Интеракция определение. Значение слова «интеракция

  • 25.03.2022

Общение – это поистине глобальное социальное явление, в нем отражается сама сущность человеческого бытия. Даже полноценным человеком ребенок может стать только в контакте со взрослыми. Однако в обыденной жизни мы нередко сводим общение к коммуникации, то есть к обмену информацией. И забываем, что это невозможно без его другой, важнейшей составляющей – без взаимодействия, или интеракции.

Да и став взрослым, человек следует нормам и стереотипам поведения, сформированным у него в процессе интеракции. Подумайте, что из тех простых и привычных действий, которые вы совершаете по утрам, не является социотипическим поведением? Мы встаем с кровати (так принято спать в нашем обществе) по будильнику, кем-то изобретенному, чтобы идти взаимодействовать с другими людьми для достижения какой-то общей цели. Мы умываемся, чистим зубы, завтракаем, пьем чай или кофе, так как это принято в социуме, усвоено нами с детства и стало частью нашего поведения.

А где же тут индивидуальное, только нам присущее? Даже если человек захочет продемонстрировать свою оригинальность, то и в этом он будет отталкиваться от известных и усвоенных им норм поведения.

Часто кажется, что наша личность теряется в переплетении социальных контактов и отношений, а процессы интеракции ее стирают. Это, конечно, не так. Человек – единство индивидуального и социального, и нельзя личность оценивать только с точки зрения обыденных, малозначимых дел.

Роль интеракции в социуме

Сущность интеракции проявляется не только в зависимости индивида от социальных отношений и в социотипическом поведении. Взаимодействие людей лежит в основе формирования и развития общества и его структурных единиц – . Любая группа рождается из потребности людей в совместной деятельности, в согласованных усилиях для достижения общей цели. Так было с тех времен, когда человек и человеком-то еще не стал.

Группа обеспечивает защиту, дает уверенность в завтрашнем дне и возможность решить те задачи, которые одиночкам решить не по силам. И любая группа, даже очень маленькая, из 2-3 человек существует до тех пор, пока есть интерактивные процессы, то есть потребность во взаимодействии, общие усилия для достижения цели, общие интересы, общее дело.

Задумайтесь над этим, и тогда станет ясно, почему распадаются браки, почему встретившись через 5-10 лет после окончания школы, бывшие одноклассники чувствуют себя чужими, почему со временем затухает казалось бы крепкая юношеская дружба.

Успех интеракции зависит от многих факторов, влияющих на взаимодействие людей, но главный из них – психологическая совместимость.

Психологическая совместимость как фактор взаимодействия

Есть в нашей жизни такие явления, которые становятся заметными, только когда их нет. Парадокс? Ничего подобного, просто это настолько естественные вещи, что мы не обращаем на них внимания. К таким явлениям относятся дружба, взаимовыручка, мир, здоровье и многое другое, в том числе и психологическая совместимость.

Что такое психологическая совместимость

Пока она существует в группе, никто о ней и не задумывается. В социальной психологии даже само это понятие впервые появилось в своей негативной форме – «психологическая несовместимость». Проявляется она в той ситуации, когда в силу люди просто не могут друг с другом позитивно взаимодействовать и любой контакт становится поводом для конфликтов. Наличие психологической несовместимости – беда для любого : нетерпимость и личная неприязнь, несочетаемость на уровне психологическом, а то и физиологическом, могут иметь катастрофические последствия. Любой руководитель, лидер, управленец должен знать основные параметры психологической совместимости и уметь их выявлять в процессе взаимодействия сотрудников.

Под психологической совместимостью понимают оптимальное сочетание индивидуальных особенностей, которые делают интеракцию людей эффективной. Часто можно слышать, что противоположности сходятся или, напротив, нормальные отношения возможны, только если у людей много общего. Оба эти утверждения неверны. Дело не в сходстве и различии, а в оптимальном сочетании, как у шестеренок в сложном механизме. И это оптимальное сочетание, во-первых, должно быть и на эмоциональном уровне, во-вторых, зависит от характера совместной деятельности. Вполне совместимые в сфере профессиональной деятельности люди могут быть несовместимы, например, в семейных отношениях.

Уровни психологической совместимости

Психологическая совместимость (как и несовместимость) очень редко бывает абсолютной. Отлично взаимодействующие в процессе теоретической разработки проекта люди могут плохо сочетаться в условиях практической деятельности. Или, например, при выполнении какой-то сложной, требующей терпения задачи торопливый эксцентричный холерик и медлительный, но обстоятельный флегматик обречены на конфликты. Точнее, конфликтовать будет человек с чертами холерического темперамента, считающий напарника тупым и ленивым. А его флегматичный напарник будет терпеливо ждать, пока партнер перебесится или пока ему самому не надоест исправлять косяки торопыги. Задача же, скорее всего, так и останется невыполненной.

В другой ситуации, при правильном распределении ролей и функций, флегматик и холерик вполне могут составить продуктивный и эффективный тандем. Например, холерик будет выступать генератором идей, а флегматик их тщательно проверять.

В психологии выделяют несколько видов или уровней совместимости, которые зависят от разных факторов и проявляются по-разному:

  • Физиологический уровень связан с врожденными особенностями физиологии индивида: с возрастом, полом, физическими качествами и телесной конституцией, метаболизмом и скоростью протекания нервных процессов. Например, часто психологически несовместимыми оказываются люди, между которыми большая разница в возрасте. А в походных условиях совместимость может зависеть от уровня физической выносливости – одни члены группы уже устали и еле плетутся, а другие бодры и считают первых лентяями.
  • Психологический уровень: особенности , и т. д. Если существенное различие в уровне интеллекта почти всегда гарантирует психологическую несовместимость, то сочетание черт темперамента и характера просчитать значительно сложнее. Они проявляются более разнообразно, и само сочетание зависит от характера взаимодействия, его цели и значимости. Чем более важен и значим для нас партнер, тем более терпеливо мы относимся к его психическим особенностям.
  • Социально-психологический уровень включает в себя сочетание (чаще всего сходство) интересов, ценностей, идеалов, верований и т. д.

Оптимальное сочетание партнеров по всем трем уровням – большая редкость, поэтому – это неотъемлемая сфера интеракции. Это тоже взаимодействие, имеющее свои законы и приносящее не только вред, но и пользу.

Виды или стратегии интеракции

Стратегии интеракции – это особые типы поведения человека в процессе его взаимодействия с другими людьми. Несмотря на разнообразие человеческих отношений в современной социальной психологии выделяют всего 5 стратегий:

  1. Сотрудничество – такой тип взаимодействия, когда партнеры заинтересованы в совместной деятельности, так как цель ее может быть достигнута только согласованными усилиями. Эта стратегия наиболее эффективна, когда участники взаимодействия принимают друг друга и на социальном, и на личном уровне, то есть между ними есть психологическая совместимость и не только взаимная заинтересованность, но и взаимная симпатия.
  2. Соперничество – противоположная сотрудничеству стратегия, в которой тоже имеется общая цель, но она может быть достигнута только одним из участников взаимодействия. Другие же воспринимаются как препятствия, которые нужно устранить. Необязательно в буквальном смысле, но в любом случае полная или частичная нейтрализация соперников необходима. Поэтому следствием этой стратегии часто бывают конфликты. Ее примером может служить влюбленность двух человек в один и тот же объект или желание занять одну должность.
  3. Компромисс – своеобразная промежуточная и, пожалуй, самая сложная стратегия. В ней нет полного принятия партнера, но есть понимание необходимости мирного решения проблемы и взаимодействия для достижения цели. Компромисс – это стратегия взаимных уступок, когда ради основных интересов, базовых ценностей партнеры готовы пожертвовать чем-то менее значимым. Этот тип взаимодействия часто встречается в социуме, так как идеальное совпадение целей и интересов – это редкость. Умение использовать стратегию компромисса – важное условие успеха и собственного психического равновесия. Можно сказать, что и человеческая цивилизация выжила только благодаря тем, кто способен идти на компромисс.
  4. Приспособление. Люди, выбирающие подобный тип поведения, предпочитают жертвовать собственными интересами в угоду более сильному и уверенному в себе партнеру. Как правило, стратегию приспособления выбирают люди с или сильно зависимые от своего партнера, опасающиеся разрыва отношений и неспособные к активному противостоянию.
  5. Избегание – это и не взаимодействие в собственном смысле слова, а стремление уклониться от контактов. Это пассивная позиция, когда человек отказывается от удовлетворения собственных интересов, лишь бы не связываться с неприятным партнером.

Первые три стратегии считаются сильными, а последние две – слабыми. Они нерезультативны, неэффективны и неспособны решить проблемы, которые только накапливаются и приводят в конечном счете либо к открытым конфликтам, либо к психологическим проблемам: и .

Наша жизнь – сложная и разнообразная штука, поэтому в разных ситуациях мы выбираем различные стратегии взаимодействия. На этот выбор влияет множество факторов: и наши индивидуальные особенности, и цели деятельности, и качества партнера, и наша заинтересованность в нем. Поэтому процессы интеракции так разнообразны и отражают нашу неповторимую уникальность, позволяют нам проявляться как .

ИНТЕРАКЦИЯ - двустороннее каузальное влияние и обоюдная зависимость двух переменных в физических и социальных системах, интеракция заключается в последовательности стимулирующих реакций, которые поддерживают или восстанавливают некое стабильное состояние. К ним относятся, например, действия и коммуникативные сигналы (язык, жесты), передающие информацию в отношениях между двумя индивидами (по типу организм-организм, организм-машина, машина-машина). Подобные процессы управления, процессы обратной связи - как внутренние (присущие системе стимулы), так и внешние (изменения в системе, обусловленные внешней средой), а также специфические свойства сложных систем вообще исследуются в кибернетике.

Процесс взаимодействия между индивидами, в котором формируется собственное и коллективное, общественное сознание, осмысляется уже в немецком идеализме посредством введенного И.Г. Фихте понятия «признание»; оно есть основа правового отношения между людьми. Утверждение интеракции между членами общества как фундамента обоюдного признания в качестве правового лица и заявление прав, обязанностей и опирающегося на них обоснования правовых норм и принципов очень важны для современных теорий договора (например, у Дж. Ролза ). Напротив, в феноменологии, персонализме и Экзистенциализме интерсубъективные отношения рассматриваются отдельно от практических обязанностей и статуса правовой личности.

В немецкой философии понятие интеракция в смысле коммуникативного действия впервые вводится Ю. Хабермасом . Под коммуникативным действием он понимает «осуществляющуюся в символическом горизонте интеракцию», которая «следует действующим обязательным нормам, определяющим взаимные ожидания в контактах»; последние должны «пониматься и признаваться по меньшей мере двумя активными субъектами».

Общественные науки с помощью понятия и. исследуют человеческие взаимоотношения на двух уровнях: (а) межличностном и (б) между человеком и обществом. В социальной системе две или более личности координируют свои действия, коммуникацию и отношения на основе определенных ожиданий (социальных ролей, контекста) и поведенческих норм. Согласно концепции символически реализующегося интеракционизма (Дж. Болдуин, Ч. Кули и Дж. Г. Мид), развитие индивидуальной личности сводится к процессу межличностной интеракции. При этом идентичность Я формируется только через дополнительные социальные роли, осваиваемые и практикуемые в пространстве интерсубъективности на основе деятельностных ожиданий и результативно-успешной межличностной коммуникации. Последняя подробно исследуется - в аспекте соотношения сложных информационных систем и общества - в теории систем Н. Лумана. При этом общество более не рассматривается как конституирующееся посредством комплексной интеракции, а понятие общества не определяется через названную комплексную интеракцию; вместо того интеракция переносится во внешнюю среду системы, поскольку, по мнению Н. Лумана, всякий смысл конституируется трансинтеракционально с перспективой применения вне проходящей в соответствующий момент тем или иным образом интеракции. В философии духа термином «интеракционизм» характеризуется дуалистическая позиция, подразумевающая каузальную интеракцию между телом и духом. Наиболее известный пример подобного дуализма - декартовское разделение в понятиях «res externa» и «res cogitans» тела и духа как самостоятельных онтологических субстанций, которые каузально воздействуют друг на друга через шишковидную железу. Эта теория, во-первых, неверна относительно физических законов сохранения и представлений о единстве причинно-следственного характера в физике, а во-вторых, в ней не объясняется, как функционирует процесс каузальной интеракции между двумя различными субстанциями и каким образом осуществляется ментальное причинение. Последующие попытки решить проблему интеракции в рамках дуалистической теории предпринимались в окказионализме, параллелизме, эпифеноменализме, а также в концепции интеракционистского дуализма Поппера-Икклса.

Теоретическая психология, исследующая феномен и., занимается проблемой понимания ментальных состояний Другого (теория мнений), эмоций и мотиваций как слагаемых успешной межличностной интеракции. Современная психология, как и философия, рассматривает интеракцию в контексте социального познания, теории действия, развития самосознания и культурной идентичности. 

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 145.

Интеракция - ϶ᴛᴏ организация людьми совместной деятельности путем согласования своих мировоззренческих и практических позиций. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, ᴛ.ᴇ. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (ᴛ.ᴇ. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но всœе же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова. В случае если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, ᴛ.ᴇ. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения. Какая «другая» - на данный вопрос еще нужно ответить.

В случае если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого» (Б.Ф. Ломов, 1975), которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителœем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям крайне важно обмениваться и информацией, и самой деятельностью, ᴛ.ᴇ. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, к примеру, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всœегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определœены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделœено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать всœе виды человеческой деятельности.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателœем концепции. Методологически некорректным здесь явился сам принцип - выделœение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. По этой причине логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, ᴛ.ᴇ. в прямо противоположном направлении (А.Н. Леонтьев, 1972). Направление же, предложенное Т. Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста͵ поскольку в нем всœе богатство социальной деятельности (иными словами, всœей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Я. Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта͵ б) психического контакта (по Я. Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Я. Щепаньский, 1969). Хотя всœе сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым (В.Н. Панферов, 1989).

процессы и способ, которым социальные факторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу.


Смотреть значение Интеракция в других словарях

Интеракция — - понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой институтами власти, опосредованное использованием символов, норм, стереотипов и их персональной........
Политический словарь

Интеракция В Политике — - понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой с институтами власти, опосредованно использованием норм, символов, стереотипов и их персональной........
Политический словарь

Интеракция — (англ. interaction) - взаимодействие.
Психологическая энциклопедия

Облегчающая Интеракция — Эффект, возникающий вследствие суммации воздействия двух последовательно представляемых идентичных стимула.
Психологическая энциклопедия

Символическая Интеракция — (symbolic interaction) Термин "С. и." связывают с определенным социологическим и социально-психол. подходом к изучению жизни челов. группы и взаимодействия между людьми. В американской........
Психологическая энциклопедия

Интеракция — - англ. interaction; нем. Interaktion. Динамическое взаимодействие и соотношение между двумя или более переменными, когда величина одной переменной влияет на величину других переменных.
Социологический словарь

Интеракция Лицом К Лицу — - социальное взаимодействие между людьми в ситуации непосредственного соприсутствия и взаимного влияния.
Социологический словарь

Интеракция Символическая — См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ.
Социологический словарь

Интеракция Социальная — - англ. interaction, social; нем. Interaktion, soziale. 1. Процесс, при к-ром индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая........
Социологический словарь

Интеракция Табу — - англ. interaction, taboo; нем. Interaktionstabu. Запрет сексуальных отношений между членами кровно-родственной группы.
Социологический словарь

Интеракция, Ритуал Интеракции И Порядок Интеракции — (interaction, interaction ritual and interaction order) - процессы и способ, которым социальные акторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу. Если образцы........
Социологический словарь

Классная Интеракция — (classroom interaction) - описание действий различных участников школьного класса. Интерес к характеру отношений в классе получил развитие в связи с ростом изучения........
Социологический словарь

Социальная Интеракция — (social interaction) - см. Интеракция; Ритуал интеракции и порядок интеракции.
Социологический словарь

Стратегическая Интеракция — (strategic interaction) - интеракция, встречающаяся в ситуациях, когда приобретение одной стороны оборачивается потерей для другой, и наоборот. Принятие решения в стратегических........
Социологический словарь

ИНТЕРАКЦИЯ — ИНТЕРАКЦИЯ (от лат. inter - между, посреди и actio - действие, деятельность), взаимодействия организмов в биоценозе.
Экологический словарь

Сущность интеракции раскрывается через взаимодействие. Таков, кстати, и буквальный перевод слова interaction с английского. Но это не просто взаимодействие, а взаимодействие в процессе общения.

Вообще, интеракция занимает одно из важнейших мест в общении. Более того, в русле выделяется целое направление, сторонники которого считают, что именно от интеракции нужно отталкиваться при анализе любого явления. Называется это направление символическим интеракционизмом.

Структура общения

«Формула» общения такова: коммуникация + + интеракция. Иначе говоря, общение можно представить как совокупность трех компонентов, или, вернее, трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Конечно, во время того, как мы общаемся, мы этого разделения не чувствуем; в этом и нет необходимости. Все составляющие общения тесно переплетены и совершаются одновременно. Однако в теории это разграничение проводится и позволяет более ясно понимать, что вкладывается в тот или иной компонент общения.

Итак, первый элемент - коммуникативный. Коммуникацию, пожалуй, можно назвать ядром общения. Недаром большинство определений общения сводятся именно к коммуникативному его элементу, то есть обмену информацией, а сами понятия «коммуникация» и «общение» часто употребляются как взаимозаменяемые.

Перцепция - это восприятие друг друга участниками общения. Многие авторы предпочитают говорить не о восприятии, а о познании партнера, подразумевая, что процесс этот шире и глубже, чем простое .

Наконец, перед нами предстает третья сторона - интеракция. В интерактивном аспекте общение представляет собой прежде всего организацию совместных действий, реализацию совместной деятельности. О взаимодействии при интеракции можно говорить как о нескольких процессах.

  • Взаимодействие, возникающее в ходе общей деятельности (трудовой, игровой, познавательной).
  • Влияние одной стороны на другую: внушение, убеждение.
  • Обоюдное влияние сторон.

Под «сторонами» подразумеваются не только отдельные личности, но и социальные общности (поэтому, кстати, часто используют понятие «социальная интеракция»). Социальная интеракция обязательно включает в себя реакции партнеров друг на друга, а также предполагает умение примерить на себя роль другого и хотя бы в целом представить, как участник воспринимает своего визави. Подчеркивая важность интерактивной составляющей общения, некоторые авторы утверждают, что то, как человек представляет самого себя, во многом зависит от того, как его воспринимают другие во время взаимодействия.

Формы взаимодействия

В реальности люди вступают в бесконечно разнообразные взаимодействия. В исследовательских целях их разделяют на определенные группы, обозначая примерные их типы. Так, все множество возникающих между людьми отношений можно распределить по двум полюсам: положительному и отрицательному.

Получаются, таким образом, базовые виды интеракций: кооперация и конкуренция. Названные понятия условны и могут обозначаться любыми сходными: согласие и конфликт или приспособление и оппозиция. В любом случае ясно, что первый вид предполагает сотрудничество, такое взаимодействие, которое подпитывает, закрепляет общую деятельность, а второй же, напротив, описывает разнообразные препятствия, возникающие на ее пути.

Важнейшее свидетельство подлинной кооперации - включенность каждого участника процесса в общее дело. Потому и при экспериментальном изучении кооперации оценивают главным образом размер вклада каждого из людей (или групп), вовлеченных в деятельность. Второй вид интеракции (конкуренцию) рассматривают чаще всего по наиболее ярко проявляющейся его форме - конфликту.

В социальной психологии неоднократно осуществлялись попытки сделать эту структуру более дробной. Наверное, самая известная схема, предназначенная для описания разнообразных человеческих взаимодействий, согласно одному плану, принадлежит американскому социальному психологу Роберту Фриду Бэйлзу. Он сформулировал 12 категорий, в которые, как он посчитал, попадает большинство действий членов группы, когда они заняты общей деятельностью. Эти категории распределены по трем осям.

  • Доминирование или подчинение.
  • Включенность в работу группы или нежелание брать на себя полномочия.
  • Дружелюбие к другим участникам или недружелюбие.

Также была и другая группировка - по четырем областям. Две из них относились к эмоциональной сфере: область негативных эмоций и область позитивных. Две другие были связаны с проблемами: одна относилась к их постановке, другая – к способам решения.

Одним из главных аргументов критиков, оспаривающих схему Бейлза, было то, что она не учитывала содержание общегрупповой деятельности, а акцентировала внимание только на формальных критериях взаимодействия. То есть можно было лишь узнать, как происходит деятельность, а не что она включает. Автор: Евгения Бессонова