Хазарский каганат и Древняя Русь. Русь и степь

  • 25.09.2019

Где очень подробно обсуждалась тюркская метаисторическая проблематика, я решил выложить свой реферат, посвященный взаимоотношениям Киевской Руси и Хазарского государства в IX-XI веке. Только что сформировавшееся древнерусское государство конфликтует с уже начинающей сдавать свои позиции хазарской имеперией.

В течение многих веков древнерусское государство граничило со степными территориями, с преобладанием кочевых племен и народностей. Становление Руси и славянской общности в целом происходило в течение в тесном контакте с кочевым этническим субстратом и его территориально-политическими образованиями. Особое место в данных внешнеполитических контактах занимала "кочевая империя" того периода -- Хазарский каганат, представлявший из себя как важного торгового партнера Киевской Руси, так и опасного геополитического конкурента.


В период княжения, а скорее опекунства Олега до 903 г. и, очевидно, совместного его правления с Игорем вплоть до 907 г. главной целью политики Киева было дальнейшее "собирание" восточнославянских земель, так что к началу первого похода на Константинополь почти все восточные славяне оказались (возможно, по-разному) в сфере влияния Древнерусского государства. После этого центры внешней политики переместились далеко от пределов Киева в два направления: византийское и восточное. Оба они были взаимосвязаны.

Большую роль в экономической жизни Северного Кавказа играла торговля: местная и международная. Основными центрами торговли (как международной, так и местной) служили города. На противоположных концах Северного Кавказа расцветало два города, одинаково связанных с сухопутной и морской торговлей: Дербент — на юго-востоке, Тмутаракань — на северо-западе.

Северный Кавказ был связан с соседними и отдаленными странами системой путей, по которым осуществлялись как торговые операции, так и военные походы. Чрезвычайно выгодное положение Северного Кавказа на стыке Европы и Азии, близ развитых государств Закавказья, Передней и Малой Азии, и между трех морей — Черного, Азовского и Каспийского — способствовало усилению значения этих путей.

Немаловажное значение имели также и морские пути по Каспийскому морю и Черному. Дербент был крупнейшим портом Каспийского моря, и через него многие области Кавказа были втянуты в международную торговлю.

Номенклатура ввозимых и вывозимых предметов была весьма разнообразна. Для северо-западных и центральных районов наиболее отчетливо заметны связи с Византией, Крымом и Русским государством.

Так из Руси привозились некоторые виды крестов (энколпионы, кресты-тельники), пряжки, серьги, пряслица из розового шифера (типа овручских, XII в.), глиняные поливные яйца.

Через Русь поступал на Кавказ янтарь. Из Булгарин и Руси купцы доставляли хлеб, мед, воск, дорогие меха, скот.

Наиболее мощным политическим объединением, сложившимся в середине VII в. в Приморском Дагестане и восточном Предкавказье, являлся Хазарский каганат. В орбиту созданного хазарами государства были втянуты не только народы Кавказа, но и многочисленные племена кочевников (алан, гуннов савир, булгар, тюрок и др.), сменявших друг друга па степных просторах Причерноморья и Прикаспия.

Ко времени образования Древнерусского государства Хазария утратила былое значение и, обогащаясь пошлинами от русской торговли с Кавказом и Багдадским халифатом, старалась подчеркнуть свою роль как защитника передовых рубежей последнего от русских.

Хазария первой половины Х в. неуклонно шла к упадку и теряла свой политический вес. Это хорошо видно по материалам Константина Багрянородного, для которого Хазария — второстепенная политическая сила, уступающая печенегам, Руси и венграм. Гегемония печенегов на юге Восточной Европы уже определилась, и лишь Северный Кавказ по-прежнему находился под преимущественным влиянием хазар, хотя и там поднялась роль алан, да и Византия из Крыма старалась, лавируя среди местных политических сил, увеличить свое влияние в этом регионе. Отсюда особое внимание Багрянородного к печенегам, расчет на подкуп их вождей с целью натравить на Русь, венгров или хазар.

Арабский географ и путешественник Ал-Идриси даеследующую характеристику печенегам и родственным им венграм и мадьярам, проживавшим на территории граничащей с Русью и Хазарией:"Эта седьмая секция седьмого климата содержит продолжение северной части Зловонной земли и большей части страны Баджнак. Из городов внутренних басджиртов [назовем] Мастр и Кастр. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как [туземцы] убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, впадающей в Исил.

Что касается страны Баджнак, то она невелика. Там нет, по тем сведениям, что дошли до нас, больших городов, кроме города Йакамуни8. Его жители многочисленны и являются тюрками9, воюющими с [жи¬телями страны] ар-Русиййа, которая граничит с ними со стороны страны ар-Рум1 . Они укрываются в горах и в лесах, чтобы там на них не могли напасть. Народ баджнак подобен [народу] ар-русийа в обычай сжигать своих покойников. Некоторые из них бреют свои бороды, другие заплетают их. Их одежда состоит из недлинной куртки. Их язык отличается от языка русов и от языка басджиртов."

Бассейн Каспийского моря входил в сферу экономических интересов русов, по крайней мере, с IX в. Тогда по Каспию проходил путь, связывавший Восточную Европу со странами Востока. Согласно сообщению Ибн Хордадбеха, этот торговый путь шел по Дону и Нижней Волге, Каспийскому морю до лежащего на его южном берегу города Джурджана (Гургана) и далее в Багдад. Этот маршрут описан Ибн Хордадбехом как путь купцов-русов, из чего можно заключить, что они играли видную роль в торговле на Каспии. О том, что в IX в. русские купцы поддерживали торговые отношения со многими прикаспийскими областями, говорит и указание Ибн Хордадбеха на то, что отправлявшиеся в путь по Каспию русы имели обыкновение высаживаться "на любом берегу" моря. К X в. русы уже имели свою колонию в Итиле, которая, по-видимому, была довольно внушительных размеров, коль скоро для разбора тяжб русов и сакалиба был выделен специальный судья.

Освоение Волжско-Каспийского торгового пути неминуемо должно было поставить русов перед необходимостью налаживания взаимоприемлемых отношений с Хазарией, которая благодаря своему географическому положению контролировала каспийский участок торговли, а также часть караванных путей между Восточной Европой, Средней Азией, Восточным Закавказьем и Ближним Востоком.

Каким образом оформлялись взаимоотношения хазар и русов во время каспийских походов последних, почти ничего не известно. У ал-Масуди сохранилось единственное упоминание о договоре, заключенном русами с хазарским царем во время похода 912—913 г. Согласно этому договору, за право прохода по территории Хазарии русы обязались отдать царю половину захваченной ими добычи. Хотя на обратном пути русы, как и было обусловлено, послали хазарскому царю половину добычи, они подверглись жестокому нападению со стороны проживавших в Хазарии мусульман, которых будто бы возмутили грабительские действия русов в мусульманских областях Прикаспия. Вот как описывает один из виднейших арабских географов Аз-Идриси разрушение русами первой столицы Хазарского каганата во время одного из Каспийских походов: "Что касается города Самандар, то он был некогда крупным про¬цветающим городом. Он был построен Ануширваном, там были са¬ды и виноградники, число которых не сосчитать58. Затем на город обрушилось племя русов и погубило его, так что процветание города ушло в прошлое" .

Кроме того, с начала X в. на южном берегу Каспия произошли неблагоприятные для хазар политические изменения. Большая часть областей этого региона подпала под влияние бухарских Саманидов, с которыми Хазария находилась во враждебных отношениях, поскольку Саманиды угрожали ей со стороны Средней Азии, подстрекая гузов к набегам на Хазарию. Если посмотреть на географию каспийского похода русов, то окажется, что главной ареной их действий были земли, подвластные Саманидам, а также Ширван. Поэтому в 912—913 гг. хазарам было выгодно пропустить русов на Каспий, ибо своими действиями они ослабляли противников Хазарии. О том, что действия русов в значительной степени совпадали с интересами хазар, косвенно свидетельствуют ширванские и дербентские хроники, которые молчат о походе русов, но много говорят о борьбе с хазарами в первые два десятилетия X в.

Следующий поход русов на Каспий, по заключению большинства исследователей, имел качественно иной характер по сравнению с предыдущими, так как грабительская политика русов уступила место завоевательной. Сведения об этом походе русов сохранились у ряда арабских и персидских писателей XI—XV вв., а также в сочинении армянского историка X в. Мовсеса Каланкатваци. По сообщению арабского историка Ибн Мискавейха, оставившего наиболее подробный рассказ об этом походе русов, в 332/943—944 г. отряд русов захватил богатый азербайджанский город Бердаа, расположенный близ реки Куры в армяно-грузинском приграничье. Русы быстро разбили стоявший в городе небольшой гарнизон правителя области Марзбана, который сам в это время воевал в Сирии. Заняв город, русы заявили местным жителям, что готовы гарантировать их безопасность и свободу вероисповедания, если те будут подчиняться новым хозяевам Бердаа. Однако вылазки против захватчиков продолжались, поэтому русы истребили часть городского населения. Тем временем Марзбан подтянул к городу большое войско, однако так и не смог выбить русов оттуда, хотя и изрядно потрепал их отряд. Вторжение мосульского князя в южную часть Азербайджана вынудило Марзбана перебросить на юг свои основные силы, оставив в Бердаа лишь небольшую часть войска. В конце концов русы, ослабленные распространившимися среди них болезнями, а также постоянными стычками с мусульманами, решили оставить город. Ночью они вышли из крепости, нагруженные добычей, добрались до своего лагеря на берегу Куры, где сели на ожидавшие их суда и отплыли домой.

Попытка русов закрепиться в Бердаа, опираясь на поддержку местного населения, не могла не вызвать противодействия Хазарии. По-видимому, именно после похода русов на Бердаа хазарские владыки перестали пропускать русские войска в Каспийское море, что впоследствии дало повод хазарскому царю Иосифу заявлять, что Хазария служит щитом, защищающим исламский мир от воинственных русов, которые, если бы не сдерживающая их натиск Хазария, могли бы дойти и до Багдада.

Утверждение же Иосифа, что он не пускает русов на Каспий, наводит на мысль, что такие попытки со стороны русов предпринимались и после похода на Бердаа. Возможно, изменение каспийской политики Хазарии по отношению к русам и привело к походу Святослава на восток.

Окончательное поражение хазар связано с походом Святослава. В Повести временных лет под 6473 годом (т. е. 965 г.) зафиксировано: "В лето 6473. Иде Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем свои Каганом, и съступишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаров и град их и Белу Вежю взя. И ясы победи и касогы" . Вероятно, речь здесь идет о тех ясах и касогах, которые еще подчинялись хазарам.

Начал Святослав с освобождения от хазарской власти Вятической земли; а затем в 965 г., пройдя по Оке и Волге, русское войско, быть может при участии торков, разбило булгар и буртасов, спустилось по реке, разорило хазарскую столицу Итиль. По Каспийскому морю Святослав добрался до Семендера и, опустошив его, направился вдоль Кавказа на запад. Здесь, двигаясь к Азовскому морю, он распространил русскую власть на асов и касогов. Связи этих земель с Русью оказались прочными и, видоизменяя форму, просуществовали вплоть до монгольского нашествия. На обратном пути вверх по Дону русские взяли Белую Вежу (Саркел) и затем воротились в Киев. Это был продуманный удар, нанесённый Хазарии в надлежащее время, в пору её политической изоляции; этот удар был основан на трезвом учёт экономических и политических интересов Руси. Цель похода заключалась не только в разгроме Хазарии, но и в том, чтобы взять в руки контроль над торговыми путями в Хорезм, Багдад, Контстантинополь по Волге, Дону, на Керченском проливе, на Северном Кавказе, открыть дорогу на Кавказ и прочной ногой стать в Крыму. Это была победа, благотворно отразившаяся на всём развитии Руси и сильно упрочившая её позиции в Причерноморье.

Однако удержание занятого требовало усилий, так как Вятичская земля сохраняла тенденцию к самостоятельности, и понадобился ещё один поход войск Святослава, чтобы принудить её платить дань.

Восточные источники о разгроме Хазарского каганата позволяют думать, что окончательно разгромить Хазарию в 965 г. Святославу не удалось. Согласно арабскому историку Ибн ал-Асиру, хазары после этого поражения обратились в Хорезм. Ценой принятия ислама правителям Хазарии удалось на несколько лет с помощью Хорезма сохранить свою власть в Поволжье и на северо-восточном Кавказе. После разгрома хазарских войск Святослав покорил ираноязычных асов, живших, по-видимому, на Дону, а также касогов (предки кабардинцев и черкесов), обитавших, очевидно, на восточном берегу Азовского моря.

Существование Хазарского государства тревожило Русь. Во время болгарской войны 968 г. печенеги, вероятно, действовали по наущению Византии, но, возможно, и не без влияния хазар, с которыми у них были общие интересы против рвавшихся из-за Волги торков-огузов. Можно полагать, что после заключения мира с печенегами Святослав, прежде чем вернуться на Балканы, решил покончить с Хазарией. Сам он, по-видимому, в новой хазарской войне не участвовал, отчего русская летопись и не сохранила сведений о ней. Но арабский географ Ибн Хаукаль в 358 г.х. (968/969 г.), находясь в Джурджане на южном берегу каспийского моря, видел там беженцев из Хазарии, поведавших ему о разрушении в этом году русами важнейших хазарских городов Итиля и Семендера. Очевидно, это же событие имел в виду и писавший в конце X в. другой арабский географ ал-Мукаддаси (его сведения поступали из Хорезма): "слышал я, что войско, прибывшее из Рума (Византии), называемое Русь, завоевало их (хазар) и овладело страной их". в этом известии ал-Мукаддаси содержится ясное указание на то, что войско русов, покорившее Хазарию, прибыло из Рума; вероятно, это было войско Святослава, пришедшее с ним из владений Византии. Ибн Хаукаль, упомянув о разорении русами хазарских городов, уточняет, что после этого русы ушли обратно в Рум и Андалус.

Итак, следствием походов войск Святослава было уничтожение Хазарского государства и утверждение русского влияния в Подонье и Прикубанье, а также подчинение Вятичской земли. На Нижнем Поволжье позднее утвердили своё господство огузы и волжские булгары, воспользовавшиеся уничтожением Хазарского каганата.

Окончательно осуществлены планы Святослава были при Владимире, который, готовя повое выступление против Византии в Крыму, должен был в 981—982 гг. опять подчинять Вятичскую землю 33, а вслед за ней и Хаза¬рию. «И на Козары шед, победи я и дань на них положи» . Возобновил он русское влияние и на Кавказе, где в Тмутаракани сидел его сын Мстислав: в 987—989 гг. руссы служили эмиру Дербента. Тмутаракань была и важным церковным центром36. Держа в руках Саркел, Корчев и Тмутаракань, имея мирный договор с Булгарией, Владимир, заняв в 989 г. Херсон, заставил Византию счи¬таться с интересами Руси. Как видим, хазарская политика

оказывалась существенным элементом гораздо более важных проблем.

Хазары перешли из внешнеполитической сферы Руси во внутриполитическую вассальную: в 1023 г. Мстислав Владимирович выступил против Ярослава «с козары и с косоги». Политика Руси в Дербенте, в Алании, Гандже и Ширване свидетельствует о прочности занятых ею позиций на Северном Кавказе.

Войны Святослава с хазарами свидетельствуют о растущей мощи Русского государства и об активизации его восточной политики, имевшей целью закрепление в устье Дона и расширение торговых и политических связей с Ираном и Средней Азией. Создались возможности для еще более тесного общения с народами Северного Кавказа.

Хазарский каганат был первым государством, с которым пришлось столкнуться Древней Руси. От исхода борьбы этих двух государств зависела судьба не только восточно-европейских племен, но и многих племен и народов Европы и Азии. Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м годам VI века, когда они как подчиненные участвуют в походах тюркютов в Закавказье. По-видимому, в начале 90-х годов VI века хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, признавая однако верховную власть Тюркского каганата. Овладев Киевом в 882 году и тем самым подчинив своей власти весь путь "из варяг в греки", князь Олег начинает последовательную и упорную борьбу с Хазарским каганатом, добиваясь освобождения из-под хазарского ига восточнославянских племен и объединения их в одном государстве. При приемнике Олега князе Игоре Киевская Русь несколько раз сталкивалась с Хазарским каганатом. Дважды, в 913/914 гг. и в 943/944 гг. Эти крупные столкновения были из-за невозможности для Руси проходить через Хазарию в Каспийское море и далее в Закавказье. Торгово-военные суда Руси из Азовского моря подымались по Дону до Переволоки, откуда сухим путем их перетаскивали в Волгу. Первый такой поход для Руси окончился разгромом: на обратном пути они, по требованию мусульман, подверглись нападению. Второй прошел для Руси благополучно. Киевской Руси несколько раз тогда же приходилось сталкиваться с Хазарией из-за крымских владений. Но смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии. В 964 г. князь Святослав поход на реке Оке. В 965 году он разгромил Хазарский каганат.

После разгрома Святославом Хазарского каганата, Булгария , воспользовавшись начавшейся на Руси гражданской войной, распространяет свое влияние на племена вятичей, мурома и меря. В 80-х годах Х века булгары пытались склонить вятичей против Киева и попытка эта была вполне успешной. В 984 году Владимир совершает поход на радимичей, вятических соседей, а на другой год летописью зафиксирован грандиозный поход объединенных русско-торческих полков против Волжской Булгарии. После похода на булгар в 985 году, киевский князь осознает, что с булгарами выгоднее дружить и сотрудничать, чем враждовать и заключает с ними «вечный мир». Русь интересовала булгар как рынок сбыта и своих товаров, и товаров, привозимых с Востока. В свою очередь, Русь была заинтересована в Булгарии в не меньшей степени, о чем говорит существование в булгарской столице русской колонии. В 1006 году договор между Киевской Русью и Волжской Булгарией был перезаключен на новых условиях. До 1088 года летописи умалчивают о столкновениях булгар с русами. Владимир Святославович, сделавший попытку покорить булгар, вынужден был заключить с ними «вечный мир». Он понял, что мирные отношения с Волжской Булгарией принесут его государству куда большие выгоды. Договор Владимира с Булгарией перезаключается несколько раз и служит прямым доказательством длительных добрососедских отношений между двумя государствами. византийский русь хазарский князь

Русь и Каганат

Третьего июля 968 года князь Святослав положил конец существованию Хазарского Каганата

Только трижды в год Каган нарушал своё уединение. На белом коне он проезжал по улицам и площадям столицы, а позади ровными рядами следовали гвардейцы-нохчи. Смотреть на кагана запрещалось. Тех, кто нарушал этот запрет, чечены тут же протыкали копями.
Тем не менее, к моменту падения каганата в Хазарии сложилась система двойного правления, при которой военную власть осуществляли беки, а за каганами остались жреческие функции и номинальное главенство. Исполнительную власть осуществлял царь-пех. Последним царём каганата был Иосиф бен Аарон. Иосиф разрешил переселиться в Хазарию византийским евреям, когда при императоре Романе на них начались гонения.
Однако мало кому знаком тот факт, что некоторое время Русь была под игом Хазарии, а деятельность киевского князя контролировал хазарский тудун . Нет, хазары не завоёвывали Русь. Просто-напросто, киевские купцы задолжали хазарским ростовщикам, и вынудили князя расплатиться за них независимостью государства. Киев платил хазарам дань не только дань деньгами, но и дань мечами , то есть, воинами. Славяне поставляли хазарам довольно крупные воинские подразделения, и если они терпели поражения, то воинов казнили.

Тудуны были фактическими правителями Киева подобно тому, как в самой Хазарии от имени номинального тюркоязычного каган а власть осуществлял еврейский кагал , в лице человека, именуемого по-тюрксики бек , а по-еврейски ха-мелех . Первым тудуном стал в 839 году хазарский воевода Алмус.

Одним из таких тудунов был и знаменитый Дир, убитый Вещим Олегом вместе с князем Аскольдом во время захвата Киева в 882 году. После этого Олег ещё два года воевал с хазарами и до самого 939 года избавил Русь от их власти.

Однако в том самом 939 году хазарский воевода Песах устроил засаду возвращающемуся из похода русскому войску, разбил его, после чего разорил Киев и восстановил на Руси хазарское господство. Князья снова стали данниками Каганата. Именно для того, чтобы выплатить дань Каганату, Игорь устраивал полюдье – собирал дань с подвластных Киеву славянских племен.

И вот наступила осень 945 года. Князь Игорь только что выплатил хазарам очередную дань, но в этот раз размер дани хазары сочли недостаточной. Пришлось Игорю снова идти по людям и заново добывать мед и шкурки для хазарской дани. Так он снова явился в землю древлян, где и был убит.

У этого события есть и другая версия. По этой версии древляне убили Игоря по наущению хазар. Дело в том, что за год до этого Игорь, с 941 по 944 год воевавший с Византией по требованию Каганата, неожиданно помирился с Империей и заключил с ней пакт о ненападении. Этот пакт был дополнен секретным протоколом о разделе между Русью и Империей Крыма и Северного Причерноморья.

В тот период правил в древлянской земле князь Мал. Скорее всего, это славянское искажение иудейского имени Малх, означающего «царь». Слово это одного корня с упомянутым уже ха-мелехом. Вероятно, его мать была хазарянкой. Этот самый Малх и заманил в засаду дружину Игоря.

Воин Каганата

У древних славян был такой обычай: если кто князя убьет, тот князем и становится. Так рассчитывал сделать и Малх. Убив князя, он намеревался забрать себе во владение всё, что тот имел, включая жену Игоря Ольгу, но та не собиралась становиться женой какого-то Малха, человека, убившего ее мужа. Поэтому, разыграв комедию со свадьбой, Ольга перебила всех этих древлян вместе с их князем.

Впоследствии Ольга пыталась заручиться поддержкой Византии в борьбе с Каганатом, но греки поставили условием крещение. Ольга его приняла. Принять православие она советовала и Святославу, но он ей ответил: «Како аз хочу ин закон приняти един? А дружина моя сему смеятися начнут». В переводе на нынешний язык это звучит так: «Ты чё, мать, меня же мои пацаны заприкалывают».

Несмотря на крещение Ольги, помощь от Византии так и не пришла, и повзрослевшему Святославу пришлось рассчитывать только на свои силы.

В конце концов, 3 июля 968 года князь Святослав Игоревич разгромил хазарскую армию и стер с лица земли Итиль, Семендер и другие хазарские города, а всё хазарское золото было сброшено в Волгу, так как дружинникам Святослава было, что называется, западло брать себе богатство, нажитое на торговле людьми. Выражение «деньги не пахнут» было в те времена, по всей видимости, еще незнакомо нашим предкам.

После разгрома Хазарии нашими славными предками в одном из её осколков образовалось еврейское княжество Жъугьут с центром в первой столице Хазарии Семендере рядом с расположенной теперь в Чечне нынешней станицей Шелковской. Другой осколок иудейской Хазарии - хазарское княжество с центром в Керчи было завоевано в 1016 году в совместном походе византийских и русских войск.
Зависимое от Хорезма небольшое политическое образование в Нижнем Поволжье с центром в Саксине, находившейся на месте Итиля, подверглось исламизации.

Смотрите также:

Помнить великие победы наших предков – святой долг каждого из нас, ибо знание о тех великих победах прошлого несут в себе ключи к пониманию того, как нужно строить своё будущее. Как помним мы победу дедов наших в Великой Отечественной войне над гитлеровским нацизмом 1945 года, так должны мы чтить и помнить неоценимый вклад в развитие Руси победы в 964 году над Хазарией.

О Святославе замолвите слово­

Мало кому за пределами нашей Родины известно имя воина, правителя и человека – Великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым. Но ещё меньше известно, что правильное имя его Све тослав, а не Свя тослав, так как имя его происходит от слова «Свет », а не «свят ». Так, заменив лишь одну букву, враги Руси убили правильное понимание его имени, которое образовано из двух таких прекрасных слов как Свет и Славить. В итоге, получилось мужское имя Светослав, означавшее того, кто славит свет или свет славящего. Кроме того, в отличие от , которого наши предки называли тёмным воином, князя-воина Светослава народ называл Светлым Князем и Светлым Воином.

Князь Светослав Игоревич с детства воспитывался, как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд (варяги были высшей кастой профессиональных воинов, формировавшейся из разных народов Славяно-Ариев), учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьёй, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Светослава другой варяг – главный киевский Свенельд .

Будучи трёхлетним ребёнком в 945 году н.э., а правильнее в лето 6453 от СМЗХ (Сотворение Мира в Звёздном Храме – новое летоисчисление наших предков, которое берёт своё начало от момента заключения мирного договора после победы в войне над Древним Китаем), он принял участие в своём первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Князь Игорь решил собрать подать по второму кругу, за что и был убит древлянами. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска – киевское и древлянское, то маленький Светослав бросил копьё в сторону древлян. Тогда ещё Светослав был совсем мальчиком, поэтому копьё улетело недалеко – пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов – только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.

Кстати, слово КНЯЗЬ по расшифровке Гриневича Г.С. на древнем праязыке наших предков – КЪНАЗЬ, означает «к совершенству (утончённости) земли имеющий отношение или, просто, сокровенность (утончённость) земли»!

Пока Светослав подрастал и набирался опыта и мужества, княжеством правила его мать княгиня Ольга. Но Светослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга приняла крещение в греческую религию, которая впоследствии стала христианской, то Светослав оставался носителем ведических знаний и традиций своих предков.

Сквозь века сохранилось описание его портрета византийским историком Диаконом: «Среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами…»

Больше всего Светослав ценил боевые доспехи и оружие. Древняя летопись «Повесть временных лет» повествует о князе Светославе, как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Такими же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Светослава, не обременённая обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх.

Сам же Светослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Иду на вы!» Что означало – хочу идти на вас, то есть вы мои враги. Забавно то, что на «вы» наши предки называли врагов, а сейчас это слово уважительного обращения к незнакомому человеку или старшему по возрасту.

Не нападать без предупреждения, не стрелять в безоружного, или не равного по силе противника – это кодекс воинской чести , древняя традиция Славяно-Ариев, которую чтил и соблюдал великий Светлый Воин князь Светослав.

Кроме воинской чести и мужества, выдающейся особенностью характера Светослава, как Светлого Воина, была его непримиримая борьба с ростовщичеством , приносимым на Русь хазарами. За то, что брали деньги под проценты и давали под проценты другим, рубил обе руки . Считал ростовщичество растлением души и денежным рабством, порождающим все пороки. А хазар, промышлявших на Руси кредитованием, приковывал к плоту и сплавлял по Днепру в .

Хазарcкий Каганат

Хазарское государство – Хазарский Каганат – самое сильное и богатое государство на юго-востоке от границ Киевской Руси. Располагалось оно в низовьях Волги, растянувшись на запад и на восток вплоть до Мордовии, включая такие территории, как Северный Афганистан, Крым (Тмутаракань – один из её городов). Хазарский город Семендер находился на Северном Кавказе, Саркел – в междуречье Волги и Дона, нижнего их течения. Столица Итиль находилась как раз в устье Волги, примерно на месте современной .

До закабаления персидскими иудеями (и-УД-ей – означает иссекающие УД, т.е. обрезанные, а УД – мужской половой орган, откуда произошли слова УДовольствие – получение сексуального наслаждения, УДочка, УДилище) в середине 6 века н.э. Хазарии, в ней довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белыми хазарами называли тогда правящую касту профессиональных воинов из Славяно-Ариев, в то время как чёрными хазарами называли тюркские племена, пришедшие в низовья реки РА (Волги – Итиль) из глубин Азии, как беженцы из Древнего . По сути своей, чёрные хазары были представителями жёлтой расы с примесями чёрной расы. У них были чёрные волосы, чёрные глаза и смуглая (жёлтая) кожа, за что и были они прозваны чёрными хазарами .

Хазария существовала как многонациональное государство, в котором люди как белой, так и жёлтой расы мирно жили бок о бок друг с другом. В таком же мире и согласии Хазария жила и со своими соседями. Выгодное месторасположение Хазарии (через Хазарский Каганат проходил знаменитый «Великий шёлковый путь») привлекло в страну персидских иудеев из колена Симонова, которые начали переселяться сюда после совершённой ими революции в Персии, когда евреи начисто обобрали персидский народ, и со всеми их богатствами бежали из страны. Подробнее о том, как была уничтожена Персидская Империя, которую основали предки Славяно-Ариев, можно прочитать в и книгах Николая Левашова

Когда же гражданская война в Китае привела к резкому снижению товарооборота, хазарские евреи двинулись на север и разгромили и подчинили Камскую (Волжскую) Булгарию, а также заняли безкрайние земли Великой Перми, где организовали свои торговые поселения – фактории. Завоёванные земли давали драгоценный мех соболей, куниц, горностаев, а кроме того, хазарские евреи организовали торговлю детьми (прямо как ). И снова потянулись караваны с мехами и рабами уже с Севера на Юг, а деньги – в закрома хазарских иудеев.

У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам...» а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов , также совершавших набеги на Русь.

Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.

Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.

Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.

«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.

Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» - Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город - Семендер и крепость Саркел.

После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.

В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников - половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава - сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом . Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.

Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе