в качестве исходной этической нормы называли любовь к детям. При этом у них эмоционально-ценностное отношение к ребёнку проявлялось по-разному. Так, для Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, Р. Штейнера любить детей означало предоставить максимальную свободу творческого самовыражения в соответствии с их возрастными потребностями. И. Г. Песталоцци, Януш Корчак, А. С. Макаренко следовали принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с ними, добиться духовного единства с детьми, чтобы увлечь их за собой. Я. А. Коменский ещё в эпоху позднего средневековья считал, что все детские учреждения должны стать «мастерскими гуманности». Позднее его последователями стали Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, М Монтессори и др. В. Одоевский говорил: «Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески». В. Ашиков пишет, что будущее станет таким, каким будет Человек. Воспитатели нового поколения должны увлечь за собой детей. Именно увлечь. Потому, что ценно только то, что рождается внутри человека добровольно без насилия, становится его самостоятельным выбором. Но чтобы увлечь, нужно нечто такое, что притягивает, вызывает уверенность, а значит, спокойствие и решимость.

Ни в одной профессии любовь к делу не имеет такого большого значения, а отсутствие её не приносит столь огромного вреда, как в звании учителя-воспитателя. Любовь к детям – это не только эмоциональный момент, а первое необходимое качество, без которого не может быть хорошего воспитателя и подлинного чувства такта. Любовь к детям отнюдь не означает проявления «внешней ласковости», переходящей порой в либеральные отношения к детским поступкам. К. Д. Ушинский считал, что «лучше обращаться к детям совершенно холодно, но с величайшей справедливостью, не заискивая их ласк и не лаская их самому, но, выполняя свои обязанности, показать как можно более дельного участия к детям». В таком образе действий проявляется благородство, хладнокровие и сила характера, а эти три качества мало-помалу непременно привлекут детей к воспитателю.

Один из самых сердечных воспитателей, Василий Александрович Сухомлинский, в книге «Сердце отдаю детям» пишет: «От красоты природы – к красоте слова, музыки и живописи». Красота, Искусство, как и нерукотворная красота Природы, способны зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Дети должны слушать красивую музыку, видеть замечательные произведения живописи, прикладного искусства, слышать высокую поэзию, даже если порой она не полностью доступна их пониманию.

Вспоминается статья одной из центральных газет, автор которой читал новорожденному сыну стихи А. С. Пушкина – и тот замирал и как будто всем существом слушал, а начинал читать современные стихи – ребёнок ерзал и вращал головой. Так уже маленькое существо показало, что способно воспринимать гармонию высокого слога. Чуткое, заботливое, бережное, т. е. гуманное отношение к детям не менее актуально сегодня, когда в условиях экономической нестабильности, экспансии антикультуры и неустойчивости мира дети нуждаются в особой защите.

Исходной установкой профессионала является желание видеть ребёнка хорошим и ответное его стремление стать хорошим. При совпадении этих пожеланий получаем положительный результат. Вот чего должен добиваться профессионал в психолого-педагогической деятельности.

3. Этимология и генезис понятий «этика», «мораль», «нравственность», «профессиональная этика».

Веками создавалась самобытная педагогическая культура, составной частью которой является профессиональная этика педагога. Её истоками являются понятия «этика», «мораль», «нравственность».

Этимологический анализ термина «этика» говорит о том, что он происходит от древнегреческого слова «ethos» – «обычай», «темперамент», «характер». Древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) от слова «ethos» образовал прилагательное «ethicos» – этический. Он выделил два типа добродетелей: этических и интеллектуальных. К этическим добродетелям Аристотель отнес такие положительные качества характера человека как мужество, умеренность, щедрость и др. Этикой он назвал науку, которая изучает эти добродетели. Позднее за этикой закрепилось обозначение её содержания как науки о морали. Таким образом, термин «этика» возник в IV веке до н. э.

Традиционно этика определяется как наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования морали, её специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Или коротко – это наука, «изучающая мораль, нравственность»2
БЭС. Изд-во «БРЭ», – М, 1998.

. «Этика – учение о нравственности, морали»3

В философской системе И. Канта этика – наука о должном.

Термин «мораль» произошел в условиях Древнего Рима, где в латинском языке было слово «mos» аналогичное древнегреческому «этос», означающее «нрав», «обычай». Римские философы, и среди них Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.), образовали от термина «mos» прилагательное «moralis», а от него затем возникает термин «moralitas» – мораль.

Мораль (лат. mores – нравы, moralis – нравственный) определяется как специфический способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и т. д., рассматривая различные модели межчеловеческих отношений.

Термин «нравственность» происходит из древнеславянского языка, от термина «нравы», обозначающего обычаи, утвердившиеся в народе. В России слово «нравственность» по своему употреблению в печати определяется в «Словаре Академии Российской», вышедшем в 1793 году.

«Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса, заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, интересов, достоинства, стремлении и действий членов общества с чувствами, интересами, достоинством, стремлениями и действиями сограждан общества»4
Философский энциклопедический словарь. – М, 1998.

Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И. Песталоцци).

Таким образом, этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие – «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки.

В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определённых моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы». На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая – полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.,1990, С. 154– 178). Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» – то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества.

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного, относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». С годами понимание нравственности изменилось. «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»5
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского, 2 изд. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 1995.

Среди современных авторов: следуя идеям Д. А. Белухина: нравственность есть реальные взаимоотношения между людьми и их поступками, оцениваемые с позиций добра и зла. А мораль – некий свод норм и правил, определяющих в данном сообществе людей, что есть добро и что есть зло.6
Белухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Белухин Д. А. – М.: 2007.

Следовательно, ценны только те нравственные качества, которые рождаются внутри человека добровольно без насилия, становятся его самостоятельным выбором.

Таких же идей придерживается Н. М. Борытко. Моральность предполагает ориентацию на внешнюю норму, оценки других, сообщества, культуры. Этические взгляды здесь предстают как нормативная этика, учение о должном, система моральных представлений о нормах поведения в обществе, как деонтология. Нравственность – ориентация на внутренне понятый смысл вещей и явлений жизни. Этические учения, лежащие в русле этого направления, раскрывают внутренние побудительные силы и регулятивы культуросообразного поведения человека, которые предстают как его нравственные характеристики.

Мораль возникла на заре человеческого общества, складывалась и развивалась с его развитием. Требования и нормы морали носят конкретно-исторический характер, отражая специфические особенности этапа общественно-экономической формации.

В борьбе за выживание, когда разрозненность действий людей была не только опасной, но даже гибельной для них, нарушение индивидом норм и запретов жестоко каралось: убийца члена своего рода, клятвопреступник подвергались мучительной смерти, выдавшему тайну рода отрезали язык. Даже сейчас в некоторых юго-восточных странах существует такой нравственный закон: вору отрезают кисть руки. Как видим, рождение благородных нравственных чувств и представлений сопровождалось жестокостями. Позднее требования и нормы морали стали поддерживаться силой традиции и авторитетом старейшин рода. Таким образом, мораль как система требований, подчиняющих волю индивида сознательной цели коллектива, вытекала из чисто практических отношений людей. Во все времена, так или иначе, осуждались убийство, воровство, жестокость, трусость. Человеку предписывалось говорить правду, быть смелым, скромным, уважать старших, чтить память умерших и т. д.

Но, изменяясь вместе с изменениями общественно-экономической формации, она сохраняет элементы общечеловеческой морали. Общечеловеческими элементами морали принято считать нормы и правила, вытекающие из общих для всех исторических эпох форм человеческого общежития и регулирующие повседневные взаимоотношения людей. Понимание этики как практической философии жизнедеятельности человека ведет своё начало от Аристотеля, который отделял наукообразное теоретизирование по вопросам морали и нравственности от прикладного характера проявления моральных и нравственных норм поведения человека.

Этика как философская теория морали возникает не стихийно, как мораль, а на основе сознательной, теоретической деятельности по исследованию морали. Это произошло в IV веке до н. э., когда Аристотель в своих трудах и особенно в «Никомаховой этике» выразил свои взгляды на изучение проблем морали, связи их с политикой, обосновал своё учение о добродетелях. Признано считать этику как философскую науку потому, что она осмысливает мораль (нравственность) в свете определённых философских концепций, даёт морали мировоззренческую интерпретацию. Этика не просто пишет о нравах, как это делает, например, история нравственности, а даёт им критически-ценностный анализ с позиции определённого миропонимания.

Переход к анализу нравственного поведения человека в процессе социальной деятельности привел к её дифференциации, появилась прикладная этика, или профессиональная этика, в которой отражаются особенности поведения специалиста в той или иной области его деятельности. Эти особенности поведения проистекают из специфики самой профессиональной деятельности, которой занимается специалист. Профессии разные, поэтому поведение одного специалиста отличается от норм и правил поведения другого специалиста. Выделялась (служебная, врачебная, военная, научная, педагогическая и т. д. этика), изучающая специфические особенности профессиональной морали или моральные кодексы, они возникли в результате необходимости регулировать поведение профессионалов в тех областях деятельности, которые в результате социальных изменений выдвигаются на передний план и их роль становится исключительно значимой.

В словаре по этике отмечается, что «так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности»7
Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. – 5-е изд. – М., 1983 г.

Однако это определение неполно, поскольку учитывает лишь одно из слагаемых профессиональной морали. Надо подчеркнуть, что возникновение кодексов поведения зависит от уровня развития этической теории, а также может быть вызвано рядом социальных причин. В этом убеждает пример зарождения кодекса профессиональной морали ученых США, которые после трагедии Хиросимы и Нагасаки почувствовали ответственность перед грядущими поколениями за использование научных исследований против человечества и задумались над нравственными основами своей деятельности. Издатель «Американского журнала по экономике и социологии» У. Лесснер в январе 1971 г. опубликовал статью под названием «Ученым из области поведенческих наук требуется кодекс этики». Профессор физики Калифорнийского университета Чарлз Шварц выступил с призывом к ученым фундаментальных наук принимать своего рода клятву Гиппократа, в которой бы звучали слова о том, что цель науки должна заключаться во всеобщем улучшении жизни, а не в том, чтобы причинять вред человеку. Таким образом, моральные кодексы возникают в результате необходимости регулировать поведение профессионалов в тех областях деятельности, которые в результате социальных изменений выдвигаются на передний план и их роль становится исключительно значимой.

Потребность общества передавать свой опыт и знания по воспитанию подрастающего поколения вызвала к жизни систему школьного образования и особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Вместе с ней возникли и элементы профессиональной педагогической этики.

Философы разных эпох, пытавшиеся осмыслить специфические проблемы педагогической морали, высказывали ряд суждений по вопросам педагогической этики. Так, древнегреческий философ Демокрит говорил о необходимости об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения о вреде отрицательных примеров. Аристокл (по прозвищу Платон, 428 или 427–348 или 347 до н. э.), основатель философской школы в Афинах, утверждал, что «нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий (для каждого человека), кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит после смерти ничего, кроме воспитания и образа жизни».

Первым профессиональным педагогом считается Марк Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96), римский оратор, теоретик ораторского искусства. Считается, что Квинтилиан впервые вопросы педагогики поставил на профессиональный уровень. В труде «О воспитании оратора» он писал, что учителем может быть высокообразованный человек и только тот, кто любит детей, понимает и изучает их. Учитель должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть пример нравственного поведения для воспитуемых. Он неодобрительно относился к распространенным тогда физическим наказаниям и считал эту меру достойной лишь для рабов. Он считал, что достичь гармонии можно за счет правильно организованного обучения. При этом он делал упор на общегуманитарное развитие детей и первым обозначил требования к личности учителя: необходимость совершенствования знаний; любовь к детям; уважение к их личности; необходимость организовать деятельность так, чтобы формировалась любовь и доверие к учителю у каждого учащегося.

Представитель эпохи Возрождения француз, философ-гуманист Мишель де Монтень (1533– 1592) обращает внимание на качества личности наставника, считая его ум и нравственность более ценными, чем его ученость. Рекомендуя «соединять строгость с мягкостью», он пишет: «Откажитесь от насилия и принуждения, не приучайте ребёнка… к наказанию»8
М. Монтень. Опыты. Кн. I. М.–Л., АН СССР, 1958, стр. 192.

Вопросы педагогической морали были рассмотрены более основательно в педагогической системе чешского педагога и мыслителя Яна Амоса Коменского (1592–1670), который дал критику тем отношениям, которые сложились в его время. Он разработал своеобразный кодекс учителя, который должен быть честным, деятельным, настойчивым в достижении поставленных целей, поддерживать дисциплину «строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбудить страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве, юношеством должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях – строгость без свирепости»9
Коменский Я. А. Избр. пед. соч. – М., 1955, – С. 609.

Он считал основой нравственного воспитания детей положительный пример поведения учителя.

Английский мыслитель Джон Локк (1632–1704), в своей работе «Мысли о воспитании» отмечал, что главным средством воспитания является пример воспитывающих их людей, среду, в которой они живут. Выступая против принуждения и телесных наказаний, он говорил, что «род рабской дисциплины создаёт рабский характер»10
Д. Локк. Педагогические сочинения. М., Учпедгиз, 1939.

Французский просветитель Жан Жак Руссо (1712–1778) в трактате «Эмиль, или о воспитании» изображает идеального воспитателя, лепящего облик ученика по своему образу и подобию. По его мнению, учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении, стоять выше общества.

Его последователь Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), видный педагог и публицист, обращаясь к учителю, писал: «Помни, что всякое подавление порождает недоверие… ничто не вызывает у ребёнка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание как за поступок. Кто наказывает невинность, тот теряет любовь».11
Там же, – С. 124.

Немецкий учитель учителей Адольф Дистервег (1791–1866) в статье «О самосознании учителя» сформулировал чёткие требования к учителю, который обязан: в совершенстве владеть своим предметом; любить профессию, детей; быть бодрым оптимистом, энергичным, волевым, принципиальным проводником своих идей; постоянно работать над собой, над собственным образованием. Учитель должен быть строгим, требовательным, но справедливым; быть гражданином.

Исключительное значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и литературное наследие К. Д. Ушинского (1824– 1870). Он подчеркивал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»12
Ушинский К.Д. собр. соч.: В 11 т. – М., 1948. – Т. 2. – С. 29.

Их идеи развивали многие прогрессивные деятели и педагоги (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.). Большое значение разработке проблем профессиональной этики уделял В. А. Сухомлинский (1918– 1970). По его мнению, не каждый может стать учителем, так как эта профессия требует от человека самоотверженности, терпения и творчества, большой любви к детям. Он подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Этика в школе – это «практическая философия воспитания». Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны13
Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. – М., 1979 г.

Первое в нашей стране издание по данной проблематике «Этика учителя» принадлежит В. Н. и И. И. Чернокозовым.